АВТОВАЗ: спортивные цели и вершины
В последние годы сезон в различных видах автомобильного спорта стала венчать выставка «СпортМоторТюнинг». Здесь можно было увидеть и образцы спортивной техники, еще недавно покорявшей силу стрелок секундомера и противоборства соперников. И услышать свое видение итогов уходящего года теми или иными спортивными командами. Кто-то, глядя в будущее, делился своими планами. Даже награждение победителей в самых разных дисциплинах автоспорта стали проводить в рамках этой выставки. Одной из самых внушительных экспозиций «СпортМоторТюнинга-2004», запланированной на 18 — 21 ноября, должен стать стенд крупнейшего отечественного автопроизводителя — ОАО «АВТОВАЗ».
В нынешнем году тольяттинцы решили еще раз обратить внимание общественности на собственные успехи как в техническом плане (трассы Кубков и чемпионатов России преодолевали более десятка спортивных версий волжского автогиганта), так и в организационном. Количество участников только что основанной Национальной Гоночной Серии «LADA» в первый же год перевалило за сотню. Кроме того, на выставке СМТ-2004 АВТОВАЗ собирается поделиться и своими планами на будущее. Но чуть раньше специально для газеты «Семь Верст» мы попросили главного конструктора АВТОВАЗа Владимира Губу приоткрыть пологи над экспонатами вазовского стенда.
- Владимир Иванович, ранее АВТОВАЗ не участвовал в выставках «СпортМоторТюнинг». Планируемая же ныне заводская экспозиция, получается, по меркам СМТ, достаточно масштабной. Чем вызвано такое изменение позиции АВТОВАЗа в отношении к данной выставке?
- Случается, что какие-то вещи как бы требуют накопления некоторой критической массы. Я думаю, что сейчас именно тот момент, когда мы переходим к качественно новому отношению к автоспорту на заводе. Вы помните появление «LADA Rеvolution» в прошлом году. В этом — была образована целая зачетная группа с таким названием. Далее, создание национальной Гоночной Серии «LADA» и процесс ее становления.
С другой стороны, появилось и новое осмысление на уровне заводского руководства, что автоспорт нужен. Что это достаточно мощное рекламное средство и катализатор технического развития. У нас действительно появилось что показать. Продолжая начатую линию, мы хотим продемонстрировать начало нового витка.
- Какие автомобили планирует выставить Волжский автозавод и что стало определяющим при выборе экспонатов?
- Во-первых, это ряд исторических автомобилей, подтверждающих, что автоспорт на ВАЗе имеет свои славные традиции. Экспонаты, дающие понять, что все это не вчера началось. Ведь появляются новые поколения, которым нужно время от времени напоминать историю: ее истоки, корни.
Поэтому выставляется ВАЗ-2101, участвовавший в соревнованиях, начиная с 1970 года. Именно он стал основой развития автоспорта на ВАЗе. Также в экспозиции участвуют дакаровские LADA Samara Т3 и LADA «Нива». Это автомобили, которые уже зарекомендовали себя, вписали в страницы истории свое славное имя.
Второе направление — это автомобили, участвующие в соревнованиях сегодня. Те, которые уже состоялись и везут сегодня АВТОВАЗу медали и почести, формируют его имидж как постоянно развивающейся компании.
В этой теме представлена раллийная «двенадцатая» машина в варианте «kit-саr» 1600. Здесь туринговый автомобиль 21106, на котором Сергей Нуждин доказал, что наша машина еще имеет потенциал. Что на этом автомобиле еще можно бороться, даже на тех решениях, которые были приняты в 1998 году.
Третье направление — это кубковские автомобили, участвующие в моносерии «Кубок LADA». Это самый многочисленный класс, в котором на отдельных этапах регистрировалось до 54 участников.
И еще одно направление — это автомобили, на которые делается ставка на ближайшие годы. В первую очередь это развитие темы специальной базовой версии автомобиля для спорта. Еще в 96-м году, начиная работу по 106-му и 107-му автомобилям, мы пытались доказать, что для участия АВТОВАЗа в спорте нужна серия специальных автомобилей. Если некоторые производители позволяют себе иметь массовые спортивные модели типа Subaru Impreza, Volkswagen Соlf GТI, которые уже в базовой версии имеют заложенный высокий потенциал, то наш базовый автомобиль не рассчитан на участие в спорте. Потому, чтобы достойно смотреться рядом с другими производителями, мы должны в разрешенных рамках техтребований сделать конкурентоспособный автомобиль. Особенно ярко это показали моменты, когда нам приходилось конкурировать с VW Роlо, Сitrоеn Sахо, Fоrd Fiesta а в рамках класса «Туринг-Лайт». Сравнивая результаты конкурентов со своими показателями, было наглядно видно, что характеристики нашей базовой версии слабее.
Потому, учитывая, что работы по трехдверному варианту LADA 112 мы ведем уже долгое время и то, что его характеристики и внешние данные наиболее соответствуют облику спортивного автомобиля, в прошлом году мы начали разработки по созданию базовой версии LADA 112 «Купе». Кроме того, в данной работе были использованы наработки по 106-й машине. Все это позволило нам создать и в нынешнем году испытать новую модель.
В 2004 году мы сделали такие автомобили для ралли и кольцевых гонок. Тестируя новый автомобиль непосредственно на соревнованиях, нам даже пришлось частично пожертвовать спортивным результатом. Получилось так, что мы перевели Виктора Школьного из боевого раллийного гонщика в тест-пилоты. Стоит отметить, что он выполнил свою задачу великолепно. Удачно получилось, что и Алексей Груздев к концу сезона уже мог ехать в кольцевом «Туринг-Лайте», показывая очень приличные результаты на автомобиле 21123 с двигателем 1,6 литра.
Сегодня идет организация производства этого автомобиля. Уже подписан соответствующий приказ по заводу, согласно которому машина будет производиться в двух фирмах. Одна его уже производит — это «Лада-Купе», а вторая, «Супер-Авто», на стадии подготовки. Кроме того, в департаменте технического развития АВТОВАЗа уже принято решение об организации производства этого автомобиля в опытно-промышленном производстве. ОПП будет делать базовую версию с двигателями 1,6 и 1,8 литра. А на «Супер-Авто» планируется производить версию с двигателем на подрамнике, с 15-дюймовыми колесами, то есть уже тюнинговый вариант. Именно на базе тюнинговой версии будет делаться спортивная омологация и строиться версия для автоспорта.
Ну и вершиной, конечно же, является то, что мы покажем пока как концепцию. Это полноприводной спортивный автомобиль на базе ВАЗ-21106, но с кузовом 2112. Этот автомобиль будет создаваться в рамках новой раллийной группы «Suреr 2000». Ее требования: рабочий объем двигателя — 2 литра, без турбо-наддува, автомобиль с приводом на все колеса. Этой темой сейчас занимаются Реugеоt, Vоlkswаgеn, Fоrd. Это решение было принято с целью увеличения популярности группы N, где на сегодняшний день участвуют практически две марки: Subaru и Мitsubishi.
Наш автомобиль, имеющий сегодня омологацию по группе А и группе N, — это «десятка» с «опелевским» двигателем. Она как нельзя лучше подходит требованиям нового класса. А потому здесь у нас опять появляется очень хороший шанс выйти на международный уровень, поскольку до этого времени нам выходить было не с чем. Последний раз на международной арене мы появлялись в 1998 году. После этого АВТОВАЗ ограничивался внутренними российскими соревнованиями и развитием моносерий. Все это, конечно же, нужно, но все же моносерии ближе к физкультуре, нежели к спорту. Массовость — это хорошо, но мы все-таки самый большой в Европе завод, где на одной площадке выпускается столько автомобилей, а потому должны иметь заводскую команду и бороться с другими марками в заводском зачете.
- Будет ли АВТОВАЗ обнародовать какие-то программы на СМТ-2004?
- На выставке будет представлена программа участия АВТОВАЗа непосредственно в российских гонках и программа поддержки соревнований, в которых участвуют автомобили марки LADA. Те, которые АВТОВАЗ будет традиционно поддерживать. В частности, будет озвучена программа заводской команды в двух дисциплинах: это ралли и в кольцевом «Туринге».
В частности, в ралли в следующем году мы будем выступать по несколько усеченной программе. На тестирование и доводку нового полноприводного автомобиля по группе «Suреr 2000» потребуется много сил и времени. Потому наше выступление, скорее всего, будет проходить в формате: один экипаж в 1600, LADA 112 «Купе», и полноприводная версия — в классе «Р12».
Также по-прежнему будет оказываться поддержка классам «LADA Rеvolution», «Кубку LADA» и «Туринг-Лайт». В «Туринг-Лайт» мы планируем провести переговоры и определиться со своим участием в нем. Или мы в этом классе просто участники, либо учреждаем в нем свой зачет. То есть у нас есть намерения перенести розыгрыш «Кубка LADA» в «Туринг-Лайт». Заезд будет проходить как обычно, но для пилотов, выступающих на автомобилях LADA 112 «Купе», подсчет очков будет вестись в зачете «Кубок LADA». При этом сам класс «Кубок LADA» никуда не исчезает, а продолжает соревнования в рамках Кубка России. Более того, мы даже планируем небольшие изменения технических требований класса «Кубок LADA» с целью еще уменьшить затраты участников.
- К какому времени можно ожидать массового выпуска спортивной версии LADA 112 «Купе»?
- Мы планируем подготовить к предстоящему сезону порядка двадцати таких автомобилей. Десять из них заложены уже в рамках подготовки к «Рождественским синхронным гонкам», которые традиционно пройдут на трассе автополигона ОАО «АВТОВАЗ». Эти десять автомобилей будут после гонок проревизированы, думаю, сильно они там не пострадают, и к февралю выставлены на продажу. В том числе и на выставке мы надеемся получить заказы на LADA 112 «Купе».
Так что мы уже сегодня строим серьезные планы на предстоящие годы. И считаю, что АВТОВАЗ даст возможность засиять еще многим звездам, как людским, так и техническим.
***
ВАЗ-2011 спорт
***
таблица в бумажной версии издания
***
LADA 112 COUP
***
таблица в бумажной версии издания
***
LADA 112 VK 1600
***
таблица в бумажной версии издания
***
LADA 110 ТУРИНГ
***
таблица в бумажной версии издания
***
LADA 112 ТУРИНГ-ЛАЙТ
***
таблица в бумажной версии издания
***
LADA 112 СТАНДАРТ КРОСС
***
таблица в бумажной версии издания
***
фото: