ГАРАНТ - ГОСУДАРСТВО!
На недавнем заседании Правительства состоялось окончательное утверждение общей суммы государственных инвестиций на 2006 год на федеральные целевые и адресные программы, а также федеральный инвестиционный фонд. Всего расходы на госинвестиции "потянули" на 1 триллион рублей.
Непосредственно в распоряжение Минэкономразвития в 2006 году поступит более 700 миллиардов рублей. Никогда ранее Минэкономразвития такими деньгами не распоряжалось. Либеральная пресса поспешила заявить, что МЭРТ с такими объемами не справится, так как у Германа Грефа "до сих пор нет предложений по поводу проектов, которые удалось бы профинансировать через инвестиционный фонд".
Редакции "Гудка" удалось выяснить, что дела обстоят не совсем так, как их рисует пресса. Взять хотя бы самую амбициозную федеральную целевую программу, представленную на заседании Правительства министром транспорта Игорем ЛЕВИТИНЫМ, - "Развитие экспорта транспортных услуг в России до 2010 года". Она разработана специально под инвестиционный фонд, планирует строительство и модернизацию автомобильных дорог и "весит" более 800 миллиардов рублей.
Как заявил на заседании Правительства Игорь Левитин, Минтранс запросил ровно половину общей суммы - 400 миллиардов рублей (около 14 миллиардов долларов), а остальное рассчитывает получить от частного бизнеса. "Уникальность инвестиционного фонда в том и состоит, - сказал он, - что на выделенные из него средства должны в таком же объеме привлекаться частные инвестиции на крупные инфраструктурные проекты".
Федеральная программа на этом заседании была утверждена единогласно. И хотя в подробные разъяснения министр вдаваться не стал, вопрос о частных инвестициях как бы завис в воздухе: где такую круглую сумму взять? За разъяснениями мы обратились непосредственно к главе Минтранса.- Игорь Евгеньевич, на чем базируется уверенность, что частный российский бизнес выложит недостающие 400 миллиардов рублей?
- Наоборот, у меня есть полная уверенность, что российский бизнес этих денег не даст ни сегодня, ни завтра.
- Тогда поясните вашу позицию.
- Деньги будут. Можно даже сказать, что они уже и есть. Но это не российские деньги.
По всем проектам, которые мы вынесли на Правительство, мы вели разговор с западными компаниями. И не с рядовыми, а с инвестиционными лидерами в транспортной сфере. Кстати, их в мире не так уж много. Хотел бы заметить, что и сам я, и мой заместитель Александр Мишарин, и директор ФГУП "Дороги России" Олег Шахов уже много месяцев ведем деловые переговоры с этими крупными западными фирмами именно на предмет их участия в наших транспортных проектах.
Более того, мы уже давно обучаем своих людей тому, как привлечь эти инвестиции в Россию. Мы пока не торопимся сообщать об этом прессе. Всему свое время. Но читатели "Гудка" узнают об этом первыми.
- На эти встречи вы берете с собой представителей российского частного бизнеса?
- К сожалению, пока нет. Но это зависит не от нашего желания или нежелания. Российский частный бизнес пока в инфраструктуру идти боится, потому что это очень долгие по окупаемости проекты. Нет пока у наших бизнесменов заинтересованности в этом деле, они привыкли к быстроокупаемым проектам. Я, кстати, три года назад и сам был в бизнесе и хорошо знаю, что тогда вкладывать деньги в 5-летний проект не хотел никто, боялись. Сегодня в 5-летние проекты идут только наши крупные банки - Внешторгбанк, Сбербанк.
Но западные компании пойдут. Во-первых, потому, что они умеют использовать длинные дешевые кредиты Мирового банка, пенсионных фондов. А во-вторых, потому, что в мире есть очень крупные деньги, которые ищут применения.
- Если есть такие крупные деньги в мире, почему российский бизнес не воспользуется ими?
- А ему их никто не даст. Нет пока доверия в мире к нашему предпринимателю. Да он и сам еще не умеет ими воспользоваться.
- И каковы ставки по иностранным кредитам?
- В том-то и дело, что очень выгодные! Интересный опыт, например, у Польши. Там получили для дорожного фонда от Мирового банка 2 миллиарда евро под 3, 6 процента годовых на 40 лет. 10 лет они вообще ничего не выплачивают. Начинают с 2011-го и заканчивают в 2030-м.
Но такие деньги Запад может дать только под гарантии государства. Это инфраструктурные кредиты. Есть даже специальные инфраструктурные фонды. С представителями этих фондов я и встречался как за рубежом, так и когда они приезжали к нам. Убедился, что они готовы дать нам эти деньги на 20 - 25 лет под 5-6 процентов годовых, но, повторяю, только под гарантии государства.
Между тем позиция Министерства финансов сегодня такова: ни под каким соусом не давать таких гарантий никому. Поэтому мы и выдвинули модель государственно-частного партнерства, когда на частный рубль приходится рубль государственный. Вот он-то - государственный рубль - и станет гарантией. Раз государство вошло в проект, вкладывает свой рубль, значит, оно гарантирует, что этот проект доведет до конца.
Конечно, мы могли бы просто продать наши дороги бизнесу. Но в перспективе это государству невыгодно. При государственно-частном партнерстве дороги через 30 лет возвращаются государству. То есть бизнес вложил свою долю в проект, через 10-15 лет эта доля полностью окупится, и остальные 10-15 лет бизнес на нем зарабатывает.
За рубежом кредит под 3-5 процентов годовых считается прибыльным делом. Поэтому за такими проектами идет охота. А наш бизнес, если навар меньше 10 процентов, такие проекты даже не рассматривает.
И, конечно, без закона о концессиях ни один инвестор в Россию не придет. Сейчас дело сдвинулось с мертвой точки благодаря тому, что ведомство Грефа выступало нашим союзником. Герман Оскарович помог транспортникам продвинуть не только закон о концессиях, но и закон о Международном морском реестре. Последний мы 5 лет не могли запустить.
Очень хочется, чтобы у нас получился хотя бы один успешный проект платных автомобильных дорог. Пусть он будет небольшой, но он нужен для того, чтобы под второй проект мы объявили заем и взяли деньги у людей. И сказали, что вот мы у вас берем деньги на 15 лет, вот уже есть одна платная дорога, и вы можете убедиться, что проезд стоит столько-то и вложения окупаются. Если же у нас не получится, то вы можете деньги забрать в любой момент, то есть выйти из проекта.
Ведь в чем проблема государства? Мы не всегда можем объяснить, куда деньги делись. И поэтому люди не верят. У всех на слуху только неудачные проекты.
Хочу еще раз подчеркнуть: нам нужны успешные проекты, чтобы люди поверили, что мы можем созидать. Ведь у нас после БАМа в транспортной сфере пока ничего масштабного не было создано.
***
На мировом рынке транспортных услуг имеются в наличии очень большие деньги, которые ищут применения. Но в Россию они могут прийти только под гарантии государства.