КАК ПОЙДЕШЬ ТЫ В ЕВРОПУ
Наш отпуск был запланирован на две недели. Маршрут был намечен следующий: Москва (РФ) - Белоруссия - Польша - Словакия - Австрия. Конечным пунктом назначения планировался курортный город Цель-ам-Циллер... Впереди нас ждали километры автострад Европы
НАЧАЛО ПУТИ
Данная поездка оказалась для меня первой (надеюсь, не последней) столь продолжительной и насыщенной поездкой в Европу на автомобиле.
Это было интересно, мягко говоря, точнее, это было потрясающе!
Примерно месяц заняло оформление всех документов: виз, "зеленых карт" и пр. Для данной поездки, понятно, нам нужно было получить две визы: шенгенскую и словацкую.
Отъезд состоялся в субботу.
Я надеюсь, что моя статья станет рекомендацией к действию тем, кто отважится сам повторить нашу поездку, поэтому буду описывать все тщательно и подробно. И, может быть, вам это понравится.
Первой проблемой, которая встала передо мной, был сбор вещей. И это немаловажная проблема: отправляясь куда-либо, надо знать, что брать с собой, ибо в противном случае отдых может стать не в радость, а в тягость.
Выбор вещей, я думаю, для девушки всегда сложен. Послушавшись совета друзей, которые не раз ездили в такие поездки на авто, я избежала варианта "Потерпи, Дядя Федор, еще два платья осталось". Я взяла самый минимум: одежду для дороги, под комбинезон, для катания на лыжах, для прогулки и брюки для похода по музеям. В чем я не смогла отказать себе, так это в мягком банном халате, который сразу же занял половину моей сумки.
Так как поездка ожидалась некороткой, мы взяли продуктов из расчета на 4 человек, на машину. Кроме того, был сухой паек в виде консервных банок и обычной водки, которая на границе привлекла внимание таможенников. Но об этом позже.
Наша компания состояла из 8 человек - четверо на машину. Чуть позже к нам примкнула машина еще с тремя знакомыми.
Сборы были закончены поздно вечером. Утром, приехав к друзьям, мы упаковали выросшие кучи вещей. Затем встретились на МКАД с другой машиной, переупаковали багаж, уточнили некоторые детали и примерно в 8 часов тронулись в путь в направлении Бреста.
Начало любой дороги таит нечто интересное, и боясь пропустить что-либо, я до вечера следила за мелькающими городками, деревьями, людьми. Так мы подъехали к границе России и Белоруссии.
На границе нас встретили добродушные белорусские пограничники, которые нам сказали, что нужно оформить транзит, купить страховку. Кроме этого они предлагали обмен денег. За евро просили 26,10 рублей. Белорусские рубли к русскому шли по 47 рублей. В самой Белоруссии за 1 русский рубль дают 55 белорусских. Но обменивать не рекомендуем. Согласитесь, было бы неприятно, если бы вам в каком-нибудь магазине Австрии или Германии сказали, что у вас поддельные евро.
На границе мы приобрели транзит, страховку гражданской ответственности (4 или 5 $, или 154 рубля) и медицинскую страховку (на 4 человек вышло 680 руб).
Мы въехали в Белоруссия. Дорога, леса, довольно часто встречались грузовые машины. Следующая интересная остановка была немного позже границы. Это пост оплаты дороги, что для нас очень непривычно.Как с легкового транспорта, с нас взяли 92 руб. (или 3$). Для микроавтобусов это стоило 5$, для автобусов - 10$, грузовики платили, кажется, по 15$.
Ближе к Бресту мы встретили еще один такой пост - на выезде с белорусского автобана, который опустошил наш карман еще на такую же сумму.
К границе с Польшей мы подъехали уже довольно поздно. У брестского пограничного пункта была внушительная очередь, и мы решили поехать немного южнее через погранпереход "Домачево".
ПРОИСШЕСТВИЕ НА ГРАНИЦЕ С ПОЛЬШЕЙ
В Домачево также оказалась очередь, но не столь длинная, как в Бресте. Мы простояли в веренице машин часа три, так как еще плюс ко всему попали в пересменку у пограничников. Когда все это закончилось, началось все самое интересное. Мы подъехали к площадке для осмотра машин. Нас попросили выйти. Первыми осматривали машины и проверяли нас белорусские пограничники, потом таможенники. Маленькая будочка с окошком. Каждого вызывают по фамилии, сравнивают с вашим отображением в паспорте. Мне из нас четверых задали большее количество вопросов. Возможно, потому, что я не выезжала за границу раньше, а также потому, что к незамужним девушкам относятся осторожно. Спросили, с какой целью я еду, и еду ли я отдыхать в Словакию. Ответив на все вопросы, я получила свой паспорт. Затем машину осмотрели таможенники, задали стандартные вопросы о наркотиках, оружии, иконах и т.д.
Мы немного проехали дальше и остановились в ожидании польских таможенников. В это время Audi Сергея (это один из наших), стоявшая сразу за нами, зацепила другая машина, пытавшаяся отъехать с площадки осмотра. Представьте себе такую ситуацию, выехав из одной страны, но еще не въехав в другую, начать выяснение отношений с парнем, который, на свое несчастье, оказался не очень осторожен.
Польским пограничникам не особо хотелось участвовать в этом неприятном деле, поэтому они поскорей поставили печати в наших паспортах и отпустили со словами: "С вами, я бачу, одни проблемы".
Водитель машины, которая зацепила одну из наших, оказался белорусским пареньком. Разойтись полюбовно он отказался, т.к., по его словам, машина застрахована, и все можно решить проще. Только представьте картину: Польша, ночь и эта проблемка. Посоветовать могу, если кто-то попадет в подобную ситуацию; ГЛАВНОЕ - НЕ ПАНИКОВАТЬ. Мы немного все находились в таком состоянии, да к тому же точно не знали, как правильно выйти из этой ситуации.
По нашим российским представлениям в подобных случаях, для получения страховки необходимо зарегистрировать дорожно-транспортное происшествие в ГИБДД. Поэтому нашим первым желанием было вызвать на место дорожную полицию, но, узнав, что за вызов придется выложить немалую сумму - 120 $, мы решили самостоятельно найти блюстителей порядка на польских дорогах. Таможенники вежливо объяснили, как найти полицейских, но сопроводить отказались. Наш белорус взялся быть поводырем, только не сообщил, что поиски полиции могут занять больше времени, чем мы предполагали. Вереница из четырех машин (первая - виновника происшествия и три наших) колесили по ночной Польше в течение двух часов. Наконец, когда удалось все-таки найти дорожную полицию в польском городке Бяла-Подляска, выяснилось, что, во-первых, мы серьезно отклонились от запланированного курса, а, во-вторых, сонные полицейские толком не могут понять суть проблемы, да и дела до нас им, по правде говоря, нет.
По всей видимости, чтобы решить эту проблему цивилизованно, надо было взять у виновника отрывной талон от страхового полиса и после уже по нему требовать от страховой компании возмещения ущерба. Но, мало того, что я в этом и до сих пор окончательно не уверена, так еще, плюс ко всему, это коренным образом расстраивало наши планы.
Порядком утомившись от неопределенности, мотания по польским дорогам и выяснения отношений, мы сошлись на том, что белорус отдает нам всю имеющуюся наличность, которой оказалось не так много, для ремонта царапин на бампере, заднем крыле и также замены заднего фонаря - 198 $. Признаться, было немного жалко нашего неожиданного знакомого, который был серьезно расстроен происшедшим.
Так как время было уже далеко за полночь, дальнейшей нашей задачей было найти мотель. Это в Польше сделать несложно, особенно вблизи оживленных дорог. Причем идея многочисленных польских мотельчиков очень проста и интересна. Я думаю, из большинства наших дачных участков можно было бы построить такие уютные ночлеги для проезжающих. Мы выбрали небольшой двухэтажный домик с пятью номерами на каждом этаже. В номере - две кровати, телевизор, столик, небольшой душ и туалет. Все чисто и вполне достаточно для остановки на ночь. Стоит такой номер от 80 до 100 злотых. В среднем в мотелях это стоит от 60 (без телефона) до 130 злотых. Завтрак -12 злотых. Территория за нашим мотелем сделана под парковку. Место на одну машину стоит 5 злотых за ночь.
ДОРОГИ В ПОЛЬШЕ
Наутро со свежими силами мы тронулись в путь по дорогам Польши. Мы ехали через небольшие городки (Парчев, Любартув, Красник, Сандомир), состоящие из маленьких домиков. И более крупные - Люблин, Краков. Что удивляло, так это отсутствие людей на улицах. Очевидно, у них принято по воскресеньям сидеть дома.
То, что я увидела на вывесках, можно отнести к остаткам нашего единого языка до построения Вавилонской башни. Есть во всех языках слова, которые мы как бы понимаем, но когда узнаешь истинное значение этого слова, то оно оказывается очень далеко от понимаемого. Например, турецкое "bardak" означает всего лишь стакан, белорусская вывеска "чacopici" означает газета, английское "important" не раз вызывало смех одноклассноков, когда кто-то произносил его неправильно, а означает всего лишь важный. Так и вывеска на польских зданиях "SKLEP" навеяла грустные мысли. Но, когда она стала появляться почти на каждом доме и автозаправке, не стоило труда догадаться, что это всего лишь МАГАЗИН.
Путь нам предстоял неблизкий, к утру понедельника, по планам, мы должны были добраться до Австрии. Это было довольно сложно, так как никто из нас не привык к дорогам дальнобойщиков.
Но пока отвлекусь на то, что должно быть интересным для автолюбителей. Это дороги и автопарк стран, которые мы проехали. В Белоруссии была не плохая платная дорога, лучше, чем у нас. В Польше дороги гораздо уже, но они более ухоженные, с хорошей разметкой. Интересной особенностью польских дорог являются информационные таблички к дорожным знакам. Их довольно много: такие, как "Колея" (koliei) - это табличка у дороги, которая на самом деле ровнее наших самых ровных, "Выпадок" (wypadki) - конечное значение этой таблички мы так и не поняли, поскольку на них изображались забавные картинки. Например, машинки, догоняющие одна другую, или машинка, сбивающая человека, или машинка, сталкивающаяся с паровозиком. Очевидно, эти криптограммы изображают возможные последствия неосторожной езды во время осадков.
Сколько стоит там бензин? 95-й евросупер неэтилированный (eurosuper bezoloviana) стоил 2,97 злотого за литр. 98-й - по 3,34 злотого. Почти на каждой польской бензоколонке можно заправиться и газом. Это обойдется в 1,1-1,5 злотого.
Теперь об автопарке. Что касается Белоруссии, то, как я чуть раньше писала, на нашей трассе (Брест-Москва) встречалось очень много дальнобойных фур. Большая часть из них довольно дорогие, современные. Например, Mercedes-Benz Actros и MAN TG-A.
Для Польши характерно хорошее состояние машин в отличие от России. Частенько встречаются машины марок FIAT, Daewoo. Можно увидеть и много других недорогих моделей, в основном французских машин. Связано это с тем, что некоторые из них производятся в Польше.
***
Поистине народным автомобилем в Польше является FIAT 126 Р, или Maluch, лицензионный автомобиль, которому польский конвейер продлил жизнь. По пропорциям этот автомобиль напоминает горбатый "запорожец" ("ЗАЗ-965"). Как и у "Запорожца" двигатель - сзади. Рабочий объем 0,65 л. Но дизайн чуть более современный (70-е годы): угловатые плоские панели кузова, прямоугольные фары. И вот такие машинки составляют, примерно 20% всего автопарка Польши.
Е.Антонова.