Перейти к основному содержанию

Главная      СКОРОСТЬ РАЗВИТИЯ

СКОРОСТЬ РАЗВИТИЯ

Для всех нас привычно соизмерять просторы Родины с проблемами, которые неизменно связаны с преодолением расстояний. А известные цитаты Гоголя о транспортных бедах россияне выучивают раньше других крылатых выражений. Конечно, колесо от брички в "Мертвых душах" сегодня совсем не символ российской действительности, но проблемы дорог, которые приобрели качественно новое значение, по-прежнему не теряют актуальности. Национальной идеей провозглашена конкурентоспособность страны. А какой может быть соревновательность без обеспечения скорости. Вообще и, в частности, - движения по автомобильным дорогам. В числе первоочередных целей, заявленных в работе Правительства Рязанской области по рекомендациям главы исполнительной власти региона, Губернатора Г.И. Шпака - решение транспортных задач.

Высокий смысл дорог

В этом ключе поле для деятельности у нас достаточно обширно. В области 6 445 километров дорог территориального и 502 километра федерального значения. Дорожная отрасль - значимый сегмент экономики региона. Задача повышения ее эффективности становится понятной при учете макроэкономического фактора: рост рыночной экономики сопровождается опережающим развитием автомобильного транспорта, увеличением объема грузоперевозок. Также понятно, что при росте производства закономерно усиливается потенциал для проведения социальных преобразований.

Мотивация для развития этого направления серьезнейшая. Транспортные артерии, как принято называть дорожную сеть, в Рязанской области достаточно распространены для того, чтобы регион занимал пристойное положение в Центральном федеральном округе. Третье место среди соседей по ЦФО в 2003 году по объемам финансирования дорожного хозяйства также внушает уверенность в собственных позициях. При этом стартовому рывку в развитие мешают препятствия как финансового, так и стратегического значения.

Серьезную озабоченность вызывает диспропорция между прогрессирующей автомобилизацией населения и пропускной способностью дорожной сети, которая в большой степени требует ремонта и модернизации. По данным ГИБДД, каждое четвертое дорожно-транспортное происшествие связано с неудовлетворительными дорожными условиями. Еще один фактор проблематики также лежит на поверхности, вернее, спущен сверху: по решению Министерства финансов РФ собственные доходы дорожного фонда области определены на этот год в завышенном размере - 2,6 миллиарда рублей, при ежегодной потребности рязанского дорожного хозяйства в среднем в два миллиарда рублей. В результате область оказалась лишена федеральных субсидий и субвенций на дорожное строительство.

Как наполнить дорожный кошелек?

Однако основной источник финансирования территориального дорожного фонда - собственные доходы в этом году, по подсчетам специалистов, могут составить чуть более одного миллиарда рублей. Часть из ожидаемых поступлений, уже заложенных в доходную часть областного бюджета, в предыдущие годы составляли акцизы от дизельного топлива, бензина и масел, производимых на нефтеперерабатывающем заводе. Прогнозам рязанских экономистов помешали новации кабинета министров. С первого января 2004 года постановлением Правительства РФ эти средства распределяются между бюджетами всех восемнадцати субъектов ЦФО. Потери наших дорожников приравниваются к пятистам тысячам рублей. Тревог добавляет и схема налоговых отчислений от транспортного и земельного налогов, собираемых на территории региона. Как правило, они поступают в бюджет лишь к истечению строительного сезона, т.е. в конце года.

Впрочем, картина в Рязанской области мало чем отличается от проблем большинства российских дорожников. Недаром сейчас создается Транспортная стратегия РФ, на основе которой будут приниматься решения в этой отрасли. Власти нашего региона так же ищут пути развития. Приоритеты заявлены - создание современной дорожной сети, соответствующей темпам социально-экономического развития страны, росту автомобилизации, отвечающей потребностям населения, а также обеспечивающей повышение безопасности. В посылах Транспортной стратегии волнует один существенный момент - естественно, финансирования. Объем денежного наполнения федеральной программы предполагается установить в объеме (приблизительном) двадцати девяти триллионов рублей. При этом 40 процентов этой суммы должны предоставить бюджеты муниципалитетов и регионов. В этом вопросе можно не гадать. Ясно, что региональным бюджетам, в абсолютном большинстве дефицитным, выполнять задуманное будет очень напряженно.

На Госсовете, состоявшемся в конце 2003 года, Президент России отметил, что транспорт обеспечивает "экономическое единство страны". Исключительную важность вопроса понимает и новое Правительство Рязанской области. Для чего разработан ряд собственных мер, направленных на устранение существующего положения. Не секрет, что состояние транспорта и пути финансирования этой отрасли могут служить точным индикатором для оценки управленческих способностей руководства. Действия исполнительной власти Рязанской области направлены по трем векторам: инвестиции, модернизация и совершенствование структуры управления.

Главой Правительства Рязанской области А.В. Яриным предприняты шаги по увеличению финансирования дорожного хозяйства области. В частности, ведутся переговоры с руководством Федерального дорожного агентства о восстановлении поступлений из госбюджета в виде субсидий и субвенций для развития областной сети дорог. Предполагается, что из федерального бюджета будут выделены 625 миллионов рублей на приведение дорог в нормативное состояние, 156 миллионов для достройки обхода города Щацка, ремонт рязанского участка федеральной трассы М-5 также потребует 150 миллионов рублей, 201 миллион необходим для строительства обходов населенных пунктов этой дороги. Защищая интересы области с помощью конкретных и разработанных проектов на федеральном уровне, руководство области одновременно ищет и другие источники финансирования. Так, уже определен инвестор, готовый принять долевое участие в проекте постройки платного Южного обхода города Рязани на федеральной трассе. Экономические расчеты доказывают обоснованность и окупаемость пилотного в инновационном развитии транспортной проблематики проекта.

В поисках альтернативы

Кстати, тема платных дорог по велению времени все чаще выходит на различные уровни обсуждения. Именно об этом, - вкупе с бесплатными трассами, - пути по решению разгрузки транспортных потоков и варианту финансирования отрасли говорилось и на заседании Государственного Совета, и в Послании Владимира Путина Федеральному Собранию в апреле этого года.

В рамках действующих схем ведения дорожного хозяйства Рязанской области также не исчерпаны все возможности. Большей эффективности исполнительная власть региона намерена добиться через проведение конкурсов при определении подрядчика на осуществление работ. В дорожной сфере в Рязанской области работают более семидесяти организаций. Высокая конкуренция между подрядчиками при проведении открытых торгов способна обеспечить искомое: эффективность. В такой деятельности она определяется экономией средств с увеличением объемов производимых работ. Только за шесть месяцев текущего года работа по этой схеме способствовала экономии бюджетных средств на 14 процентов. В сумме сокращение расходов составило более 69 миллионов рублей.

Да, на современном этапе развития экономики без хорошей инфраструктуры автомобильных дорог не обойтись. При этом дороги - это не только коммуникации, соединяющие населенные пункты и обеспечивающие доставку грузов. Развитость дорожных трасс увеличивает инвестиционную привлекательность региона, повышает его экономический рейтинг. Крайне важно, что дороги определяют доступность для людей мест работы, лечения, учебы и отдыха.

Чтобы путь был в радость

Развитие общественного транспорта как важной составной части общественной инфраструктуры - также в свете внимания Правительства области. Губернатор Г.И. Шпак определил реформирование системы пассажирских перевозок второй целью в сфере дорожного хозяйства и транспорта. Ведь надежная и эффективная работа транспортных артерий является показателем социальной и политической стабильности и во многом определяет качество жизни жителей области.

Существующая система организации общественного транспорта демонстрирует высокую аварийность и низкую эффективность. В Правительстве Рязанской области разработан программно-целевой подход к острому вопросу. В частности, план реформирования включает в себя введение единого для всего региона порядка пассажирских перевозок и единых требований к организациям, осуществляющим перевозки. Принципы нововведений базируются на пошаговых мероприятиях: составление реестров маршрутов, проведение открытого конкурса на их выполнение. Стоит отметить, что все перевозчики, изъявившие желание участвовать в конкурсах, пройдут квалификационный отбор на соответствие требованиям законодательства. Победителям будут выдаваться маршрутные карточки, а право на владение ими будет подтверждаться каждые полгода.

Разработчики программы нового подхода к пассажирским перевозкам уверены в том, что такой принцип поможет решить проблему нарушений и нелегальной деятельности в сфере перевозок. А нашим гражданам в результате окажутся по плечу любые расстояния, преодолевать которые они смогут не только с необходимым комфортом, но и с современной скоростью. Скоростью, необходимой для общего развития.