ДОРОГИ, КОТОРЫЕ ОН ВЫБИРАЕТ
А.Д. ТРЕТЬЯКОВ, начальник областного управления транспорта и дорожного хозяйства
Новый начальник управления дорожного хозяйства Анатолий Дмитриевич Третьяков человек в Рязанской области новый. А дорожник опытный. После окончания в 1971 году Ростовского инженерно-строительного института по специальности инженер путей сообщения, двадцать лет работал в Таджикистане.
Начал трудовую деятельность в Душанбе мастером мостостроительного управления, а после службы в армии работал в ГПИИ "Таджикгипротрансстрой". С 1979 года - заместитель начальника линейно-эксплуатационного управления местных дорог Минавтодора Таджикской ССР, позднее - начальник Управления местных дорог, вице-президент Таджикского государственного концерна "РОХ" (дорога).
Анатолий Дмитриевич принимал участие в строительстве дороги Гуляб-Шурабад-Калай-хуб, проходящей по берегу реки Пяндж вдоль границы с Афганистаном. Участвовал в выносе дорог из зоны затопления Рагунской ГЭС. После переезда в 1991 году в город Ростов-на-Дону работал начальником строительного отдела, инженером треста "Донсгрой", затем главным инженером ОАО "Донаэродорстрой"
В апреле 2004 года А.Д. Третьяков приглашен на должность начальника управления транспорта и дорожного хозяйства Рязанской области.
Сейчас пик строительного сезона - время для дорожников горячее. Правительство Рязанской области ставит высокого уровня задачи, и Анатолий Дмитриевич активно входит в "тему" рязанских дорог.
- Какие основные вопросы стоят перед дорожным хозяйством области?
- Финансовые, как и у всех. В Госдуме сейчас рассматривается вопрос об отмене Территориальных дорожных фондов, и пока источник дальнейшего финансирования неопределен. Важно учитывать и то, что на следующий год планируется отдельное финансирование муниципальных дорог. Источники для ведения дорожного хозяйства будут поделены на две части, например, транспортный и земельный налоги будут направляться на строительство и содержание муниципальных дорог. А, значит, денег на содержание областных дорог станет еще меньше. Какой окончательный закон примет Государственная Дума, пока не ясно, но тенденции к существенным переменам есть.
К тому же создание новой федеральной структуры, которая перераспределяет акцизы от предприятий "нефтянки", являющиеся источником пополнения территориальных дорожных фондов, между всеми субъектами федеральных округов, также дало "минус" нашему финансированию. То есть акцизных налогов собрано 967, а получили только 348 миллионов рублей. Учитывая, что сумма поступлений от налогов от земельного и транспортного налогов ожидается немногим более обычного, в целом годовой дефицит составит пятьсот миллионов рублей.
Итак, одна из проблем - уменьшение средств, вторая - недоремонт дорожного покрытия. Учитывая, что в предыдущие годы стратегия дорожников отвечала запросам с местостроительстве новых межпоселковых дорог, на что выделялся большой объем в программе по дорожному строительству и реконструкции, получился своеобразный перекос. На виды работ, посвященные строительству, в плане этого года заложена сумма в 564 миллиона рублей, а для ремонта выделено всего 330 миллионов. А по идее, для того, чтобы действующая сеть не развалилась, должно быть наоборот. Может получиться так, что пока увлекаемся новыми, развалятся старые трассы. Сегодня межремонтные сроки соблюдаются только на треть. То есть мы ремонтируем только тридцать процентов оттого, что требуют параметры содержания дорог. При принятии бюджета на следующий год мы постараемся эту пропорцию перевернуть.
- Каковы приоритеты вашей управленческой стратегии 7 Какие дороги вы выбираете для особого внимания: те, о работах на которых потом с гордостью рапортуют, или социально значимые, но не поражающие масштабами свершенного ?
- Пока субсидий на федеральные трассы из госбюджета нам не выделили, поэтому сейчас мы ими не занимаемся. А в принципе, все дороги социально важны: и федеральные, и подъезды к деревням. Я их не разделяю. Построить дорогу к деревне - это, конечно же, значимо. Но надо учитывать, сколько людей там живет: двадцать или сорок... Ремонт опорной дорожной сети, как мы называем трассы между областным и крупным районным центрами, тоже важен в социальном аспекте. Ведь если дорога на пути между крупными населенными пунктами развалится, и проблемы у людей будут, и большие затраты у хозяйств. Для развития области принципиально необходимо держать в порядке всю дорожную сеть.
- Двадцать лет вы занимались дорогами в принципиально иных условиях Таджикистана, ожидаете, что в Рязанской области будет легче?
- В каждом регионе своя специфика. В Таджикистане горы, обрывы, частые завалы, здесь этого нет. Там сложность заключалась в содержании дорог по метеоусловиям, особенно зимой, во время схода лавин. Но в те времена мы даже не осваивали выделяемые денежные объемы. При наличии большого количества подрядчиков и мощностей, имеющихся в Рязанской области, мы могли бы осваивать порядка трех миллиардов рублей денежных средств в год. Но их нет.
- Как одно из средств пополнения дорожных фондов предлагается долевое участие инвесторов и бюджетов в строительстве и эксплуатации платных дорог. Ваше отношение к этой теме ?
- Министр транспорта Левитин считает, что первые платные дороги должны строиться на западном направлении страны. Понятно почему: платежная способность населения там выше, соответственно, более скорая окупаемость. Учитывая, что у нас нет закона об инвестициях и крупных концессиях и то, что в строительной отрасли нет долгосрочного планирования, инвесторы не знают, что будет завтра и пока неохотно вкладывают в дороги. Даже на уровне РФ инвестиции в дорожное строительство пока очень малы, чтобы "делать погоду" на дорогах.
- Если оценивать состояние рязанского дорожного комплекса по пятибалльной системе, какую оценку вы поставили бы ?
- Немного не дотягивает до четверки. Поэтому мой главный критерий работы здесь - улучшение сети дорог. Ведь мы, дорожники, по земле ходим, а значит, - реалисты. Для сверхмечтаний нужны большие деньги и более четкая законодательная база. Сейчас наша текущая задача, чтобы не было ям на дорогах и чтобы асфальт не клали в лужи. В перспективе разработки Транспортной стратегии Российской Федерации, при общем экономическом развитии региона - будем нацеливаться на большие планы. Поэтому сейчас мы рассчитываем на реальные возможности и собственные силы.