ПЕРЕВОЗЧИКИ ОБОЙДУТ ПЛАТНЫЕ ДОРОГИ НОЧЬЮ
Мнения будущих пользователей платных дорог - перевозчиков -о пользе нововведения разошлись. Одни уверены, что смогут сэкономить на времени, бензине, ремонте и сокращении количества краж груза. Другие - и их большинство - скептически относятся к проектам Минтранса. Они либо не собираются пользоваться платными дорогами вообще, либо поедут по ним редко, когда груз нужно доставить срочно, а цена за пользование трассой не превысит 1% от стоимости бензина.
"Лучше платные дороги, чем вообще никаких", - считает пресс-секретарь Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) Антонина Камчатова. По ее словам, использование платной дороги позволяет экономить не только на времени доставки груза. По подсчетам генерального директора транспортной компании "Паллий" Александра Мартынюка, груженая фура расходует при движении в пробке в два раза больше топлива: 60 литров дизельного топлива на 100 км вместо 30 литров при движении на нормальной скорости. Кроме того, по словам представителя АС-МАП, на платных дорогах предполагается более высокий уровень безопасности, таким образом, сократятся потери перевозчиков от нападений на водителей и краж груза.
Еще одним фактором экономии станет соблюдение водителями режима труда и отдыха. На платной трассе сервис должен быть лучше. "Наши водители обязаны, согласно международным соглашениям, соблюдать этот режим, и Российская транспортная инспекция контролирует соблюдение с помощью тахографов. Если водители нарушают режим, владельцам автомобилей приходится платить штрафы", - поясняет Антонина Камчатова. Более высокое качество дороги позволит сэкономить и на расходах на ремонт автомобиля, уверена она: "На трассе Москва - Петербург есть совершенно жуткие участки дороги, и ремонтировать их сложно, потому что невозможно перекрыть движение".
Стоимость проезда по платной дороге составляет небольшую часть общей стоимости доставки груза: по данным на ноябрь, стоимость доставки груза из Европы в Россию на одной машине в среднем составляла 1800 долларов. Таким образом, стоимость проезда по платной трассе Москва -Петербург (из расчета 2-3 рубля за километр, как заявлял Минтранс) составит 2400 - 3600 рублей туда и обратно, и, соответственно, менее 5% от всей суммы затрат автокомпаний.
Отметим, что международные перевозчики уже привыкли платить за пользование дорогами: в Европе действует несколько систем оплаты за дороги, говорит пресс-секретарь АС-МАП. Система "Евровиньет" в Дании, Швеции, Голландии, Бельгии и Люксембурге предполагает оплату пользования дорогами в зависимости от экологического стандарта грузового автомобиля, нагрузки на ось и количества рейсов. В Германии в этом году была введена система сбора платы с грузовиков в зависимости от количества осей и количества рейсов. "Хорошо было бы, если бы Россия присоединилась к одной из этих платежных систем", - утверждает Антонина Камчатова.
Между тем другие опрошенные "Гудком" перевозчики скептически отнеслись к проектам Минтранса. "Платные дороги интересны прежде всего водителям легковых автомобилей: на них они могут разогнаться", - считает генеральный директор транспортной компании "Паллий" Александр Мартынюк. По его словам, средняя скорость движения груженой фуры составляет 40 - 50 км/ч "Разгоняться до 90 км/ч - означает просто убивать машину", - пояснил он. В то же время качество дороги мало волнует перевозчиков. "В основном все ездят на маши-пах 15-20-летней давности, им плохая дорога не страшна", - заявил директор компании. По его словам, не представляют проблемы и пробки на дорогах. "Пробки есть только перед городами, водители их быстро проходят. Кроме того, такие длинные перегоны, как Москва - Петербург, в основном совершаются ночью, когда пробок не бывает, - считает он. - Поэтому сами водители не будут платить дополнительные деньги за пользование платной дорогой, а если эти деньги им выделит заказчик, они проедут по бесплатной дороге, а деньги оставят себе".
По словам сотрудника компании "Макси-Транс" Александра Седова, его водители уже пользовались платными объездами на трассе Москва -Дон. "Там бесплатный участок в очень плохом состоянии, а другой маршрут стоит 20 рублей", - объяснил он и добавил, что пользоваться трассой Москва - Петербург и платными объездами выходов из Москвы не стал бы. "За рейс в Петербург и так очень мало платят, и сокращать свой заработок за счет оплаты проезда бессмысленно, - пояснил Седов. - Если выезжать из города в шесть утра или поздно вечером, то пробок не бывает, и платить за объезд опять же не имеет смысла".
По мнению начальника управления мультимодальных перевозок группы компаний "Армадилло" Юрия Минакова, платные дороги будут пользоваться спросом, если стоимость проезда составит менее 1% от стоимости бензина. Ставка 2-3 рубля за километр соответствует этому уровню, однако если плата будет выше, то пользоваться дорогами уже никто не будет, считает он. В то же время, для того чтобы экономия на амортизации автомобиля при пользовании платной дорогой была существенной, необходимо, чтобы бесплатная дорога находилась в крайне изношенном состоянии, добавляет он. По словам Юрия Минакова, платные объезды пробок на границе мегаполиса при выезде из Москвы все же будут пользоваться спросом. "А в обратную сторону и платная, и бесплатная дороги упрутся в одну и ту же дорожную сеть, и пробка образуется и на платной трассе", - пояснил он.