Перейти к основному содержанию

Главная      Российские дороги - самые сложные в мире

Российские дороги - самые сложные в мире

15 ДЕКАБРЯ в МОСКВЕ состоялось ОБСУЖДЕНИЕ "ОСНОВ КОНЦЕПЦИИ РЕФОРМИРОВАНИЯ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА РФ". С ТЕЗИСАМИ САМОЙ КОНЦЕПЦИИ МОЖНО ОЗНАКОМИТЬСЯ НА СЛЕДУЮЩИХ СТРАНИЦАХ НАШЕГО СПЕЦВЫПУСКА. НА ЭТОМ ОБСУЖДЕНИИ КОРРЕСПОНДЕНТУ "РОССИЙСКОЙ ГАЗЕТЫ" УДАЛОСЬ ПОГОВОРИТЬ С ЗАМЕСТИТЕЛЕМ РУКОВОДИТЕЛЯ ДЕПАРТАМЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА, АВТОМОБИЛЬНОГО И ГОРОДСКОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОЛЕГОМ ЛОМАНОВЫМ. РАЗУМЕЕТСЯ, РАЗГОВОР НАЧАЛСЯ С ОБСУЖДАЕМОГО СЕГОДНЯ ДОКУМЕНТА. Российская газета | Олег Александрович, зачем дорожной отрасли России реформа? В чем причины появления документа "Основы Концепции реформирования дорожного хозяйства Российской Федерации"?

Олег Ломанов | Во-первых, появление Концепции именно сегодня во многом связано с административной реформой. Но главная причина в том, что дорожное хозяйство России претерпевает сейчас существенные изменения в связи с экономическим развитием страны. 1990-е годы были не самыми лучшими в нашей истории. Дорожная отрасль переживала в этот период бурные изменения. Менялось финансирование, федеральные и территориальные дорожные фонды были упразднены в связи с введением нового Бюджетного кодекса, дорожное хозяйство перешло на финансирование из бюджета. Для того чтобы найти оптимальные решения и по структуре финансирования, и по другим важным экономическим вопросам, и была затеяна реформа.

РГ | Какова ситуация в дорожной отрасли России сегодня?

Ломанов | Когда работали дорожные фонды, было более-менее эффективное финансирование и был некоторый подъем в дорожном строительстве. После ликвидации фондов финансирование дорожного хозяйства уменьшилось почти в 3 раза! Понимаете, в 3 раза - это не на 10-15 процентов! Это очень существенное сокращение. Сейчас не хватает средств не только на строительство новых автодорог, но даже на поддержание сохранности действующих.

Я убежден, что государство делает все, что в его силах, для того, чтобы профинансировать дороги, но возможности у него ограничены. У нас огромная территория, при этом относительно слабо заселенная, и очень сложные климатические условия. По совокупности этих факторов Россию нельзя сравнивать ни с одной страной мира.

Главная беда российских дорог - климат. Самое страшное, как говорят дорожники, это "переход через ноль", то есть замораживание и оттаивание. И асфальт и, что еще важнее, основание дороги, не выдерживают перепадов российских температур. Другого такого климата в мире нет. Даже в холодной Канаде дело обстоит гораздо лучше. Основная часть населения Канады проживает на широте Украины, то есть гораздо южнее, чем Россия. В Скандинавских странах -Швеции, Финляндии, Норвегии - тоже холодно, но там Гольфстрим и там нет таких перепадов температур, как у нас. Все это говорит о том, что российские автодороги требуют очень больших капиталовложений.

Сейчас около 20 процентов инвестиционной программы России уходит на автодороги. Для бюджета страны это очень много, но это мало для дорог. 1-1, 5 процента ВВП России тратится на автодороги, а в развитых странах эта цифра составляет 3-5 процентов. Финансовые расходы на автодороги должны быть увеличены, если мы хотим иметь хорошую дорожную сеть.

РГ | Выделите самое важное в Концепции. Какие важнейшие посылы, на ваш взгляд, она несет?

Ломанов | Одна из важнейших проблем - это оптимизация финансирования, предусмотренная Концепцией. Остальное - это техническая работа для специалистов дорожной отрасли. Необходимо улучшать качество материалов, качество проектирования и строительства, стараться удешевить строительство, но, конечно, не за счет качества, пересмотреть многие нормативные документы и так далее. Все это предусматривается Концепцией.

РГ | Что планируется сделать для оптимизации финансирования дорожного хозяйства?

Ломанов | Вот как это формулируется в Концепции: формирование устойчивых целевых источников финансирования дорожного хозяйства, повышение эффективности расходования средств, и то, о чем я уже говорил, - повышение качества строительных работ и так далее. Основное здесь -формирование целевых источников финансирования. Но как это будет выглядеть, в точности пока непонятно. Сейчас идут поиски. При этом мы стараемся учитывать международный опыт. В некоторых странах есть дорожные фонды и дороги получают достаточное финансирование, а в других - фондов нет, но есть практика отчислений, и она работает не хуже. Как мне кажется, для нас очень интересен опыт Норвегии. Они разбогатели на продаже нефти 20 лет назад и очень много из этих средств направили на дороги. Во многих странах действует система целевых сборов - взимаются налоги на бензин, на продажу автомобилей и так далее. Сейчас мы изучаем этот опыт и ищем оптимальные для российских условий решения.

РГ | Одним из механизмов оптимизации финансирования является привлечение частного капитала, например, строительство платных дорог, концессии и тому подобное. О целесообразности этих методов высказывают разные, зачастую полярные мнения. Как вы считаете, какова может быть роль бизнеса в дорожной отрасли?

Ломанов | Действительно, об этом ведутся споры. Надо понимать, что платные дороги - это дополнительное привлечение средств. Если инвестор готов вкладывать деньги в строительство дорог - мы это можем только приветствовать. Более того, мы стараемся создать инвестору приемлемые условия. Такое сотрудничество выгодно всем. Частник строит дорогу и получает с нее прибыль, но дорога все-таки остается во владении государства - это общемировая практика. Мы очень ждем принятия закона о платных дорогах, это пойдет только на пользу дорожной сети. Летом был принят долгожданный закон о концессиях. Исходя из его положений, можно делать некоторые шаги в сторону государственно-частного партнерства на дорогах. Но в полной мере оно может реализоваться только с принятием закона о платных дорогах.

Бизнес может также выступать подрядчиком при строительстве или ремонте дорог. И это все. Дороги не могут быть переданы в частные руки. Это зона ответственности государства. И нигде в мире вы не найдете прецедента, чтобы опорная сеть дорог была в частном владении.

РГ | Концепция вводит важный принцип - бюджетирование, ориентированное на конечный результат. Не могли бы вы рассказать о его значении для дорожной отрасли?

Ломанов | Очень важно рационально расходовать средства, которые вкладываются в дороги. Мы не хотим слышать обвинения в том, что дорожники "закапывают" деньги. Собственно, многие положения Концепции - пересмотр нормативной базы, оптимизация финансирования, улучшение качества работ - так или иначе связаны с тем, чтобы эффективно, рационально потратить средства и получить хороший результат. Хороший результат в данном случае означает хорошие дороги или, лучше сказать, много хороших дорог. Это наша главная задача.

РГ | Учитывает ли Концепция задачу снижения аварийности на дорогах, поставленную Госсоветом?

Ломанов | Разумеется. Хорошие дороги - значит дороги с качественным покрытием, ограждениями, знаками и прочим. Это безопасные дороги. Комплекс мер, предусмотренных Концепцией, должен дать в результате хорошие дороги, а значит, повысить безопасность передвижения по ним.

Но надо понимать, что проблема безопасности включает в себя много составляющих. Это и конструкция автомобиля, и работа ГИБДД, и медслужбы и, самое важное, человеческий фактор. Чаще всего аварии случаются по вине водителя или пешехода.

РГ | Реализация мер, предусмотренных Концепцией, рассчитана на срок до 2009 года. Высказываются мнения, что этот срок неоправданно велик, что работать можно и нужно быстрее. Ваша точка зрения?

Ломанов | Срок до 2009 года это минимальный срок. В данном случае быстрее работать невозможно. Комплекс проблем слишком велик.

РГ | Последний вопрос касается, возможно, самой важной проблемы дорожного хозяйства России - законодательного обеспечения. Какие проблемы испытывает дорожная отрасль в этой области?

Ломанов | Это, действительно, важнейшая проблема. На сегодняшний день дорожники и автомобилисты России не имеют специального законодательства. Не существует ни устава, ни кодекса, ни единого закона о дорогах. Единой законодательной базы нет. Это очень тормозит процесс развития автодорог. Сейчас мы работаем над концепцией закона о дорогах, надеемся, что в следующем году он будет принят. Пока нет единого дорожного законодательства на пути реализации положений этих важных документов, Концепции реформирования дорожного хозяйства РФ и закона о платных дорогах, могут возникать серьезные препятствия.

[Графические материалы:

Финансирование подпрограммы "Автомобильные дороги" в целом по Российской федерации (млрд. рублей в ценах 2005 г.)

Материал доступен в бумажной версии издания]