ЭХ, ПРОКАЧУСЬ! ..
Особенности аренды автомобилей за границей
Лето уже подходит к концу, но многие предпочитают отдыхать в бархатный сезон, когда основной наплыв туристов уже спадает, да и погода позволяет проводить время не только у моря, но и полюбоваться на местные достопримечательности. Кто-то выбирает экскурсии, другие же предпочитают путешествовать самостоятельно. Любители "автономного" отдыха в качестве основного средства передвижения в последнее время все чаще выбирают автомобиль. При этом совсем не обязательно ехать за тридевять земель на собственном железном коне. Сегодня сравнительно легко и недорого можно взять автомобиль напрокат. Однако, прежде чем воспользоваться этим относительно новым для нас видом сервиса, нужно ознакомиться с некоторыми его тонкостями. Именно это и попыталась сделать "Версия".
Для начала давайте обозначим некоторые нюансы, учитывать которые нужно еще до того, как вы собрались в поездку. Чтобы взять за границей машину напрокат, необходимо соблюдение трех следующих условий:
- вам должно быть не меньше 23 лет (в некоторых странах - 25);
- у вас обязательно должна быть кредитная карточка;
- необходимы водительские права международного образца, выданные не менее года назад.
Автомобиль лучше забронировать заранее
Практически в любой стране сегодня можно арендовать машину в филиале одной из известных мировых компаний (например, Avis или Hertz), но можно воспользоваться и услугами небольших прокатных фирм.
Определиться с выбором автомобиля советуем еще до отъезда, ведь, чтобы заказать машину, достаточно просто обратиться в одно из туристических агентств. Оформление аренды у себя на родине - в нашем случае в России - дает ряд преимуществ. Во-первых, у вас гораздо больше шансов получить именно тот автомобиль, который вы хотите, а не тот, который будет в наличии в прокатной компании. Хотя справедливости ради надо сказать, что обычно бронируется лишь класс машины, а не конкретная марка. Второй существенный плюс: оплатить аренду можно прямо в России, что позволит вам не везти с собой за границу дополнительную сумму денег, а также не тратить время на поиски автомобиля и оформление необходимых бумаг. Другими словами, все заботы лягут на плечи специалистов, так что в случае возникновения каких-либо конфликтных ситуаций вам всегда будет с кого спросить.
Несмотря на все эти явные преимущества, многие все же предпочитают самостоятельно арендовать автомобиль, зачастую обращаясь при этом в мелкие фирмы. У маленьких компаний, несомненно, есть свои преимущества. Во-первых, это более низкие цены. Кроме того, в некоторых конторах с вас даже не потребуют кредитной карточки, а лишь попросят оставить залог. Как правило, это несколько сотен евро. Но не забывайте о минусах. Низкие цены -это, как правило, экономия на страховке. Согласитесь, проверить все нюансы страхования на месте бывает довольно сложно: даже если договор составлен на английском, вникнуть в специфику языка будет довольно-таки трудно. В результате вы рискуете в случае аварии или поломки оплачивать ущерб из своего кармана. Так что наш совет: обращайтесь в крупные компании по прокату.
Никогда не возвращайте машину в день отъезда
Если вы уже определились с конторой, в которой планируете арендовать машину, пора выбирать и сам автомобиль. Не лишним при этом будет обратить внимание на цены на бензин в той стране, куда вы едете. При средней его стоимости от 1 до 1, 20 евро за литр логичнее будет взять небольшую, экономичную машину, литражом не больше 1, 5 л. Максимальная скорость у таких авто 150-180 км/ч, чего вам, уверяем, будет вполне достаточно. Кстати, многие наши соотечественники из соображений экономии предпочитают дизельные авто - тут тебе и топливо дешевле, да и расход его меньше, чем у бензиновых двигателей. Дополнительные опции выбирайте на свой вкус, но помните: без кондиционера в жарких странах будет все-таки трудновато.
Итак, машина перед вами. Но не стоит торопиться включить зажигание. Перед тем как сесть за руль машины, внимательно осмотрите ее. Важно, чтобы все царапины и вмятины, если таковые имеются, были отмечены в листе проката. Поэтому ни в коем случае не стесняйтесь все внимательно проверить. Затем еще раз уточните у менеджера условия договора. Здесь важно знать, ограничен ли пробег автомобиля. В некоторых странах, к примеру, за каждый километр сверх оговоренного пробега придется доплачивать в среднем 10 центов. Также обязательно уточните месторасположение других пунктов проката этой компании, особенно если путешествуете на большие расстояния. Ну и, естественно, поинтересуйтесь, как вести себя в случае непредвиденных обстоятельств, таких как угон, ДТП или поломка. И еще одна тонкость: договариваясь о возврате машины, никогда не назначайте его на последний день перед отъездом, и уж тем более на выходной, когда в Европе почти никто не работает. Машину всегда лучше возвращать из рук в руки.
Теперь о цене. Она будет зависеть как от класса автомобиля, так и от срока, на который вы его арендуете. Например, в Испании Fiat Punto с двигателем 1, 4 л будет стоить 60 евро в день, включая страховку. Но если вы его берете на неделю, то сутки обойдутся вам примерно в 40 евро. Само собой, автоматическая коробка передач будет стоить на порядок дороже ручной, но здесь цена опять же зависит от марки автомобиля.
И еще, прежде чем выезжать из пункта проката, позаботьтесь о карте. Стоит также учесть особенность заграничных дорог: города между собой обычно соединяются параллельными трассами - простыми шоссе и платными автострадами. То есть вы сами выбираете, ехать вам неторопливо, созерцая окружающую местность или же на большой скорости нестись по хайвею. Платную дорогу ни с чем не спутаешь: на въезде всегда стоят турникеты. Прокатиться с ветерком по испанским дорогам стоит примерно 5-7 евро за 100 км.
В некоторых странах правила дорожного движения практически не соблюдаются
Теперь о менее приятных атрибутах поездки по заграничным шоссе - о полиции. В некоторых странах она встречается крайне редко, как, например, в Испании. А уж если и есть, то относится к нарушителям довольно лояльно, в чем я убедился на собственном опыте. Помню, однажды случайно проехал под "кирпич", а полицейский только махнул мне рукой: езжай, мол, обратно. А вот моим знакомым, которые развернулись через двойную сплошную, не повезло: полицейские помимо крупного штрафа устроили им еще и урок итальянского, объясняя тонкости ПДД.
На европейских дорогах ограничений скорости, как правило, нет, если, конечно, не стоит соответствующий знак. В этом случае настоящая головная боль для автомобилистов - дорожные камеры, которые фиксируют превышения скорости. Квитанцию для оплаты штрафа нарушителю потом присылают по почте. Многие наши сограждане наивно полагают, что после возвращения на родину никакие штрафы им не страшны. Спешим разочаровать: даже когда вы покинете страну, фирма, предоставившая вам в аренду автомобиль, спишет штраф с вашей кредитной карты. Если же средств на карте не окажется, вас просто могут внести в черный список, а это грозит обернуться не только проблемами при аренде автомобиля в следующий раз, но и при получении визы в посольстве. Тем не менее в некоторых странах правила - вещь весьма условная. Например, в Египте местные водители откровенно манкируют правилами дорожного движения и при довольно плотном движении умудряются решать все вопросы передвижения буквально на пальцах.
Но если полиция вас все-таки остановила, не торопитесь выходить из машины и бежать к полицейскому, на ходу доставая из кармана документы. Например, в Канаде, если вы выйдете из автомобиля, после того как вас остановила полиция, вы тем самым спровоцируете дорожный патруль достать оружие и направить его на вас. Так что лучше оставаться внутри автомобиля, ожидая разъяснения ситуации.
Отдельно стоит сказать о парковках. Небольшой пример из личного опыта. Однажды я с большим трудом нашел свободное место в Барселоне, не заметив при этом, что там стоит разметка для велосипедистов. И вот вечером вместо машины я обнаружил на тротуаре лишь полицейскую наклейку в форме треугольника. Пришлось искать в незнакомом городе штрафстоянку и за 50 евро забирать машину. Так что, не зная всех тонкостей разметки, лучше не рисковать и пользоваться платными стоянками, где парковка обойдется вам примерно в 80 центов - 1 евро за час. Примерно столько же будет стоить и подземный паркинг.
А вообще же, правила движения за границей, за исключением, пожалуй, вышеупомянутого Египта и стран с левосторонним движением, к которому нужно для начала приноровиться, от наших мало чем отличаются. Из существенных отличий на ум приходит лишь круговое движение: у нас действует правило помехи справа, что часто создает пробки, а на Западе все более рационально - главная дорога у тех, кто движется по кругу. Но в любом случае, прежде чем отправляться в путешествие, почитайте путеводитель, в котором в том числе рассказывается и об особенностях национального дорожного движения. Поверьте, это намного удобнее, чем познавать все на собственном опыте.