Перейти к основному содержанию

Главная      20 КМ КАПИТАЛИЗМА

20 КМ КАПИТАЛИЗМА

КОРРЕСПОНДЕНТ "Огонька" НАШЕЛ НА ТРАССЕ МОСКВА ВОРОНЕЖ ОДНУ из ПЕРВЫХ в России ПЛАТНЫХ ДОРОГ

Первые платные дороги появились в Воронежской области в начале 90-х. Участки открылись на дороге Воронеж - Тамбов и на мосту через реку Семилуки. Но рентабельными они быть не могли по определению - стоимость проезда всего 1 рубль. А затраты на поддержание их в приличном состоянии были в 7 раз выше годового сбора. И от них отказались. Но "дурной" пример заразителен. Посмотрев на воронежский опыт, администрация Липецкой области добилась разрешения на строительство платного участка дороги на федеральной трассе "Дон" Москва - Воронеж. На этот раз за пользование магистралью решено было брать не "символический рубль", а подойти реально к ценообразованию - чтобы ежегодная стоимость затрат на поддержание трассы в отличном состоянии равнялась половине заработанных ею средств. Такой вариант устроил правительство, и оно выделило средства на строительство 20-километрового участка дороги. На строительство было отпущено полтора миллиарда рублей из Дорожного фонда России. И в 1998 году платный участок дороги заработал.

ДОРОГА-КОРМИЛИЦА

Сама трасса Москва - Воронеж, начиная с Тульской области и вплоть до платного участка, - сплошное наказание: две узкие полосы на непрерывных спусках и подъемах. Да еще и сумасшедших, внезапно вылетающих для обгона на встречную полосу, хоть отбавляй. И когда после 300 километров этого мучения взору вдруг открывается широкая трасса с четырьмя полосами и широким разделительным газоном - сразу хочется вжать педаль газа в пол. Но не успеваешь - на дороге возникает пропускной пункт и знак гласит, что проезд платный. В будках со шлагбаумами сидят женщины и собирают деньги с автомобилистов. Владелец легковой машины платит 10 рублей, грузовой - 20, а большегрузная фура - 40. Каждому въезжающему выдается чек.

Подъехав к шлагбауму, я заплатил положенный червонец. Девушка выбила чек. Девушку звали Татьяна.

На дороге в должности контролера она работает с первого дня ее открытия. Рядовые контролеры, работая сменами двенадцать часов через двое суток, получают три тысячи рублей. Татьяне, как старшей смены, доплачивают еще тысячу.

Шлагбаум поднимается, только когда из кассового аппарата вылезает чек. А обязанности Татьяны заключаются еще и в том, чтобы в конце смены принять деньги от всех троих контролеров, составить отчет о количестве машин, прошедших за ее смену, и сдать наличность инкассаторам.

- Татьяна, а когда больше всего машин проходит?

- Летом многие выбирают бесплатную дорогу. А вот зимой большинство здесь проезжает. У нас ведь дорога сразу же очищается после снега и посыпается. А на бесплатной горки замерзают и тяжело ехать. Только процентов 25 - 30 водителей выбирают бесплатную дорогу.

Когда дорога только была открыта, многие возмущались, что деньги надо платить. Но сейчас таких проблем нет. Все привыкли.

Побеседовав с работницами, я въехал на 20-километровый отрезок капитализма. На широкой и гладкой дороге можно разогнаться, насколько позволяет двигатель. Хотя и здесь скоростной режим ограничен 100 километрами.

Широкая разделительная полоса, вся дорога ограждена металлическими отбойниками - это чтобы животные крупные на трассу не выбегали, да и люди через дорогу не перебегали с риском для жизни. Но главное - не надо объезжать ямы и выбоины, потому что их здесь просто нет.

- А ДТП здесь случались? - поинтересовался я у гаишника.

Майор тут же, без раздумий ответил.

- Не поверишь, но за шесть лет ни одной аварии не было. Даже мелкой.

ОФИЦИАЛЬНАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Платный участок трассы находится в ведении дорожного управления Воронежской области. Заместитель начальника этого управления Владимир Неудачин рассказал, что отрезок трассы строили с нуля:

- Изменять старую трассу мы не имели права: по закону должна быть альтернативная дорога.

- И кто оплачивал строительство?

- Все деньги выделял федеральный бюджет из Дорожного фонда. Дорога-то федеральная. И все собранные деньг уходят в федеральный бюджет.

- И сколько зарабатываете за год?

- Два последних года по 28 миллионов рублей в год.

- Во сколько обходится строительство подобной дороги?

- Строительство одного километр нашей трассы стоило 80 миллионов рублей. Вот и считайте.

- А содержание дороги во сколько обходится?

- В год смета составляет около 1 миллионов рублей.

- Частные инвесторы желают вкладывать деньги в дороги?

- Наш бизнес привык к быстрым прибылям. И бизнесмены вкладывают деньги только в те проекты, где срок окупаемости не больше пяти лет. А окупаемость дороги не меньше 15 - 20 лет.

Следят за платной дорогой особо: на замену погнутого металлического отбойника отпущено пять суток, на ремонт самого полотна - выбоина появилась или трещина на асфальте - сутки.

И еще Владимир Неудачин поведал о том, что хотя дорога и окупается довольно долго, но тем не менее решено было построить еще один участок протяженностью уже 50 километров - от Задонска до Воронежа. Но финансирование строительства идет медленно, стройка затянулась.