Перейти к основному содержанию

Главная      Николай Максюта пойдет в правительство

Николай Максюта пойдет в правительство

За деньгами на строительство моста

Долгострой

Вчера волгоградский губернатор Николай Максюта провел масштабное совещание по поводу привлечения инвесторов для строительства моста через Волгу стоимостью $872 млн. По словам главы области, федеральный бюджет прекратил финансирование этого проекта из-за того, что область не смогла выделить на стройку свою часть средств. А Внешторгбанк, с которым региональные власти договорились о выделении 3-миллиардного кредита, не решается инвестировать в долгострой без правительственных гарантий. Губернатор дал чиновникам и депутатам задание заручиться финансовой поддержкой федерального правительства на ближайшие три года, а также продолжить работу по привлечению инвесторов.

Строительство в Волгоградской области мостового перехода через Волгу, входящего в состав международного транспортного коридора «Север — Юг», ведется с 1996 года. Его общая протяженность от Мамаева кургана до Средней Ахтубы — 29,7 км. Предварительная стоимость всего проекта — $872 млн. Строительство предполагает четыре очереди. Первая включает непосредственно мост через Волгу и эстакады на ее правом и левом берегах (общая длина — 7,1 км). Стоимость первой очереди — $260,1 млн. Заказчик строительства — госпредприятие «Волгоградоблстройинвест», генподрядчик — ОАО «Волгомост» (Саратов).

Напомним, завершить первый этап строительства моста планировалось к 2007 году. Но из-за недостаточного финансирования (не более 300 млн. рублей из федеральной и региональной казны ежегодно) на сегодняшний день выполнено только 40% работ. Перспектива ускорить процесс появилась в прошлом году, когда областные власти сумели убедить федеральных чиновников совместно достроить мост. Учитывая важность объекта, российское правительство пообещало обеспечить половину остаточной стоимости строительства (всего нужно 6,7 млрд. рублей). В рамках этих договоренностей в федеральном бюджете на 2005 год было заложено 1,1 млрд. рублей. Но при этом Волгоградской области было поставлено условие: участвовать в проекте на паритетной основе своими или привлеченными средствами.

Чтобы получить федеральные деньги, региональные власти с лета прошлого года начали поиск инвесторов. Первым стал Внешторгбанк. В начале 2005 года стороны объявили о решении создать на паритетных началах АО «Управление мостового сооружения», которому банк должен был выделить кредит в размере 3 млрд. рублей, еще 600 млн. рублей должны был дать регион. Это позволило бы завершить строительство к 2007 году и в 2008 запустить его в эксплуатацию на платной основе. Но соглашение так и не было подписано, поскольку Внешторгбанк потребовал от региональных властей гарантий федерального финансирования проекта в течение трех лет.

Вчера волгоградский губернатор Николай Максюта собрал всех участников проекта, чтобы найти решение проблемы. «Полгода уже прошли, а мы так и не смогли найти инвесторов для участия в проекте, — сказал он. — Со своей стороны мы выплатили пока только 87 млн. бюджетных средств». В итоге, отметил губернатор, федеральный бюджет, перечисливший половину обещанной на этот год суммы — 500 млн. рублей, прекратил финансирование из-за невыполнения областью финансовых обязательств.

Присутствующие высказались прежде всего за продолжение работы с ВТБ. «Это наш стратегический партнер, который заинтересован участвовать в проекте», — сказал вицегубернатор Лев Алферов. По его словам, нужно постараться обеспечить банку необходимые гарантии. Для этого чиновники решили более активно лоббировать данный инвестиционный проект в федеральных структурах. Речь идет о возможности участвовать в дележе дополнительных доходов федерального бюджета, а также воспользоваться средствами инвестиционного фонда, создаваемого Минэкономразвития. В частности, властям предстоит убедить правительство в необходимости возобновить финансирование моста до решения вопроса с заемными деньгами.

Региональные власти решили поискать и других инвесторов. Интерес к проекту уже проявили, в частности, московская компания «Дормостинвест», израильская компания «Хойзинг-Конструкцион Холдинг». Между тем, как сказал начальник управления автодорог обладминистрации Сергей Резников, эти компании тоже ставят вопрос о гарантиях. Кроме того, их останавливает невозможность по российским законам ввести в действие объект на платной основе, хотя именно на этом основан проект. По мнению чиновников, устранить эти препятствия помогут законы «О платных дорогах» и «О концессионной деятельности» (позволит предоставлять гарантии в рамках механизма ГЧК), проекты которых подготовила обладминистрация. «Если до конца года эти законы примет облдума, то разговаривать с инвесторами будет проще», — сказал господин Резников.