Напрасно забытое старое
Совет Федерации одобрил закон о концессионных соглашениях
Рассмотренный вчера сенаторами документ устанавливает гарантии прав и законных интересов участников концессии. Теперь частный инвестор получает право построить или реконструировать объект, а затем эксплуатировать, пока не будут возвращены вложенные инвестиции и получена некая прибыль.
Концессии всегда были для России настоящим архимедовым рычагом развития. К началу XX века с их помощью в стране была построена сеть железных дорог, которые работают до сих пор. В том числе знаменитая Северная железная дорога, Транссиб и КВЖД. В 20-30 годах прошлого века концессионеры возвели сотни промышленных предприятий. При Сталине о концессиях приказали забыть, а многих руководителей грандиозных предприятий и строек просто уничтожили.
Одобренный закон определяет, что объектами концессионного соглашения могут стать автомобильные дороги и сооружения транспортной инфраструктуры, железнодорожный и трубопроводный транспорт, морские и речные порты и суда, паромные переправы, аэродромы. В список кандидатов на концессии вошли также объекты по производству, передаче и распределению электрической и тепловой энергии, системы коммунальной инфраструктуры, общественный транспорт, другие объекты социально-культурного и социально-бытового назначения.
Заместитель начальника управления экономики и планирования Федерального дорожного агентства Андрей Зарубин, комментируя одобренный документ, сказал "Новым Известиям": "Он послужит импульсом для развития автодорожной сети России, откроет широкую возможность привлечения в строительство дорог частных инвестиций. Примечательно, что автомобильные дороги в этом законе прописаны напрямую, их теперь можно будет отдавать в концессию".
Дополнительные источники финансирования получают также и эксплуатационники, считает специалист, а это очень важно, поскольку содержание автодорог стоит дорого. По мнению г-на Зарубина, новый импульс получит и идея создания платных дорог. "Конечно, один закон о концессиях все дорожные проблемы не решит. В дополнение к нему, на мой взгляд, потребуется также и закон о платных дорогах" , - отмечает специалист.
Председатель подкомитета Госдумы по лесным ресурсам Владимир Крупчак в беседе с "НИ" отметил, что при всех несомненных достоинствах закона там ничего не сказано об объектах, связанных с освоением лесных ресурсов. "Сегодня наша лесосырьевая база осваивается в лучшем случае на 20 %, - рассказал он. - Причина всем известна - отсутствие инфраструктуры. В первую очередь дорог. Крупные лесные массивы мы не можем вырубить, поскольку до них не добраться. Если добавить в закон совсем маленькую поправку, где будет сказано о концессии в лесном хозяйстве, он стал бы намного продуктивнее".
Представители лесного комплекса вообще оценивают концессию как более эффективную, нежели аукцион или конкурс на право лесозаготовки. Их участники никогда не будут вкладывать средству 'в строительство десятков и даже сотен километров дорог, считает депутат, если они после вывоза древесины останутся бесполезным вложением. И немного найдется предпринимателей, которые изъявили бы желание приобрести права на лесозаготовку в отдаленном лесном углу Архангельской области, Республики Коми или Сибири. "Но если построенную концессионером дорогу вовлечь в общую дорожную сеть, сделать платной и тем самым создать условия для возврата инвестиций, - говорит г-н Крупчак, - в самый отсталый сегмент лесного комплекса -лесозаготовку пойдут частные инвестиции".
***
ЧТО ТАКОЕ КОНЦЕССИЯ
Концессия (буквально: уступка) - данное властью разрешение на создание частного предприятия, а также договор на сдачу в эксплуатацию на определенных условиях природных богатств, предприятий и других хозяйственных объектов, принадлежащих государству. По сути, это форма приватизации, при которой частный инвестор за фиксированную плату или определенный процент от прибыли получает право использовать принадлежащие государству объекты собственности. Расплатившись с властью, оставшуюся часть дохода инвестор оставляет в своем распоряжении.