Наступление авиамоторов
Сразу после окончания Первой мировой войны атаки на абсолютный мировой рекорд скорости продолжились. Новых автомобильных двигателей тогда еще не было, зато в дело успешно пошли авиационные моторы мощностью 350 л. с. и больше.
1922 ГОД. Кенельм Ли Гиннес, впоследствии основавший фабрику свечей зажигания КЛГ, на машине "Sunbeam" с 12-цилиндровым 350-сильным авиамотором превысил результат, показанный за восемь лет до этого Лесли Хорнстедом на "Benz" мощностью 200 "лошадей". Километр с хода в двух направлениях Ли Гиннес промчался со скоростью 207,83 км/ч.
Год спустя Малькольм Кемпбелл на таком же "Sunbeam" с авиамотором попытался превзойти рекорд Гиннеса. И превзошел, но... Его аппаратура для засечки времени не была сертифицирована Международной автомобильной федерацией, а потому рекорд Малькольму не засчитали.
В 1924 году на достижение Гиннеса замахнулся гоночный менеджер парижской фирмы "Delage" Рене Тома. В том году Тома стал чемпионом Франции по кольцевым гонкам и находился на пике спортивной карьеры. Новый рекорд скорости ему предстояло установить на автомобиле конструкции Луи Коталена.
Это была абсолютно новая модель, оборудованная 12-цилиндровым мотором мощностью 350 л.с. Клапаны приводились в движение длинными толкающими штангами, то есть двигатель уже не был нижнеклапанным. Коленвал опирался не на семь подшипников, как обычно в те времена, а лишь на пять, что существенно уменьшило потери на трение. В результате получился весьма высокооборотный для первой трети XX века мотор: он раскручивался до 3.500 об/мин. Между прочим, официальные данные о его мощности, опубликованные в 1924 году, несколько грешили против истины: реально двигатель выдавал 370-380 сил.
Итак, 6 июля 1924 года, Франция, шоссе Арпажон. Тома пролетел один километр со стартом с хода со средней скоростью 241,88 км/ч. Новый мировой рекорд!
Честно говоря, он продержался лишь несколько часов. В тот же день на той же трассе Эрнст Элдридж на "Fiat Mephistopheles" показал еще более высокую скорость. Но Тома подал протест в судейскую коллегию: дескать, англичанин нарушил технические требования. По регламенту рекордные болиды обязательно должны были оснащаться передачей заднего хода. Ее наличие или отсутствие никоим образом не влияло на скорость, но правила есть правила. У машины Элдриджа задней передачи не было, и рекорд ему не зачли.
Рене Тома праздновал победу. Он вернулся в Париж триумфатором. Котален же радовался успеху своей машины. По иронии судьбы это оказался последний французский автомобиль, на котором был установлен абсолютный мировой рекорд скорости...
***
Техническая характеристика
Тип двигателя бензиновый, без нагнетателя
Количество цилиндров 12
Рабочий объем 10,688 л
Мощность 350-380 л.с.
Количество передач 4
Снаряженная масса 1.000 кг
Скорость 241,88 км/ч