Не тихий "Дон"
ТРАССА М-4 "Дон", ВЕДУЩАЯ от Москвы до НОВОРОССИЙСКА, -ОДНА ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ДОРОГ СТРАНЫ. ОБ ЭТОМ ГОВОРИТ ХОТЯ БЫ ТОТ ФАКТ, ЧТО ЕЕ РЕКОНСТРУКЦИЯ ВОШЛА ОТДЕЛЬНОЙ СТРОКОЙ в ПРОГРАММУ "АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ РОССИИ" НА 2006 ГОД. РУКОВОДИТЕЛЬ ФЕДЕРАЛЬНОГО ДОРОЖНОГО АГЕНТСТВА ОЛЕГ БЕЛОЗЕРОВ НАЗВАЛ РЕКОНСТРУКЦИЮ АВТОМАГИСТРАЛИ "Дон" ОДНИМ ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ ПРОЕКТОВ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА РФ.
Магистраль "Дон" протянулась примерно на полторы тысячи километров от Москвы до Новороссийска. Трасса соединяет Московскую, Тульскую, Липецкую, Воронежскую, Ростовскую области, Краснодарский край и Адыгею с выходом на Новороссийск. На автомагистрали "Дон" самая высокая интенсивность движения и грузонапряженность между Москвой и Южным федеральным округом.
Старт строительству трассы был дан в 1984 году, но в 1989-1995 годах строительство приостановили и возобновили лишь в 1997 году. С тех пор работы по реконструкции и строительству новых участков -спрямлений трассы и обходов городов - ведутся постоянно.
Качество такой протяженной дороги не во всех регионах одинаково. Сотни километров этой федеральной автомагистрали имеют по одной полосе в каждую сторону. Конечно, реконструкция идет. В Московской, части Тульской области дорога добротная, четырехполосная (по две полосы в каждую сторону), причем с разделительными заграждениями или широкой разграничительной полосой. Под Воронежем и Ростовом, близ Богучара, - тоже.
На дороге "Дон" существуют участки, вполне подходящие под определение "современная автомагистраль". Есть и просто уникальный отрезок - единственная в России платная дорога - обход села Хлевное в Липецкой области. Участок введен в эксплуатацию в 1998 году. Общая протяженность - 17, 6 километра, 1-я техническая категория, 4 полосы движения, асфальтобетонное покрытие, проектная скорость для транспорта - 120 километров в час.
За все годы работы на платном участке не было ДТП, связанных с неудовлетворительными дорожными условиями. Пункты взимания платы оборудованы четырьмя шлюзами. Через шлюз N 4 пропускают только транспорт льготников - разного рода экстренных служб, тружеников села во время сельскохозяйственных работ, а также граждан, проживающих в Липецкой области. Все средства, собираемые за проезд, перечисляются в федеральный бюджет.
В Росавтодоре трассе "Дон" наряду со строительством ряда других объектов дорожной инфраструктуры (например, кольцевой дороги вокруг
Санкт-Петербурга) уделяется особое внимание.
Дорога за последнее время здорово преобразилась и стала одной из самых комфортных в России. Дорожные работы продолжаются, и есть надежда, что в скором времени участков для "русского экстрима" - обгонов с выездом на встречную полосу - здесь не останется вовсе.
Однако есть и проблемы. Главной из них, так же, как и на прочих дорогах России, остается безопасность водителей и пассажиров. Кроме того, трасса М-4 "прославилась" в феврале этого года, когда из-за обильного снегопада на границе Ростовской и Воронежской областей образовалась многокилометровая пробка, державшаяся несколько дней. Побывав на месте, руководитель Росавтодора Олег Белозеров провел совещание с руководителями дорожных служб и проектных организаций. Было объявлено, что реконструкцию трассы планируется завершить к 2010 году. Трасса будет расширена, появятся и необходимые объекты инфраструктуры и придорожного сервиса. Непосредственно на реконструкцию дороги потребуется не менее 50 миллиардов рублей.
Единовременно такие средства выделить федеральный бюджет не в состоянии. У Росавтодора есть программа, согласованная и с полпредством Южного федерального округа, и с губернаторами, по поэтапному строительству этой трассы. В следующем году основные участки реконструкции будут проходить по Ростовской области, а дальше перестройка трассы дойдет до Краснодарского края. Большое значение для ликвидации очагов аварийности, как, впрочем, и для повышения скорости доставки людей и грузов, будет иметь то, что трасса минует многие населенные пункты - в программу работ включено строительство обходов городов Елец, Ефремов, Богородицк.
***
СПРАВКА "РГ"
Магистральная федеральная автомобильная дорога "Дон" Москва - Воронеж - Ростов-на-Дону имеет протяженность 1167 км. Далее дорога переходит в автомагистраль М-29 в направлении Тихорецк, Кропоткин. Дорога проходит по территории Московской, Тульской, Липецкой, Воронежской и Ростовской областей. На основном протяжении дорога имеет асфальтобетонное покрытие с шириной проезжей части 7-9 м. На участках 22-24 км, 34-46 км, 464-488 км, 516-542 км, 1028-1055 км устроена разделительная полоса. Трасса дороги проходит в условиях равнинной и холмистой местности, пересекая с севера на юг зоны смешанных лесов Московской области, лиственных лесов Воронежской области, степей Ростовской области. Соответственно меняются и климатические условия (средняя температура января от -11 °С на начальных участках до -6°С - на конечных).