Перейти к основному содержанию

Главная      Российские магистрали: сотни километров объездного пути

Российские магистрали: сотни километров объездного пути

Когда есть хорошие дороги, народ их как будто не замечает. Когда дороги приходят в негодность, все начинают дружно ругать дорожников. Но только ли они отвечают за решение проблем отечественных трасс и магистралей?

СУХОПУТНЫЙ ВАРИАНТ РЕЧНОГО ПУТИ

С этого вопроса началась беседа с известным на Смоленщине строителем-дорожником, генеральным директором ОАО "Смоленскагропромдорстрой" Сергеем Поповым. И начал он с цитирования весьма актуальной мысли Президента России Владимира Путина из его послания к Федеральному Собранию: "Для России... важна модернизация дорог -не только соединяющих основные экономические центры страны, но и имеющих транзитное значение. Опорную сеть дорог надо последовательно ориентировать на интеграцию в общеевропейскую дорожную сеть и через Транссибирский коридор связать ее с дорожной сетью Дальневосточного региона. Другой проект -это строительство и реконструкция автомагистралей в коридоре Север-Юг. Кое-что здесь уже делается. Нужно продолжать эту работу. Такие проекты позволяют обеспечить межрегиональные и транзитные потоки на основных направлениях междугородных перевозок. И что немаловажно -развивать территории, прилегающие к соответствующим магистралям... Мы давно говорим о платных дорогах. Полагаю, нам надо начать реализацию таких проектов по основным магистралям -разумеется, наряду с существующими бесплатными. Уже в самое ближайшее время правительство должно определить их перечень".

К нашей области слова президента имеют самое прямое отношение: Смоленщина -транзитный регион, через который проходят крупнейшие транспортные магистрали. Сегодня в России нет важнее автотрассы, чем магистраль Берлин -Владивосток (у нас ее называют Москва -Минск). Исключительно важна и дорожная артерия Север -Юг, проходящая через города Санкт-Петербург, Псков, Велиж, Рославль, Смоленск, Брянск, Орел, Курск, Воронеж, Ростов-на-Дону. Она имеет еще и стратегическое значение, поскольку идет вдоль западной границы (рокадная дорога).

Поэтому и возникает острая необходимость разгрузить грузопоток Запад -Восток. Развязка этой дороги помогла бы убрать лишний пробег по направлению к Москве. А для этого нужно выполнить работы по реконструкции автодороги Брянск -Смоленск. По сути, мы должны восстановить старинный путь "из варяг в греки"., только в сухопутном варианте. То есть груз, который не предназначен для Москвы, может миновать столицу и направиться на Орел, Ростов-на-Дону, на Азов...

Вот эта транспортная проблема, убежден Сергей Серафимович, должна обязательно решаться общими силами. И к ней, помимо областной власти, должны подключиться бизнесмены и предприниматели Смоленщины. Ведь понятно, что надежные дороги -это наше общее богатство. Это путь к развитию малого бизнеса.

ПЛАТА ЗА ДОРОЖНОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ

Владельцы других коммуникаций, проходящих, как правило, вдоль дороги, а их там проще и дешевле проложить, в обязательном порядке требуют согласования при производстве работ в зоне их действия. При этом сами нередко нарушают технические условия прокладки указанных коммуникаций. И оправдывают себя тем, что, мол, дорога является общей собственностью, а вот эти сооружения принадлежат какому-либо частному лицу, ставя, таким образом, свои личные интересы выше общественных.

Обозначается и еще одна проблема. Те дороги, которые построены раньше, а последние из них возводились в плановом порядке в 1991 году, исчерпали свой запас прочности и нуждаются в дополнительном ремонте. Это еще хорошо, что грузопоток по ним незначительный и они покадержатся. Рано или поздно нам придется заниматься своей продовольственной безопасностью, село начнет выдавать продукцию (лен, зерно), и дороги станут испытывать повышенные нагрузки.

А вот это, по мнению Сергея Попова, обязательно произойдет. Общество не может мириться с ситуацией, когда 60 процентов продукции доставляется к нам "из-за бугра" и большая часть ее низкого качества. Строительство дорог -удовольствие дорогое, но за удовольствие, как говорится, надо платить. Хотя, если серьезно, дорога экономически себя оправдывает не тогда, когда ее построят и по ней пойдут грузы от производителя до потребителя с меньшими транспортными издержками или решаются социально значимые проблемы свободного передвижения людей и товаров.

Дорога окупается в тот момент, когда принято решение о ее строительстве, потому что сразу возникает мультиэффект: начинается развитие индустрии стройматериалов, транспорта, жилищного строительства. В конце концов это развитие культуры и свободы передвижения человека, а в итоге -новое качество жизни.