Путешествие из Петербурга в Москву
Наиболее крупным проектом платных дорог в России сегодня считается строительство скоростной автомагистрали между двумя столицами.
ВСЕ ДЕЛО В ЗАКОНЕ
Большинство скоростных платных трасс создается на условиях государственно-частного партнерства. В России подобная форма сотрудничества власти и бизнеса пока только зарождается. К тому же для ее успешного развития нужна законодательная база. У нас до сих пор не принят закон "О концессиях", хотя он крайне необходим при создании прозрачных правил игры для инвесторов. Его утверждение, неоднократно откладывавшееся, ожидается наконец в текущем году. Но видимо, в самом правительстве нет уверенности в том, что это произойдет в названный срок. Министр транспорта Игорь Левитин заявил, что если в нынешнем году закон не вступит в силу, придется работать по схеме создания акционерных обществ (когда инвесторы, готовые вкладывать средства в строительство автодороги, будут получать пакеты акций этих акционерных компаний). Второй год "висит" в министерствах и проект закона "О платных автомобильных дорогах". Рассчитывать на поток инвестиций в строительство автобана Москва-Петербург можно будет лишь тогда, когда законы эти заработают в полную силу. Хотя именно прокладка и эксплуатация данной автомагистрали, утверждает глава департамента развития инфраструктуры и инвестиций Минтранса РФ Олег Шахов, является одним из самых интересных для частных инвесторов. Китайская сторона готова вложить в трассу Москва-Петербург $ 1 млрд. К проекту также серьезно прицениваются немецкие и южнокорейские предприниматели.
ПО ГАРАНТИИ
Ориентировочная стоимость строительства скоростной автодороги составляет, по словам заместителя министра транспорта РФ Александра Мишарина, 180,7 млрд руб. Источники финансирования - средства федерального бюджета, бюджетов Ленинградской, Московской, Тверской и Новгородской областей, а также внебюджетные поступления. Точная пропорция в финансировании проекта пока не определена. Первоначально шла речь о 50-процентном участии инвесторов. Сейчас же наиболее предпочтителен вариант, при котором они возьмут на себя 70-80% затрат. Однако инвесторы хотели бы иметь твердые гарантии. Например, если они после прокладки трассы будут участвовать в ее эксплуатации, то смогут ли достаточно быстро компенсировать затраты? Зависеть это будет, в частности, от интенсивности дорожного движения. Один из вариантов экспертных расчетов показывает, что вернуть в заданный срок вложенные деньги можно лишь при условии, что машины по всем полосам трассы будут курсировать каждые пять секунд. Сейчас даже бесплатная трасса загружена меньше.
РУБЛЬ ЗА КИЛОМЕТР
Впрочем, заглядывать так далеко пока, наверное, преждевременно. Рано говорить и о плате за проезд, которая будет там установлена. Предварительно речь идет о том, чтобы брать с легковых машин рубль за километр. Судя по всему, впереди предстоит немало корректировок. Несмотря на то что, по словам руководителя "Росавтодора" Олега Белозерова, локальные участки трассы предстоит построить за три года, прокладка всей автомагистрали должна завершиться через семь лет. Строительство начнется с возведения отдельных участков длиной 50 км на выездах из городов. В Петербурге началом скоростной трассы станет порт.
Каким же будет автобан Москва-Петербург? Протяженность трассы на дорожном участке от МКАД до КАД Петербурга составит 650 км. Ширина проезжей части дороги на выходе из Москвы - 10 полос, на территории Ленинградской и Московской областей - 8 полос, на территории Тверской и Новгородской областей - 6 полос. Новая дорога будет проложена в обход населенных пунктов: Солнечногорск, Клин, Вышний Волочек и Тосно. Предусматриваемая скорость движения - 150 км/час. По сообщению генерального директора АО "Дороги России" Сергея Быстрова, с появлением этой трассы время сообщения между Москвой и Петербургом сократится почти вдвое - на автобане не будет ни переходов, ни светофоров.
***
КТО ЕСТЬ КТО
В качестве генерального проектировщика автобана выступил отечественный проектный институт "ГипродорНИИ", как финансовый консультант - компания "Эрнст энд Янг", юридические консультации будет осуществлять фирма "Фреш-филдс Брукхаус Дерингер", технические - компания "Рамболь Данмарк А/С". Параллельно за счёт средств федеральной программы "Автомобильные дороги" уже начата разработка предпроектной документации, которую российское правительство поручило "Росавтодору".
***
КСТАТИ
Скоростные платные трассы, соединяющие крупные мегаполисы, давно стали основой транспортной сети в 30 странах мира. К примеру, в США их общее количество достигает 9 тыс., во Франции - 10 тыс., в Японии - 8 тыс., в Австралии - 4 тыс. Доля таких автобанов в общем объеме перевозок составляет в среднем 20%, а максимальный срок окупаемости - не более 7 лет.