Перейти к основному содержанию

Главная      Нелегким окажется путь

Нелегким окажется путь

На прошлой неделе в Москве прошла Пленарная ассамблея Европейской дорожной федерации (ERF). Эта некоммерческая ассоциация, объединяющая 15 стран, координирует перспективы развития европейского дорожного сектора. В этот раз впервые ее проводил российский партнер - Трансстройторг. Один из главных вопросов был посвящен развитию платных автострад и привлечению в дорожную отрасль частного капитала.

Таков прогноз западных Специалистов на введение платных дорог в России

Крупные российские города уже давно не справляются с транспортными потоками. На новые дороги и развязки у государства не хватает денег, и в последнее время встал вопрос о привлечении частных инвестиций. А эти дороги, естественно, будут платными. Но мы не первые, кто пытается решить проблему таким образом - в Европе уже четверть всей дорожной сети содержится частными владельцами. С чего начинали они? Какие подводные камни могут встретиться на этом пути нам? С такими вопросами корреспондент "Труда" обратился к некоторым участникам ассамблеи.

- До тех пор, пока дорожные сети в Португалии были исключительно государственными, страна испытывала большие проблемы, - говорит генеральный директор Португальского инвестиционного банка Фелипе КАРТАКСО. - Совсем другие времена начались, когда в этот сектор допустили частные компании. Благодаря хорошим платным дорогам у многих наладился бизнес, а в стране даже укрепилась тогда еще своя национальная валюта. На таких магистралях значительно лучше условия движения, уровень безопасности в четыре раза выше, а сервис даже сравнить нельзя с государственным. Из-за этого даже возникла другая проблема - как собирать плату, не замедляя потоки.

- Как у вас организовано строительство частных дорог?

- Проекты разрабатывает государство и на выполнение некоторых из них заключает долгосрочные договоры с частными компаниями. А те сами находят инвесторов, берут кредиты в банках и на их деньги выполняют госзадания.

- Сколько стоит проезд?

- На шоссе, соответствующих самым высоким международным стандартам, - 10 центов за километр, включая пользование частными туннелями и мостами.

- На каких условиях банки дают кредиты частникам?

- Поначалу банки относились к ним с недоверием и назначали 14 - 15 процентов годовых. Изменилась ситуация, когда подрядчики стали предоставлять детально проработанные проекты. Это повысило доверие к ним, и теперь банки с удовольствием участвуют в дорожных проектах, взимая лишь 2 - 3 процента в год. А привлекать частников в отрасль, как показала практика, нужно не менее чем на 30 лет. Иначе им работать не интересно - строительство дороги обходится в десятки, а то и сотни миллионов евро, а окупаются они не раньше, чем через 10 - 12 лет. Только по истечении этого срока можно рассчитывать на прибыль.

- А на какой-нибудь российский проект вы лично рискнули бы дать кредит?

- Вряд ли. В странах, где наблюдается, скажем так, не совсем благополучная ситуация, платные дороги вводятся с трудом - движение по ним налаживается не скоро, а высокую плату не установишь. Значит, с окупаемостью могут быть проблемы. Да и других рисков у вас масса. Например, вы берете кредит в долларах или в евро, а плату собираете в рублях. Кто возьмет на себя ответственность за возможные высокие инфляцию, курсовые колебания, дефолты, наконец? Поэтому западные банки берут за кредиты для вашей страны очень высокий процент.

- А что, в Евросоюзе нет рисков?

- Конечно, есть. В последние годы в странах Евросоюза значительно сократилось государственное финансирование дорожных сетей, - продолжает бельгийский представитель ERF Хосе ПАПИ. - Даже в Великобритании на них не хватает выделяемых денег. Но там существуют и частные компании, и государственные предприятия, привлекающие частный капитал. Однако частники не очень любят работать совместно с государством, потому что в таких проектах нередко риски распределяются несправедливо. Вот типичный пример: с политической арены уходит одна партия, на ее место приходит другая. Она запросто может сократить госфинансирование проекта, и частник, вложивший в него взятые под процент кредиты, просто прогорит. Но даже такие риски не идут ни в какое сравнение с нынешними российскими. Под какие гарантии можно дать кредит на 30

- 40 лет, если ситуация у вас так нестабильна? Поэтому цивилизованное развитие сети частных дорог в России

- это пока вопрос не столько экономический, сколько политический.