Россию сделают страной автобанов
Скоро для наших машин не хватит дорог. По данным Министерства транспорта и связи РФ, автопарк России увеличивается ежегодно на 7-10%, тогда как темпы дорожного строительства намного ниже. При этом не менее трети существующих федеральных дорог и более 15% мостов находится в неудовлетворительном техническом состоянии и нуждается в ремонте.
Дорог в России, по мировым стандартам, просто мало: на тысячу жителей приходится всего 5,3 км этого удобства, тогда как в США - 13 км, во Франции — 15. К тому же конфигурация дорожной сети РФ имеет радиальную структуру - по принципу «все дороги ведут в Рим» (Третий), из-за чего путь из одной глубинки в другую зачастую получается неоправданно долгим и дорогим. Зато такая структура дорог является наглядным подтверждением того, что Россия - исконно централизованная страна, и всякий там федерализм ей чужд. Кроме того, оценив наши дороги, можно сделать вывод, что Россия — страна, склонная к самоизоляции и экономической автаркии населения: около 50 тыс. населенных пунктов на ее бескрайних просторах не имеют круглогодичного дорожного сообщения с внешним миром. А плачевное состояние имеющихся автодорог сдерживает экономическое развитие страны. Ведь стоимость автоперевозок у нас получается в 1,5 раза выше, чем в развитых зарубежных странах, а доля издержек на автоперевозки в конечной стоимости продукции составляет 15-20% по сравнению с 7-8% в развитых странах.
Сколько дорог нам нужно построить? Руководитель государственной службы дорожного хозяйства Игорь Слюняев утверждает, что «для того, чтобы заявить, что у нас сформирована опорная сеть, нам необходимо построить порядка 50 тыс. км дорог, которые будут иметь федеральное значение, и порядка 400 тыс. км дорог общего пользования». Сейчас же в строй вводится 1 тыс. км федеральных и еще порядка 6 тыс. км местных дорог в год. Вот лет через 50 и построим эту самую «опорную сеть». А куда торопиться?
Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов и безопасность на дорогах. Эта проблема просто вынуждает внимательнее относиться к дорожному комплексу. По оценкам Минтранса, если необходимые меры по модернизации и развитию дорожного комплекса России не будут предприняты сейчас, то к 2010 г. свыше 60% автодорог не будут соответствовать эк-" сплуатационными требованиям, нагрузка на дороги возрастет в 4 раза, скорость движения снизится на 20%, а в иных мегаполисах движение будет полностью парализовано. Количество ДТП при этом возрастет на 40-45% — тогда, как и сейчас, в авариях по стране гибнет свыше 30 тыс. человек в год.
В общем, с дорогами надо что-то делать. Но что, если российский бюджет хронически недофинансирует дорожное строительство и ремонт?
В правительстве тем временем решили посмотреть на проблему шире — ведь большое видится на расстоянии. Министерство транспорта и связи разработало программу модернизации и развития автомобильных дорог в РФ на период аж до 2025 года. Но руководство в начале мая отравило ее на доработку. «Хотелось бы улучшить эту программу, сделать ее целевой, амбициозной, реалистичной и добиться 100-процентного выполнения», — вынес свой вердикт Михаил Фрадков. Добиться 100-процентного выполнения — это и есть высшее проявление амбициозности! Минфину РФ попутно было дано задание найти источники финансирования дорожных работ в субъектах РФ. А где их там взять, если на протяжении последних лет укрепления «вертикали власти» Центр перетянул к себе львиную долю региональных доходов?
Остается одна надежда — на частный капитал. К строительству дорог предполагается шире привлекать инвесторов, которые превратят автобаны в прибыльные предприятия. Как? Во-первых, новые дороги будут платными. Пусть инвесторы строят их и берут деньги за проезд, но с одним условием: чтобы из пункта «А» в пункт «Б» можно было доехать не только по платной, но и по бесплатной дороге. Второй способ привлечь инвесторов — это отдавать им на откуп не только саму дорогу, но и прилегающие территории. Там можно понастроить магазинов, кафе и прочих деньгоотсасывающих заведений. Это принесет дополнительную прибыль инвесторам и разнообразит езду. Только представьте себе: едете вы по скоростному автобану «Подлещики-Кулебякино», а вокруг — дискотеки, игровые залы, интернет-кафе и пятизвездочные мотели...
Это, конечно, шутка, или уж на худой конец — дело далекого будущего. Пока не ясно, где взять такого инвестора, который согласился бы строить дорогу из Подлещиков в Кулебякино, причем напрямую, а не через Москву. Ведь в условиях средней России километр дороги четвертой категории обходится в сумму от одного до нескольких миллионов долларов, а первой категории — и все $30 млн. потянет. Это при нормальных условиях, а если на пути встретятся горы или болота — цена еще возрастет. При этом окупается дорога лет за 25, не меньше. Тут нужны отчаянные инвесторы!
В общем, дороги в России - традиционно слабое место. Или сильное — если к нам пожаловал враг. Может быть, упорное нежелание их строить — это неосознанное проявление инстинкта самосохранения нашего народа? Возможно. К тому же за многие века почти круглогодичной распутицы мы научились обходиться без дорог — и тем не менее умудрились построить свою империю. Этим бездорожьем наша империя в корне отличалась от Римской, где со строительства Via Miiitare начиналось покорение новых земель. Нам это ни к чему. Мы изобрели альтернативные способы передвижения: в нашем арсенале есть, например, гуси-лебеди, конек-горбунок, ковер-самолет. Кому-то больше по душе олени. А в прошлом веке японцы утверждали, что для того, чтобы не строить дорог, русские изобрели «УАЗ». Тоже вариант, хотя многие «козловоды» опасаются причислять свои транспортные средства к внедорожникам: о какой проходимости может идти речь, если эта машина две канавы легко преодолеет, а в третьей сломается? ... Олень все же лучше.
Возможно, теперь, в свете стратегических планов наших дорожных строителей, ситуация изменится: новые платные дороги будут исправно служить «новой России», приближая ее население к мировым стандартам мобильности. Но параллельно с ней будет существовать и старая, с бесплатными раздолбанными колеями Россия, живущая в своей сказке... про «козла», «буханку» и «головастика» (как в незапамятные времена окрестили в народе детища Ульяновского автозавода).