Хранитель традиций
Судьба TVR: от мини-мастерской до мини-фирмы
Сейчас, когда большинство английских марок принадлежит международным концернам, фирма TVR остается одним из последних оплотов независимого британского автопрома. Что помогает выживать крохотной компании, специализирующейся на производстве спорткаров и выпустившей в прошлом году всего 750 машин? Возможно, приверженность традиции. Утраченной ныне традиции британских производителей: выпускать спорткары не только быстроходные, но и доступные. Грубо говоря, предлагать много скорости за небольшие деньги. Например, 30 лет назад, в 1974 году, скоростной "Jaguar E-type" (аналог нынешнего "Jaguar XK8") стоил дешевле "Mercedes-Benz 200" (аналог современного С-класса)! Сейчас такое даже представить трудно. Одно из немногих исключений - автомобили TVR. Вопрос: какая из предлагаемых ныне на российском рынке моделей, способных развивать свыше 300 км/ч, самая доступная? Ответ - "TVR Tuscan". Британское купе в два-три раза дешевле итальянских, немецких и британских суперкаров, обладающих сходным потенциалом...
А началась история TVR полвека назад, когда Тревор Уилкинсон взялся за выпуск спортивных автомобилей. Впрочем, выпуск - сильно сказано. Созданная им фирма, точнее, мастерская в городе Блэкпул на западном побережье Англии, за год собирала не более десятка машин.
Название мастерской образовали три согласные буквы, взятые из имени основателя компании (ТреВоР). Денег у Уилкинсона было немного, но он прекрасно знал, что такие серьезные фирмы, как SS (впоследствии "Jaguar"), MG и "Morgan", тоже начинали свой бизнес с маленьких мастерских. Сами они делали только раму и кузов, а основные узлы - мотор, трансмиссию, тормоза и подвеску - заимствовали от серийных моделей других заводов. Так было и дешевле, и проще в обеспечении запчастями.
А крупные автомобильные компании не видели в этих фирмах конкурентов и потому охотно продавали им серийные узлы и детали. По такому пути шли многие небольшие английские предприятия, выпускавшие спортивные машины: AC, "Allard", "Bond", "Dutton", "Gordon-Keeble" и так далее... Если перечислить все подобные фирмочки за последние 70-80 лет, то список выйдет длинный. Почему именно в Англии, в краю туманов и дождей, родилось столько марок спорткаров с двухместными открытыми кузовами? Просто спорт здесь, в том числе автомобильный, всегда был культом. А тесные спартанские машинки служили своеобразным символом, подтверждающим приверженность своих хозяев к спорту. Эти модели отличались быстроходностью, имели отменную управляемость, хотя обеспечивали лишь минимум комфорта. Именно такими были и первые TVR.
***
1957 "Grantura"
ТРЕВОР Вилкинсон начал с того, что изготовил раму из труб большого диаметра и снабдил ее независимой торсионной подвеской от "Volkswagen". Раму он спроектировал так, чтобы иметь минимальные передний и задний свесы. Ширина же машины была чрезмерно большой для спорткара малого класса. Кроме деталей шасси Уилкинсон использовал множество других узлов от массовых моделей. Так, источником движения служил 997-кубовый мотор (35 л.с.) от "Ford 100Е". С этой малолитражки позаимствовали и коробку передач. Кузов для первого "Grantura" изготовила небольшая компания из Бирмингема.
"TVR Grantura I" первоначально годился лишь для повседневных поездок, но никак не для спорта. Чтобы участвовать в кольцевых гонках, Уилкинсон спроектировал модификацию "Grantura П", а позже и "Grantura III" с алюминиевыми кузовами и более серьезными моторами.Один из двигателей, взятый от того же "Ford 100E", был снабжен механическим нагнетателем, поэтому мощность удалось поднять до 54 л.с. Добиться лучшего показателя не позволяла архаичная конструкция мотора с чугунным блоком цилиндров и нижними клапанами. Другой двигатель -"Coventry Climax" - был современнее, имел верхние клапаны и распредвал в головке блока цилиндров. При объеме 1, 1 л он выдавал 79, 5 л.с. С ним TVR развивал до 192 км/ч.
Большая часть машин уходила в США, причем не под собственным именем, а под брендом "Griffith" - так называлась компания-импортер. В Америке 50-х наблюдался всплеск интереса к английским спорткарам. На них проводились разнообразные гонки, и спрос на такие автомобили порой опережал предложение.
TVR отличались отменными ходовыми качествами. Короткие свесы и небольшая колесная база позволяли легко и быстро прописывать тесные повороты. А большая ширина обеспечивала завидную устойчивость на виражах. Как уже говорилось, для состязаний выпускались TVR с открытыми алюминиевыми кузовами, а для повседневной езды - купе с корпусами из стеклопластика.
К началу 60-х мастерская TVR в Блэкпуле превратилась в небольшую автомобильную фирму. Она ежегодно выпускала по 30-50 машин, которые по-прежнему шли главным образом на экспорт в Америку. В самой Великобритании марка TVR была практически неизвестна. Чтобы завоевать внутренний рынок, фирма сделала интересный ход: стала выпускать так называемые kit-cars. Иными словами, машинокомплекты, которые покупатели окончательно собирали уже самостоятельно с помощью ключей и отверток. По законам Соединенного Королевства новые автомобили облагались большим налогом при продаже, а если машина представляла собой, грубо говоря, конструктор "Сделай сам", итоговая цена получалась значительно меньше.
Стремясь максимально удешевить свою продукцию, TVR долго оснащала автомобили двигателями от все того же "Ford 100E", конструкция которых восходила к 1935 году. Ради повышения мощности эти надежные и дешевые моторы дополняли нагнетателями. Причем наиболее простыми, приводимыми ремнем, словно водяной насос или генератор.
Даже на флагманской модификации фирма применяла чугунные тормозные барабаны как наиболее дешевые. В повседневной эксплуатации они вели себя нормально, однако в условиях гонок быстро перегревались. Впоследствии пришлось перейти на алюминиевые барабаны с запрессованными в них чугунными гильзами. Такие механизмы обходились дороже, но иного выхода не было...
На закате карьеры модель "Grantura" стала оснащаться моторами более серьезного объема. Это двигатели "Coventry Climax" (1, 2 л), "Ford 105" (1, 3 л) и MG модели В (1, 8 л).
***
1965 "Trident"
В СЕРЕДИНЕ 60-х TVR начала испытывать финансовые трудности. Руководство немедленно озаботилось обновлением модельного ряда. Это была главная причина появления экспериментального "Trident" (на фото). Автомобиль отличался современным дизайном с округлыми линиями, был крупнее, чем "Grantura", имел более просторный салон.. Он снабжался 4, 7-литровым фордовским V8, уже опробованным на модели "Griffith 200". Правда, для "Трайдента" его форсировали: мощность достигла 271 л.с. при 6.000 об/мин. На магистрали прототип мог достигать 217 км/ч. Тем не менее модель была признана неконкурентоспособной и не пошла в серию.
В 1967 году компания сделала еще один экспериментальный автомобиль. На этот раз - прообраз дешевого спорткара, который назвали "Tina". Источником движения служил 875-кубовый мотор, взятый от массовой английской малолитражки "Hillman Imp". Его 51 сила обеспечивала потолок скорости 160 км/ч. Модель "Tina" тоже осталась на стадии прототипа.
***
1967 "Vixen"
ВО ВТОРОЙ половине 60-х возникла уже острая необходимость замены устаревшей "Grantura". Рынок требовал спорткары более комфортабельные, со сравнительно большим багажником и элегантным дизайном. Всем этим требованиям отвечала модель "Vixen" - "Лисица".
Основой для этого небольшого автомобиля служила пространственная рама, на которую были навешены кузовные панели из стеклопластика. Это решение - вынужденный шаг, поскольку TVR выпускались малыми тиражами и дорогостоящие штампы для производства металлических кузовных деталей просто разорили бы фирму. А гипсовые болванки, по которым выклеиваются вакуумным способом стеклопластиковые элементы, стоят копейки. И дизайн модели можно обновлять регулярно без переоснастки производства.
"Vixen" выпускался с закрытым кузовом "купе". Два кресла были смещены назад, поближе к задним колесам. Поэтому мотор располагался практически позади передней оси. Таким образом удалось добиться развесовки, как на центрально-моторном спорт-каре. Вкупе с полностью независимой подвеской это обеспечивало отличные устойчивость и управляемость.
"Vixen" оснащался рядным четырехцилиндровым двигателем объемом 1, 6 л и мощностью 88 л.с. Он обеспечивал максимальную скорость 175 км/ч. Автомобиль был очень легкий, поэтому обладал весьма резкой динамикой. Разгон с места до 50 миль/ч занимал 7, 4 с. К слову, подобные показатели имели в конце 60-х куда более мощные "Ягуары".
***
1964 "Griffith 200"
МОДЕЛЬ "Grantura" выпускалась до 1967 года. Спрос на эту четырехцилиндровую машину неуклонно падал. Чтобы поддержать продажи на ключевом для себя рынке США, англичане сделали специальную экспортную модель "Griffith 200". Она снабжалась огромным фордовским V8 объемом 4, 7 л. Двигатель развивал 195 л.с. при 4.400 об/мин. Это был самый быстрый TVR того времени, способный набирать 201 км/ч. Впрочем, успехом у покупателей "Griffith 200" не пользовался, и через два года модель сняли с производства.
***
1969 "Tuscan"
ПО СУТИ, "Tuscan" был более мощной и дорогой модификацией появившегося двумя годами раньше "Vixen". На выбор покупателям предлагались V6 (3 л, 136 сил) и V8. Сначала восьмицилиндровый мотор имел рабочий объем 4, 7 л и мощность 271 л.с. Затем появился форсированный вариант - 5, 3 л, 290 л.с. Максимальная скорость самого мощного "Tuscan", выпущенного в 1970 году, достигала 250 км/ч. Далеко не каждый "Ferrari" или "Lamborghini" тех времен мог похвастать таким темпераментом.
***
1976 "Taimar"
В СЕРЕДИНЕ 70-х на рынке спорткаров наметились перемены. Уходили в прошлое аскетичные конструкции -потребитель желал приобрести автомобиль, оснащенный передовой тормозной системой с усилителем и дисковыми механизмами на всех колесах, с комфортабельными креслами, вместительным багажником, омывателем лобового стекла, электроприводами окон...
В соответствии с новыми покупательскими запросами и спроектировали модель "Taimar". Это был крупный трехдверный хэтчбек с просторным салоном. Под капотом скрывался фордовский V6 объемом три литра и мощностью 142 л.с. Вариант с нагнетателем развивал 265 сил. Возросшие мощность и скорость вызвали необходимость создания нового, полностью независимого шасси. Собственной, кстати, конструкции, а не базирующейся на покупных деталях от массовых моделей.
По традиции TVR основой для машины служила металлическая рама, на которую навешивались пластиковые кузовные панели. Автомобиль получился очень легкий - сухая масса составляла всего 1.040 кг. Поэтому компрессорный "Taimar" был одним из самых быстрых суперкаров своего времени. Так, разгон до 100 км/ч занимал 6, 1 с, а если водитель и дальше продолжал держать педаль газа утопленной, TVR набирал 235 км/ч. Эти показатели были отнюдь не фантазией специалистов по рекламе - они подтверждались многочисленными независимыми испытаниями.
Модель выпускалась до 1979 года. На смену ей пришел "Tasmln".
***
1971 "2500"
МОДИФИКАЦИИ этой модели с разными моторами выпускались с 1971-го по 1979 год. Гамма двигателей была, пожалуй, даже чересчур разнообразна: здесь и четырехцилиндровыи мотор, и рядная "шестерка", и V6. Последний предназначался для флагманской версии; "3000М". При объеме три литра ее мотор выдавал 140 л.с. Максимальная скорость "TVR 3000М" достигала 209 км/ч, ускорение с места до 80 км/ч занимало 5, 6 с (это не опечатка: в те времена динамику оценивали по разгону "0-80 км/ч", традиция измерения "0-100 км/ч" укрепилась только в конце 70-х).
***
1980 "Tasmin"
ЭТА МОДЕЛЬ открыла более чем десятилетнюю эру "зубил" от TVR. Технически она во многом повторяла предшествующий "Taimar", хотя и отличалась удлиненной на 10 см базой. Источником движения служил тот же фордовский V6, однако мощность базового варианта удалось поднять до 160 л.с. Автомобиль выпускался как с закрытым кузовом, так и в виде родстера.
Всего через год после дебюта модели название "Tasmin" было официально отменено. Далее автомобиль выпускался под буквенно-цифровыми индексами, которые зависели от рабочего объема мотора. Так, комбинация "280i" означала, что под капотом стоит 2, 8-литровый V6. Модель "350i" оснащалась более солидным V8. В конце 80-х гамму британской компании венчал "420SE", снабженный 4, 2-литровым V8 мощностью свыше 300 сил. Из такого TVR можно было выжать 265 км/ч.
***
1987 "S Convertible"
К СЕРЕДИНЕ 80-х компания TVR осталась с одной-единственной, причем сравнительно дорогой моделью, предлагавшейся в нескольких исполнениях. Чтобы вернуть былую клиентуру - поклонников быстрых и доступных спорткаров, пришлось спроектировать родстер "S Convertible". В его основе лежали механизмы "Ford". Под капотом скрывался фордовский V6 (2, 8 л, 160 сил). Поскольку автомобиль был очень компактный (длина - четыре метра) и легкий, даже этот не слишком мощный мотор обеспечивал ему достойный темперамент. Максимальная скорость достигала 226 км/ч, а для разгона до 100 км/ч "S Convertible" требовалось всего семь секунд.
***
1988 "Griffith"
ЭТУ МАШИНУ англичане нацелили на американский рынок. "Griffith" представлял собой более быстроходный вариант модели "Tuscan". Новый автомобиль был на полцентнера легче, зато мотор "Rover" сильнее, он выдавал 243 л.с. Чтобы эффективнее использовать эту мощность, передаточное число главной передачи было увеличено. Это снизило максимальную скорость даже по сравнению с "Tuscan" (до 238 км/ч), зато динамика ошеломляла: с места до 100 км/ч автомобиль катапультировался всего за 4, 9 с. Компания подчеркивала, что он адресован очень опытным водителям, имеющим навыки экстремального вождения. Дело в том, что некоторые американцы покупали TVR только из желания щегольнуть на вечернем бульваре, и в результате была зафиксирована серия "стандартных" аварий по одной-единственной причине: "Водитель не справился с управлением".
Что тогда говорить о сверхбыстром варианте "Tuscan Racer"! Это был уже настоящий гоночный автомобиль. Легкий суперкар, выпускавшийся небольшими партиями с 1990 года, оснащался мотором "Rover", расточенным до 4, 4 л. Соответственно мощность выросла до 400 л.с. Максимальная скорость "Racer" достигала 265 км/ ч, а до 100 км/ч он разгонялся всего за 3, 7 с -умопомрачительный показатель даже по нынешним временам!
***
1992 "Chimaera"
РОДСТЕР выпускается и поныне - это самая старая модель в современной гамме TVR. Открытая двухместка оснащается 4, 5-литровым V8, спроектированным на основе мотора "Rover". С места до 100 км/ч "Химера" ускоряется за 5, 1 с. Максимальная скорость достигает 257 км/ч, хотя на заре своей биографии машина была менее быстроходной.
Вообще, 90-е годы оказались непростыми для маленькой британской компании. С одной стороны, TVR стали достаточно модными автомобилями, с другой - качество упало до непозволительно низкого уровня. Так, одного из английских владельцев "Chimaera" настолько замучили постоянные поломки, что он подал на TVR в суд. Фирма удовлетворила иск оппонента с тем условием, что впредь он никогда не будет покупать автомобили TVR. Это лишний раз отражает "принцип клубности", по которому компания старается формировать клиентуру.Во всяком случае, в Великобритании. Для поклонников марки постоянно устраиваются фирменные "track-days" (любительские гонки), туристические пробеги, а если у кого есть желание, то обслуживать его автомобиль будут прямо на заводе в Блэкпуле. Как в старые добрые времена...
***
1988 "Tuscan"
ДОРОЖНЫЙ спорткар, который вполне годился для выступлений в кольцевых гонках. Ярко выраженную "гоночную" направленность модели подчеркивал очень малый вес - всего 1.000 кг. Этого удалось достичь, отказавшись от V6 марки "Ford", место которого занял V8 от "Rover". Несмотря на большее число цилиндров, новый двигатель весил меньше, так как в отличие от фордовского блоки цилиндров у него были алюминиевые, а не чугунные.
Мотор "Rover" имел гидравлические толкатели клапанов. В те годы считалось, что они надежно работают только в том случае, если двигатель нельзя раскрутить свыше 4.000-4.400 об/мин. Однако спецы TVR в погоне за мощностью подняли максимальные обороты до отметки "5.300". Таким образом с объема 3.5 л удалось снять 228 л.с. И проблем с надежностью не возникало.
В полностью независимой пружинной подвеске всех колес не было серийных деталей. Двойные поперечные рычаги собственной конструкции обеспечивали отличные устойчивость и управляемость. Автомобиль развивал максимальную скорость 251 км/ч, а до "сотни" разгонялся за 5.5 с.
***
1994 "Cerbera"
ПОМИМО двухместок рынок требовал более вместительные туристические спорткары. Поэтому на основе родстера "Chimaera" было спроектировано купе "Cerbera". отличавшееся от прообраза жесткой крышей, удлиненной базой и салоном "2+2". "Цербер" оборудовался богаче "Химеры": в стандартное оснащение входили даже электроприводы кресел, несколько непривычные для аскетичного английского суперкара.
"Cerbera" выпускается и поныне. Сейчас на выбор покупателям предлагается два мотора - рядная "шестерка" собственной разработки (4 л. 355 л.с.) и старый добрый V8 (4, 2 л. 365 сил). Восьмицилиндровая модификация быстроходнее - потолок скорости достигает 290 км/ч.
***
1996 "Cerbera GT"
ЧЕРЕЗ два года после дебюта "Цербера" появилась вовсе безумная модификация этого суперкара -"Cerbera GT" с 4, 5-литровым V8, выдающим 426 л.с. Автомобиль полностью оправдывает свое "адское" имечко: катапультирование с места до 100 км/ч занимает всего 4, 4с, а максимальная скорость составляет 314 км/ч. Для тех, кому и этого мало, предлагается еще более мощный 446-сильный "Cerbera GT", способный набирать 320 км/ч. Этот TVR был и остается самым быстрым в мире автомобилем, на котором можно ездить вчетвером.
***
1996 "Project Speed Twelve"
САМЫЙ мощный и самый быстрый автомобиль за всю историю марки. Создавался для гонок (он принимал участие, например, в "24 часах Ле-Мана"). однако предусматривался и дорожный вариант "Speed Twelve".
Автомобиль оснащался двигателем V12 собственной разработки. По сути, мотор представлял собой две спаренные рядные, "шестерки". Рабочий объем 7.0 л и мощность 660 сил гарантировати максимальную скорость 386 км/ч!
***
2000 "Tuscan Speed Six"
ПЕРВЫЙ образец "Speed Six" был представлен публике еще в 1996 году, однако дизайн автомобиля, выдержанный в традициях TVR середины 90-х, оказался слишком скучным. Зато "Speed Six", дебютировавший в 2000 году, потрясал невероятной внешностью: шесть фар, торчащие сзади глушители в спортбайковском стиле! .. Как метко выразилось одно из британских изданий: "Когда "Speed Six" припаркован у тротуара, вы можете спокойно разбирать на запчасти стоящий рядом "Porsche 911" - никто не обратит внимания".
"Tuscan Speed Six" -единственный TVR с левым рулем и один из самых быстрых автомобилей, предлагаемых на российском рынке. Максимальная скорость -314 км / ч. Для разгона с места до 100 км/ч машине требуется всего 3, 8 с. В движение суперкар приводит рядная "шестерка" (4 л, 400 сил), причем собственной конструкции и производства! В наш век глобализации это уникальный прецедент для крохотной компании, которая в прошлом году выпустила всего 750 автомобилей.
***
2001 "Tamora"
ПЕРЕД создателями модели стояла задача: сделать спорткар по старому английскому рецепту -очень маленький, очень быстрый, самый дешевый в своем классе. Так на свет появился родстер "Tamora" (фото сверху). Автомобиль длиной менее четырех метров (392 см) оснащается рядной "шестеркой" объемом 3, 6 л, развивающей 355 л.с. По соотношению "мощность/масса" английский родстер может дать фору многим гораздо более дорогим суперкарам. Весит машинка всего 1.060 кг -неудивительно, что максимальная скорость "Tamora" составляет 280 км/ч, а для разгона до 100 км/ч требуется 4, 4 с. Затем на основе "Tamora" англичане создали купе "Т350" (фото снизу). Закрытый автомобиль с жесткой крышей обладает более совершенной аэродинамикой, нежели родстер, поэтому максимальная скорость при том же двигателе увеличилась до 290 км/ч.
***
2000 "Т400/440"
ХОТЯ модель впервые показали в 2000 году, она до сих пор находится на стадии разработки. "Т400/440" - это флагман TVR ближайшего будущего. Спроектированный на базе "Tuscan" автомобиль во многом оригинален. обладает собственным дизайном.
Покупателям планируется предложить две модификации. Индекс каждой отражает мощность. Версия "Т400" будет располагать 400-сильным шестицилиндровым мотором объемом 4 л. Под капот "Т440" англичане собираются спрятать 4.2-литровый двигатель мощностью 446 л.с. С ним максимальная скорость достигнет 345 км/ч.
фото TVR и "Клаксона"