КОНЦЕССИЯ ДЛЯ НОРМАЛЬНЫХ ГЕРОЕВ
С начала нового года вступает в силу федеральный закон "О концессионных соглашениях", который позволит начать строительство платных дорог. Министерство транспорта РФ разрабатывает около десятка таких проектов. Однако в следующем году успеют начать строительство только двух небольших трасс. По остальным еще не готовы инженерные решения.
Сегодня в России существует несколько небольших участков платных дорог, например, обход села Хлевное в Липецкой области и несколько участков трассы Москва - Ростов-на-Дону. Эти участки носят скорее экспериментальный характер, признался министр транспорта РФ Игорь Левитин на встрече в редакции "Гудка". Хотя закон о платных дорогах разрабатывался в Минтрансе еще с 1999 года, активно о строительстве таких магистралей заговорили только в прошлом году.
В этом году после отмены дорожных фондов существенно сократилось финансирование отрасли. Летом в Минтрансе приняли решение более не финансировать новое строительство, а деньги направлять на поддержание существующей дорожной сети. А осенью был принят закон о концессиях, который позволяет частным инвесторам участвовать в проектах по строительству объектов транспортной инфраструктуры. 1 января он вступает в силу.
Как считают в Минтрансе, строить платную дорогу имеет смысл только в том случае, если интенсивность движения на ней превысит 25 тыс. автомобилей в сутки. Такая интенсивность есть только в Московском регионе, именно большая часть платных дорог будет сосредоточена вокруг Москвы.
Сегодня существуют проекты строительства скоростной магистрали Москва - Санкт-Петербург, Центральной кольцевой автодороги в Московской области, платных дорог в аэропорты Шереметьево и Домодедово, обхода подмосковного города Одинцово, а также Западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге.
Как сообщил "Гудку" министр транспорта РФ Игорь Левитин, в 2006 году инвесторы успеют начать строительство двух платных дорог: обход Одинцова и трасса Москва - Шереметьево.
Соединительная магистраль "Обход Одинцово" должна начаться на МКАД в районе транспортной развязки с Молодогвардейской улицей и, обойдя Одинцово с севера, через 20 км влиться в Минское шоссе (М-1 "Беларусь"). Разработка обоснования инвестиций в проект уже завершена, в его финансировании участвовало правительство Московской области как сторона, заинтересованная в развитии дорожной сети в регионе. Стоимость строительства должна составить 12,1 млрд. руб., в первом квартале 2006 года планируется провести конкурс по отбору инвестора для строительства, сообщил Левитин. Обход Одинцова станет первым проектом по строительству платных обходов пробок на въезде в Москву и па выезде из нее. По словам заместителя министра транспорта Александра Мишарина, сегодня интенсивность движения па Минском шоссе перед въездом в город составляет 100-110 тыс. автомобилей в сутки.
Второй проект, который успеют начать в 2006 году, -платная трасса Москва - Шереметьево, которая начнется па Бусиновской развязке на МКАД, дойдет до аэропорта, а позже станет частью платной магистрали Москва - Санкт-Петербург. По словам Левитина, строительство 12-километрового участка обойдется в 700 млн. долларов, и он станет самым дорогостоящим па всей трассе.
Изначально Минтранс планировал провести дорогу внутрь Москвы и соединить ее с Горьковским шоссе. Предполагалось построить совершенно новую трассу, которая прошла бы через северо-восточную часть города. Однако московские власти не согласились делать платную дорогу внутри города, сказал Левитин.
В НИиПИ Генплана считают необходимым связать магистраль с Четвертым транспортным кольцом (ЧТК), строительство которого начнется в следующем году. Кольцо пройдет в северной части города вдоль Малого кольца Московской железной дороги. Как заявлял главный архитектор столицы Александр Кузьмин, если трасса Москва - Петербург не остановится у МКАД и войдет в город, ЧТК примет на себя часть транспортных потоков.
Московская область подготовила обоснование инвестиций МКАД - Шереметьево. Конкурс по отбору инвестора пройдет в первом квартале 2006 года, сообщил Левитин. Позже трассу планируется продолжить от Шереметьева через Солнечногорск до Клина, а дальше - до Санкт-Петербурга.
Уже к началу 2006 года консорциум, выигравший конкурс на разработку обоснования инвестиций в строительство трассы Москва - Санкт-Петербург, - ОАО "ГипродорНИИ", Ernst & Young и Freshfields Bruckhaus Deringer - должен будет завершить работу. По приблизительным подсчетам, длина новой трассы составит 650 - 670 километров. Хотя в Минтрансе неоднократно заявляли о намерении проложить автомагистраль вдоль железной дороги, до сих пор не ясно, где будет проложена трасса. Как стало известно "Гудку", у разработчика проекта - ГипродорНИИ - существует три варианта, ни один из которых до сих пор не одобрен в министерстве.
По мнению партнера компании Ernst&Young Евгения Сидоренко, строительство в рамках единого проекта не будет рентабельным, а частные инвесторы, скорее всего, заинтересуются строительством участков вблизи Москвы и Петербурга, где интенсивность движения наиболее велика. Таким образом, пока что неясно, как будет финансироваться строительство большей части трассы. По словам Сидоренко, затраты на реализацию всего проекта должны составить 6,3 миллиарда долларов, и, по мнению генерального директора ФГУ "Дороги России" Олега Шахова, проект вряд ли можно будет реализовать силами одного инвестора.
Другой крупный проект по строительству платной трассы - Центральная кольцевая автодорога в Московской области (ЦКАД). Ее предполагается проложить по Московскому малому кольцу ("малая бетонка") в обход крупных городов области, а на западе вынести на Московское большое кольцо ("большая бетонка") между Ленинградским и Минским шоссе. Вдоль дороги, длина которой составит приблизительно 450 километров, предполагается организовать кольцо из логистических центров, которые оттянут на себя грузовые потоки из города, также по ней планируется пустить транзитные потоки автотранспорта.
Проезд по ЦКАДу планируется сделать платным, при этом, как заявляли в Минтрансе, будет предусмотрена возможность приобретения абонемента. По мнению заместителя генерального директора "ИР Девелопмент" Андрея Репина, делать платными на ЦКАД имеет смысл только участки с высокой интенсивностью движения. Остальные просто не будут пользоваться спросом, уверен он. До весны консорциум в составе ООО "ИР Девелопмент", ОАО "ЛенГипроТранс" и ООО "Обермайер Консульт" должен завершить разработку обоснования инвестиций. После этого восемь месяцев должно уйти на разработку инженерного проекта, говорит министр транспорта РФ Игорь Левитин. Таким образом, само строительство начнется уже в 2007 году, а продлиться оно должно пять лет.
Также в 2006 году предполагается завершить разработку предпроектной документации к реконструкции подъезда ко второму аэропорту московского авиаузла - Домодедово - и введению на нем платного проезда.
Западный скоростной диаметр - единственный крупный проект платной дороги, не связанный с Московским регионом. Более того, его строительство началось еще до проведения конкурса по отбору инвестора. С августа на южном участке этой дороги, которая должна перехватить часть грузопотока из Большого морского порта в Санкт-Петербурге, уже ведутся работы. В начале декабря был объявлен сам конкурс, а результаты будут объявлены в конце января. Начальная стоимость строительных работ составляет 10,3 миллиарда рублей, и по условиям конкурса завершить их нужно в октябре 2008 года. Финансировать стройку планируется в том числе из бюджета Петербурга.
Как заявляли в Минтрансе, размер платы за проезд по платной дороге должен составить 1 рубль за 1 километр для легковых автомобилей и в 2 - 3 раза больше - для грузовых. Кроме того, предполагается, что к любой платной дороге будет альтернативный бесплатный проезд, которым смогут воспользоваться те, кто не сможет или не захочет платить. А после того, как платная дорога окупится с помощью платы за проезд и сдачи в аренду придорожной инфраструктуры - АЗС, ресторанов, гостиниц, - через 30 - 50 лет она перейдет государству и станет бесплатной.
***
СПРАВКА
В России существует только одна платная дорога федерального уровня: обход села Хлевное в Липецкой области на трассе М-4 "Дон" (участок 444,5-464,3 километра). Платный обход нескольких населенных пунктов короче бесплатного проезда на 2 километра. Содержит оба участка ГУП "Черноземье". Средства, собираемые за проезд, перечисляются в федеральный бюджет.
Остальные платные дороги -регионального или даже муниципального подчинения, сообщили "Гудку" в ФГУ "Дороги России". Есть платная дорога в Псковской области, платный мостовой переход в Барнауле. Кроме того, на трассе "Дон", по данным экспертов Мирового банка, есть короткие платные участки Воронеж - Тамбов и в городе Семилуки в Воронежской области.
[Графические материалы
Проект высокоскоростной автомагистрали Москва - Санкт-Петербург
Материалы доступны в бумажной версии издания]
***
Развитие автодорожного хозяйства (обход г. Одинцово)
Автомобильная дорога М-1 "Беларусь" (Строительство нового выхода на МКАД)
Новая автомобильная магистраль протяженностью 19,5 км начинается от МКАД в районе транспортной развязки с Молодогвардейской улицей и примыкает к автомагистрали М-1 "Беларусь" Москва - Минск в районе 33-го км (обход г. Одинцово).
Завершена разработка ТЭО для принятия постановления правительства РФ.
Объявлен конкурс на разработку инженерного проекта.
Подготовлена конкурсная документация для проведения инвестиционного конкурса.
[Графические материалы
Материалы доступны в бумажной версии издания]
***
Развитие автодорожного хозяйства (ЦКАД)
Согласно проекту новая трасса будет опираться на два существующих автомобильных кольца особого назначения (так называемые "бетонки") -Московское малое кольцо, Московское большое кольцо, на участки М-1 "Беларусь" и М-10 "Россия".
Планируемые к использованию в проекте ЦКАД участки обеих кольцевых дорог в результате реконструкции будут расширены до 3-4 полос в каждую сторону.
[Графические материалы
Материалы доступны в бумажной версии издания]