Летний форсаж автобана отменяется
Совершить поездку первым украинским автобаном Киев-Одесса нынешним летом автомобилистам, по всей видимости, не удастся. Строительство основной "артерии" 9-го Международного транспортного коридора и коридора "Балтийское море-Черное море", как заверил на прошлой неделе в ходе рабочей поездки в Одесскую область Премьер-министр Украины Виктор Янукович, полностью завершится лишь осенью этого года. Его мнение разделяют и дорожники, решившие не форсировать дату запуска объекта, которую они хотели приурочить ко Дню Независимости - 24 августа, а перенести ее ориентировочно на первые числа октября текущего года. Причин тому, объясняют в ГАК "Автомобильные дороги Украины", несколько. Среди них - затяжной погодный форсмажор нынешней весны, желание сосредоточиться на качестве работ и стопроцентном выполнении технологий, дабы не был блин комом, а отвечал самым высоким требованиям автодорожного строительства. Однако основная причина затягивания сроков запуска в эксплуатацию автобана - не вовремя оформленная на получение кредитов документация. Она и внесла свои коррективы в вопрос финансирования строительных работ на автомобильной дороге Киев-Одесса, которые ведутся на участке Жашков-Краснознаменка.
Строили и... не достроили Стоимость реконструкции этого участка дороги в соответствии со строительным проектом составляет 2, 970 млрд. грн., из которых на данный момент использовано лишь 42%. "Живое" финансирование строительства дороги Киев-Одесса (общая протяженность автобана равняется 454 км), которая в будущем обещает связать крупные промышленные, административные и культурные центры Украины с морскими портами и зонами отдыха на Черномор-ском побережье, а также обеспечить транзитные автотранспортные перевозки между Балканскими странами, Россией, Балтией и Скандинавией, началось только в октябре-ноябре 2003 года. Основное "денежное вливание" после принятия весной прошлого года Закона Украины "О реконструкции и эксплуатации на платной основе автомобильной дороги Киев-Одесса на участке от Жашкова до Краснознаменки", сделала Укрзалізниця, заключив договор с Государственной службой автомобильных дорог ("Укравтодор") о финансировании работ в счет средств, привлеченных от выпуска облигаций на сумму в 500 млн. грн. Минтранс сыграл в ва-банк и приступил к строительству, не ожидая инвестиционного бума, иначе Г. Кирпе пришлось бы говорить, что "воз и нынче там".
После таких решительных мер министра проектом заинтересовались инвесторы из Италии, России, изъявили готовность предоставить кредиты и отечественные коммерческие банки. Однако от слов к делу - дорога неблизкая, что подтверждает практика. Поэтому сегодня строительство трассы - удел Укрзалізниці и частично украинских финансистов, совместно вложивших в проект 1 млрд. 350 млн. грн.
Сложившуюся ситуацию, уверяет министр транспорта, не следует драматизировать.
Выход обязательно будет найден, тем более, что на рассмотрении находится кредит Deutsche Bank в размере 480 млн. долларов. В любом случае дорога будет построена, в этом убеждены все - от первых лиц до пользователей дорожного полотна. Вопрос только в сроках. Ведь если государство стремится к развитию, утверждению своей независимости, ориентируется на интеграцию в европейское сообщество, оно не может обходиться без современных магистралей.
После пробного варианта строительства Украина будет просто обречена на дальнейшее развитие государственной сети автотранспортных магистралей, которые будут полностью соответствовать своему названию.
Единственные, кто, в отличие от финансистов, сегодня оправдывает доверие министра, - это дорожники, работающие на проекте. Сейчас на строительстве от Жашкова до Краснознаменки кипит работа. В предыдущие годы участки от Киева до Жашкова и от Одессы до Краснознаменки протяженностью соответственно 138 и 81 км были реконструированы под четырехполосное движение и должным образом оборудованы. Средний же участок - две полосы общей шириной 7, 5 м от Жашкова (Черкасская обл.) до п. Краснознаменка (Одесская обл.) протяженностью 235 км реконструируется впервые с момента строительства дороги (60-е годы), поскольку совершенно не соответствует современным требованиям автодорог. Ныне Украина занимает третье место в Европе по экспорту и импорту продукции, но из-за неудовлетворительного состояния дорог часто возникают задержки с доставкой товара, что вызывает их дальнейшее подорожание. Это, отмечают эксперты, в значительной степени препятствует наращиванию объемов транзитных перевозок по данному маршруту. К тому же на данном участке трассы тенденцию роста приобрел такой фактор, как экономические потери владельцев автомобилей.
Вынужденное снижение средней скорости до 40-70 км/ч, длинные затяжные продольные уклоны, перерасход горючего, повышенная амортизация авто- транспортных средств и высокая аварийность - все это присутствует на дороге Жашков-Краснознаменка.
В настоящее время над изменениями скоростного дорожного полотна работает 51 строительная организация из 9 стран (Украина (строительные подразделения Укрзалізниці, а также автотранспортные механизмы подразденений ОАО "ГАК "Автомобильные дороги Украины" из всех регионов), Россия, Молдова, Македония, Турция и другие). Основные усилия направлены на земляные работы. Кроме вывоза почвы и подготовки земляного полотна к укладке щебня, также проводится обустройство водоотводов. Для этого роются траншеи, куда затем укладывается специальное полотно. В таких объемах подобные работы в Украине выполняются впервые. Не снижают заданных темпов мостостроители и заготовщики щебня из украинских карьеров.
Строительство дороги европейского уровня требует использования соответствующей техники. С этим, к счастью, у нас проблем нет. Украинские автодорожники в совершенстве овладевают ее лучшими зарубежными образцами, управляясь с ними ничуть не хуже своих западноевропейских коллег. Асфальтоукладчики "Фогель-2001" с бортовым компьютером укладывают асфальт, ориентируясь по стальной нити, протянутой по краю проезда, оставляя за собой идеально ровную поверхность слоя горячей смеси. Асфальтобетон в него загружают из 12-тонных КрАЗов, чем достигается непрерывность работы. За один день такая машина покрывает асфальтобетоном 2 км трассы при ширине захвата 9 м. Не менее эффективно работает и другой "Фогель", габариты которого несколько скромнее. Установленная на нем раздвижная плита дает возможность регулировать ширину захвата от 3 до 6 м. Успешно используются в местных условиях вибрационные катки фирмы "Виртген".
На строительстве автобана широко применяются принципиально новые технологии.
К примеру, дорожное покрытие выполняется из асфальтобетонной смеси на модифицированном битуме с добавлением компонента элвалой-ам американской фирмы "Дюпон", повышающего термостойкость и долговечность дорожного полотна.
Результатом целого комплекса работ на одном из проблемных участков магистрали, составляющем практически половину всего расстояния от столицы Украины к морским портам южного региона, станет скоростная трасса. Среди ее особенностей - отсутствие встречных полос движения, перекрестков, а в населенных пунктах - наземных переходов. Металлическая сетка, которой автомагистраль оградят с обеих сторон, будет препятствовать доступу животных и людей на проезжую часть. Это делается с тем, чтобы транспортные средства имели возможность развивать на дороге максимальную скорость. Для легкового транспорта она установлена на уровне 160 км/ч (согласно нормативам для дорог такого класса), для пассажирского - 120, минимальную скорость планируется установить на уровне 110 км/ч.
Построенный по западноевропейским стандартам автобан Минтранс намерен оснастить также по-европейски - разветвленной системой дорожного сервиса, в том числе СТО, медицинскими пунктами, структурой общественного питания, гостиницами. К европейским стандартам приблизится и безопасность движения.
Однако скоростной режим новой дороги из-за недисциплинированности украинских водителей потребует усиленных мер безопасности движения. На данный момент по просьбе министра транспорта Г. Кирпы руководство МВД распорядилось усилить милицейское патрулирование на строительстве автобана Киев-Одесса. В результате этого сейчас 20 автопатрулей в круглосуточном режиме помогают дорожникам на 239-километровом участке, где ведутся строительные работы.
После официального открытия автобана количество таких автопатрулей, говорят в Департаменте ГАИ МВД Украины, по мере необходимости уменьшится (1 автопатруль на 50 км дороги). К тому же на помощь им придут и стационарные посты дорожно-патрульной службы (по одному в каждой области). В перспективе безопасность движения на магистрали будут контролировать специальные фоторегистрирующие установки, хотя для этого этапа контроля необходимо создать соответствующую законодательную базу, которая даст возможность на основе материала фотопленок привлекать к ответственности нарушителей. В этом начинании ГАИ поддерживает и руководство страны, в часности, Премьер-министр Украины Виктор Янукович, осматривая на прошлой неделе автобан, отметил, что именно на этой магистрали Украина обрела опыт, который будет использовать в дальнейшем. Опыт строительства автобана Киев-Одесса показал, что у нас для реализации столь масштабных проектов отсутствует небходимая законодательная база. В дальнейшем Кабмин намерен разрешить этот вопрос путем подготовки соответствующих решений в этой сфере.
Платить или нет за проезд До конца несогласованным остается вопрос оплаты проезда по автобану. Этот момент неоднократно обсуждался соответствующими структурами и государственными чинами. Руководство страны положительно относится к этой идее. В частности, Президент Украины поддержал рисковое решение о строительстве практически 500-километрового автобана Киев-Одесса и даже взял проект по реконструкции и эксплуатации на платной основе автомобильной дороги Киев-Одесса на участке от Жашкова до Краснознаменки в прошлом году под свой патронат. В Министерстве транспорта информацию о том, что за комфортный проезд придется платить, не отрицают, однако при этом уточняют, что плату будут брать только после появления альтернативной дороги, что является необходимым условием при эксплуатации платных дорог. Последняя же появится не ранее чем через год-полтора. Именно в этот период, заверяют в Минтрансе, завершат постройку альтернативной дороги, которая будет проходить параллельно полотну автобана. Сейчас генеральный проектировщик "Укргипродор" выполняет изыскательские работы и разрабатывает проект устройства альтернативного проезда.
Отказаться от платных услуг на первом автобане Украина не может, поскольку этот вопрос прописан в Законе "О реконструкции и эксплуатации на платной основе автомобильной дороги Киев-Одесса на участке от Жашкова до Краснознаменки". К тому же в июне этого года Верховная Рада решила сделать платным проезд по всему автобану Киев-Одесса, приняв изменения к вышеупомянутому Закону. Полученные средства, как предполагается, значительно пополнят государственный бюджет. Ранее оговариваемые тарифы на проезд выглядят следующим образом: 0, 12 коп. за 1 км для легковых авто и 0, 31 коп. - для грузовых. Однако они подлежат окончательному согласованию, учитывая затраты топлива на 1 км дороги. Планируется, что окончательный вариант стоимости проезда будет утвержден до конца текущего года.