Бездорожный сбор
ЛУКОЙЛ и НОВАТЭК заплатят "Газпрому" за физический доступ к месторождениям
"Газпром" опередил правительство в реализации идеи платных автодорог. С 1 июля его "дочка" - "Ямбурггаздобыча" - ввела плату за проезд по трассам, которые соединяют самые северные из действующих месторождений. Перемещаться за деньги будет транспорт компаний, не входящих в группу "Газпром" и не работающих у концерна на подряде. Кроме газпромовцев, спецмашин и "дорожников", правом бесплатного проезда на легковом автомобиле смогут воспользоваться жители Тазовского, Надымского, Пуровского районов и Нового Уренгоя. Законопроект "О платных дорогах" еще только обсуждается на правительственном уровне, а первая официально платная дорога должна появиться только в 2007 году (значительно расширенная трасса Москва - аэропорт Домодедово).
Общая протяженность автомобильных дорог, обслуживаемых "Ямбурггаздобычей", составляет 525,1 км. Их содержание обходится примерно в 80-90 млн долл. в год (около трети суммы расходуется на капитальный ремонт). Строительство километра автодороги на севере Ямало-Ненецкого автономного округа обходится в 1 млн долларов.
Длина платной трассы составляет 147,5 км. Стоимость проезда будет зависеть от километража и типа транспортного средства: водитель легкового автомобиля весом до 1,5 тонн за 1 км заплатит 4,25 руб., грузового (весом 50 тонн) - 202,5 руб. Пресс-секретарь "Ямбурггаздобычи" Сергей Чернецкий заявил "Времени новостей", что решение принято с целью хотя бы частично компенсировать расходы предприятия на текущий и капитальный ремонт дорожного хозяйства, построенного исключительно на средства "Газпрома". По его словам, размер тарифов рассчитали экономисты "Ямбурггаздобычи".
Поток транспорта сторонних организаций и коммерческих структур, пользующихся дорогами "Ямбурггаздобычи", - в среднем 420 автомобилей в сутки. Причем в основном это именно большегрузные автомобили, принадлежащие "дочкам" ЛУКОЙЛа, НОВАТЭКа или строительным компаниям, которые ведут работы на их месторождениях (Находкинском и Юрхаровском соответственно).
Если средняя протяженность платной поездки будет составлять 70 км, то каждый крупный грузовик принесет в бюджет "Ямбурггаздобычи" около 500 долл. В год всего может быть до 100 тыс. таких поездок. К примеру, расстояние до месторождения НОВАТЭКа составляет около 60 км, а лукойловским автомобилям приходится проезжать около 120 км.
Механизм взимания платы пока до конца не отработан. Физические лица платят наличными согласно километражу, указанному в путевом листе. Коммерческие организации будут расплачиваться согласно договорам за пользование автодорогой, которые сейчас заключаются. Ни в ЛУКОЙЛе, ни в НОВАТЭКе не стали комментировать нововведения "Газпрома".