Фрадков оценил беды России
Потери от неразвитости автодорог - 500 млрд. рублей
Ежегодные потери России, связанные с неразвитостью сети автодорог, оцениваются в 450-500 млрд. рублей. Такие цифры привел вчера премьер-министр Михаил Фрадков. По его словам, для развития национальной сети автодорог необходимо долевое участие государства и частных инвесторов. Между тем, по словам экспертов, инвесторы готовы вкладываться лишь в платные дороги.
В России необходимо развивать сеть национальных автодорог. По словам премьер-министра Михаила Фрадкова, ежегодные потери и упущенная выгода, связанные с недостаточной развитостью сети автодорог, составляют 450-500 млрд. рублей. Панацеей от всех бед в Министерстве транспорта считают строительство платных дорог.
Озвученные российским премьером цифры аналитики оценивать не берутся, заявляя лишь, что "премьеру виднее, чего лишается государство". По словам Алексея Языкова, аналитика ИГ "Атон", "из-за неразвитости дорожной инфраструктуры бизнес сегодня не столько теряет, сколько не получает. Доставка грузов по стране существенно замедляется из-за неразвитости дорог, инфраструктуры на станциях загрузки-разгрузки, отсутствия складских помещений".
Характерно, что ежегодные потери из-за недоразвитости отечественных дорог сопоставимы с объемом инвестиций, необходимых для реализации разработанной в Минтрансе РФ Транспортной стратегии до 2025 года. По оценкам министерства, для реализации стратегии необходимо в среднем 600 млрд. рублей в год, которые на четверть будут поступать из бюджета и еще на три четверти - от частных транспортных компаний и банков. В прошлом же году на развитие и содержание опорной автодорожной инфраструктуры было израсходовано 174, 6 млрд. рублей.
Как заявил Газете директор департамента автомобильного транспорта Минтранса Александр Колик, частные инвесторы не торопятся участвовать в дорожной авантюре. "Прибыль от таких проектов для частных инвесторов возникает лишь тогда, когда это проект частно-государственного партнерства, когда существует гарантия возврата вложенных средств и получения дополнительной прибыли. В Транспортной стратегии прибыль предусмотрена в виде платных дорог и мостов", - сказал Колик.
Напомним, в начале этого месяца Минтранс принял решение о создании специальной рабочей группы по разработке механизма привлечения инвестиций для строительства платных дорог под руководством замминистра Александра Мишарина. Сейчас в министерстве активно обсуждается механизм привлечения денег с помощью создания ОАО. Предполагается, что предприятие будет не только занимать деньги у банков и других инвесторов, но и привлекать средства на рынке, выпуская ценные бумаги. А управляющие компании, созданные для реализации проекта, займутся непосредственно строительством.
Согласно расчетам транспортного министерства, максимальный размер платы за проезд не будет "превышать расчетной экономии, достигаемой при проезде по платной дороге в сравнении с бесплатным альтернативным маршрутом". То есть в таксу разработчики включат все налоги, которые могли бы уйти из кармана налогоплательщиков на поддержание конкретной дороги, затраты автовладельцев на ремонт машины, которая пришла бы в негодность от разбитых дорог.
Как считают эксперты, распределение финансирования дорожного строительства по Транспортной стратегии между государством и частными компаниями и банками в пропорции 1/4 позволит инвестициям "не свернуть по дороге". "Компании будут пристально смотреть за вложенными средствами вплоть до их полной окупаемости. Тем более что часть средств они позаимствуют у международных финансовых институтов", - сказал Газете Денис Нуштаев, аналитик ИФК "Метрополь".
***
Платные автомобильные дороги в странах с развитой сетью автомобильных дорог (Франция, США, Италия) составляют не более 1, 5-3% от общей протяженности дорожной сети на участках с высокой интенсивностью движения (свыше 70 тыс. автомобилей в сутки). В то же время Россия испытывает острую необходимость в развитии сети автодорог, общая потребность в которой составляет 1, 5 млн. км при существующих 598 тыс. км.