Перейти к основному содержанию

Главная      ЧТО СТОИМ? КОГО ЖДЕМ?

ЧТО СТОИМ? КОГО ЖДЕМ?

Лет тридцать назад было принято говорить о единой общности советских людей. СССР нет, но общность осталась. Она не в паспорте, она в голове

Это особенно хорошо становится видно, если понаблюдать за привычками наших водителей. Однако, называя козлами людей, с которыми повстречались на одной дороге, мы просто не задумываемся о том, что несется в наш адрес.

У людей ответственных профессий при приеме на работу проверяют реакцию на тренажере: включилась лампочка - надо как можно быстрее нажать на кнопку. Идея прибора, без сомнения, украдена в России, где давно известно, что одна тысячная секунды - это время с того момента, как загорится зеленый сигнал светофора до того, как сзади раздастся сигнал клаксона. Водители, которые не справляются со своевременной работой рычагами и педалями, предусмотрительно вывешивают желтый ромб с надписью: "Спешишь? Перепрыгни!"

Манера езды без включения сигналов поворота пришла к нам из автоспорта. Посмотрите чемпионат мира по ралли или какие-нибудь кольцевые гонки и увидите: там никто и никогда, перед тем как пойти на обгон, повернуть в сторону или даже встать поперек дороги (по степени неожиданности для окружающих - как разворот через две осевые), поворотников не включает. Понятно, что включение аварийной сигнализации - "машина неисправна, объезжайте"

- выглядит вдвойне глупым, потому что поворотники в этом случае мигают с обеих сторон автомобиля.

Автомобиль отличается от общественного транспорта тем, что останавливается максимально близко к тому месту, которое нам нужно, но только в пределах своей проходимости. Поэтому спортивные автомобили ограничены парковкой на асфальте, обычные машины могут забраться на тротуар, и только джипу доступна полная широта парковочных маневров, включая стоянку на ступеньках общественных зданий. Впрочем, в иных случаях компенсировать недостатки геометрической проходимости автомобиля можно поиском оригинальных ходов, например, паркуясь вторым рядом (в пределах получаса) или даже третьим (в этом случае правила хорошего тона предписывают оставлять в машине водителя).

Русский язык, как и русский водитель, полон противоречий. Так, слово "умник" практически потеряло свой начальный смысл и звучит как издевка. В то же время сам умник может вполне серьезно полагать, что он проявляет чудеса изобретательности. Простой пример. Пробка - впереди мост, железнодорожный переезд или что там еще бывает. Человек средних умственных способностей будет тупо ждать своей очереди, а гражданин с интеллектом вывернет влево на встречку или вправо на обочину, чтобы вклиниться в самой горловине пробки. "Ну, действительно, - рассуждаем мы. - Зачем у нас машина: чтобы ездить или чтобы стоять?"

Машина своим появлением должна дарить радость окружающим и рассказывать им об увлечениях и личностных качествах владельца. Любитель радиосвязи выдает себя антеннами длиной с троллейбусные рога, поклонник автоспорта - рисунком на крыле под шахматную доску, дисками-тазиками, хромированной насадкой на глушитель и красными брызговиками. Интроверт украсит автомобиль изнутри бахромой, кубиками с запахом стирального порошка или наклейкой с изображением оборотней (то есть двух людей пристроившихся друг за другом 8 собачьей позе). Экстраверт обрадует других, включив синюю подсветку форсунок омывателей или зеленые фары.

Извечный спор: где чисто - там, где не сорят, или все же где убирают, - автолюбители решают радикальным методом. Весь образовавшийся мусор - огрызки яблок, фантики от конфет, пустые сигаретные пачки, окурки, которые так весело бегут по ночной дороге вслед за хозяйской машиной, - выкидывают прочь из окна. Для бутылок, как правило, делается исключение. Их выставляют на светофоре, чтобы идущие следом машины могли отработать на практике "лосиный тест". Внимательно посмотрите на того, кто вытряхнул пепельницу на асфальт. Теперь вы знаете в лицо человека, который выбрасывает из окон спальни презервативы, содержимого которых хватило бы для появления на свет миллионов таких же свиней.

Со стороны это смотрится как верх наглости, потому что в обычной жизни люди себя так не ведут. Никто из нас не пытается забраться в переполненный лифт, чтобы застрять в дверях, а спокойно дождется следующего. В то же время "долететь" на мигающий зеленый сигнал светофора, чтобы остановиться посреди перекрестка, закупорив проезд перпендикулярному потоку, считается вполне допустимым, потому что здесь водитель, преодолевший стоп-линию, думает только об одном: "Я сделал это!" И уже причисляет себя к кругу победителей маленькой гонки, а тех, кто остался на другой стороне - типичными неудачниками.

Привычка держаться в плотном потоке бампер в бампер, ни в коем случае не пропуская чужака, просящего поворотником дать ему дорогу, обрела в России форму национальной игры с патриотическим оттенком и лозунгом "Враг не пройдет!". Полной ассоциации с защитниками Отечества нет только потому, что в большинстве случаев мы перестаем упираться, когда видим, что машина, пытающаяся протиснуться, намного дороже нашей собственной, или выражение лица водителя не располагает к дискуссиям о приоритетах транспортных средств на проезжей части.

Автомобиль прослужит долго только при соблюдении двух условий: вы будете о нем заботиться и его у вас не украдут. Забота может выражаться в прогреве мотора до рабочей температуры перед каждой поездкой - пережиток советского прошлого, когда покупка личного автомобиля к сорока годам была делом чести, а его передача по наследству - делом доблести. Бороться против воров можно попытаться установкой особо чувствительной сигнализации, способной обнаружить появление кошки на расстоянии двух метров и сообщить об этом всем живущим в радиусе двухсот метров.

Логика жизни говорит, что человек, который торопится, садится в автомобиль, а тот, которому особо спешить некуда, спокойно идет пешком. Тогда из чего же может следовать требование пропускать пешеходов, которым, для того чтобы затормозить, уступая путь машине, даже делать ничего не надо? Подумал - ноги сами и остановились. Тем временем даже владельцу машины с автоматической коробкой передач приходится как минимум переставить ступню с газа на тормоз и обратно. Поэтому мы не пропускаем пешеходов никогда и нигде. А знаете почему? Потому что если мы пропустим пешехода, насмотревшись западных фильмов или прожив в Хельсинки более двух дней, то его обязательно собьет тот, кто выскочит сбоку.

С. Шерстенников.