"ПРОЕЗД" ПО ТАКСЕ
ЧЕРЕЗ НЕСКОЛЬКО ЛЕТ ЗА ДЕНЬГИ МОЖНО БУДЕТ ОБЪЕХАТЬ БОЛЬШИНСТВО ПРОБОК
В России начинается эра платных дорог. Плохо это или хорошо? С одной стороны - государство расписывается в том, что ему не на что строить магистрали. С другой - очень неплохо: можно ехать быстро, без проблем и пробок, экономя бензин и время, но платя за это энное количество рублей.
О платных дорогах в Москве говорят уже не первый год. Однако столица здесь не является пионером: уже пять лет на 444-м километре трассы М4 ("Дон"), недалеко от населенного пункта Хлевное, красуется указатель, предупреждающий, что далее проезд платный. Заплатишь 10 рублей (с грузовика - в два раза больше) - и ближайшие 20 километров можешь ехать с максимально разрешенной скоростью 100 км/ч (на 10 километров больше, чем официальная скорость). Не хочешь платить - поезжай в объезд, по узкой извилистой дороге.
Вчера мы побывали на Горьковском шоссе в районе Ногинска. Вернее, дважды постояли в многосотметровой пробке. Сначала - в один конец, потом - в другой: светофоры, правые и левые повороты играют роль плотин, перед которыми скапливаются сотни легковушек, зажатых десятками большегрузных фур.
44-километровая магистраль от Москвы в обход Ногинска (проезд по ней обойдется рублей в 50) станет настоящей панацеей, способной хотя бы на одной десятой пути от Москвы до Нижнего излечить трассу М7 от заторов. Вопрос - когда построят и когда строительство окупится?
За сутки такая трасса - по неофициальным подсчетам - приносит от 100 до 200 тысяч рублей, в то время как на ее строительство было потрачено порядка миллиарда рублей. Несложно подсчитать, что дорога должна бы окупиться примерно за 25 лет, при условии, что на это будет уходить вся выручка. Однако это не так. Львиная доля средств пойдет на текущий и крупный ремонт, нанесение разметки, расчистку зимой и т. п.
По мнению министра транспорта РФ Игоря ЛЕВИТИНА, для того чтобы строительство новых магистралей хоть как-то осуществлялось, на эту проблему надо направлять 2, 5 процента ВВП - и это минимум. Правительство страны выделило в два раза меньше минимума. Этих денег хватит разве что на то, чтобы подлатать федеральные трассы. На новые дороги денег просто нет.
Вся надежда на инвесторов. Однако их может привлечь только проект, окупаемый в ближайшее время и из любых источников. Московский регион - лакомый кусочек. Здесь, по разным подсчетам, сосредоточено до 20 процентов всего автопарка страны, здесь ежедневно на дороги выезжают миллионы автомобилей! Поэтому именно здесь и стартует большинство проектов.
Сразу после принятия Советом Федерации Закона о концессии частным инвесторам предложили пять проектов. О большинстве из них "Вечерка" писала. Это магистраль Москва-Санкт-Петербург, Центральная окружная дорога по Малому бетонному кольцу, участок "Москва-Одинцово", а также платные дороги к двум столичным аэропортам - "Домодедово" и "Шереметьево".
Кроме того, есть еще и проекты, которые затеяло государство. Это объездные магистрали вокруг Красногорска и Ногинска. Поэтому можно надеяться, что когда-нибудь эти платные дороги снимут хотя бы часть нагрузки с Волоколамского, Пятницкого и Горьковского шоссе. Причем особенно - с последнего.Проблема в одном - опять же в окупаемости. Стоимость проезда по платной дороге пока составляет один рубль за километр. Но все равно находятся те, кто считает, что лучше плестись с черепашьей скоростью по кочкам и колдобинам и сэкономить полтинник, нежели пронестись с ветерком. Оно и понятно: если катаешься раз в неделю, можно раскошелиться. А каково тем, кто мотается туда-сюда каждый день? Именно поэтому даже теми платными дорогами, что ныне действуют в России, пользуется на 15 процентов автомобилистов меньше, чем предполагалось. Оттого и окупаемость отстает.
Еще один невольно возникающий вопрос: а не будет ли пробок перед самими шлагбаумами на "заставах"? А это зависит от того, как далеко шагнет наш научно-технический прогресс. На Западе давно уже используется электронный "кошелек" EZ-Pass: при проезде "заставы" он "снимает" со счета автовладельца нужную сумму. Итоги подводятся в конце каждого месяца. И - никаких проблем!
***
СПРАВКА "ВМ
Первой платной дорогой Америки стала дорога, соединившая в 1797 году Филадельфию с другим городом штата Пенсильвания - Ланкастером. В настоящее время в США общее количество платных автодорог достигает 9 тысяч, в Японии -8 тысяч, во Франции - 10 тысяч, в Австралии их примерно 4 тысячи, в ЮАР - почти 3 тысячи. Это от двух до восьми процентов общей протяженности дорожной сети. Доля таких трасс в общем объеме автоперевозок по упомянутым странам составляет в среднем 20 процентов. А максимальный срок окупаемости инвестиций в такие проекты не превышает 7 лет. В среднем километр проезда по платной дороге "у них" можно проехать за 2-3 цента, в часы пик - чуть дороже, около четырех. В пересчете на наши деньги, это тот же рубль.