Перейти к основному содержанию

Главная      Реальность и приоритеты

Реальность и приоритеты

АвтоВАЗа

Участие Волжского автозавода в Московском автосалоне вошло уже в традицию. Этот год не стал исключением. Как и подобает по статусу крупнейшму автопроизводителю России, вазовская экспозиция оказалась одной из самых больших: свыше 700 квадратных метров занимаемой площади. Опять же традиционно - павильон «Форум» и толпы любознательных, облепивших сверкающие «Лады». И если вокруг дорогих иномарок подавляющее большинство посетителей просто глазели на красивую, но недоступную машину, то «Калины» осматривали основательно, сразу примеряя на себя, а из желающих просто посидеть за рулем, чтобы оценить посадку и эргономику рабочего места водителя, постоянно выстраивалась очередь. Есть и еще один, пожалуй самый главный положительный для АВТОВАЗа момент. У людей изменилось отношение к заводу и его продукции в целом: исчезли негатив и пренебрежение, а появился интерес и доверие.

***

Гвоздь программы

Естественно, что АВТОВАЗ не мог не порадовать посетителей выставки и своих поклонников и привез на «Мотор шоу-2004» много своих интересных машин. Подробно обо всех экспонатах мы рассказывали в предыдущем номере «Си», вышедшем в свет накануне открытия автосалона, поэтому не будем повторяться и детально описывать каждый, а уделим больше времени материалам вазовской пресс-конференции. Но сначала все-таки о машинах...

Как правило, центр экспозиции любой автомобильной компании на автосалоне занимает «гвоздь программы» — самой последней разработки автомобиль. На вращающемся подиуме вазовского стенда оказался хэтчбек LADA Priora... Да-да, нет теперь никакого «проекта 2170, -72», а у машин, идущих на смену «десятому семейству», появилось собственное имя.

За исключением головной оптики новинка полностью повторяет представленный годом ранее седан LADA Priora.Изменения затронули заднюю часть автомобиля. Несомненно, по сравнению с нынешней «двенадцатой» хэтчбек Priora выглядит гораздо современней и привлекательней. Чувствуется, что дизайн-служба завода сделала максимум возможного, чтобы создать новый автомобиль на платформе LADA 110. И получилось неплохо. Впрочем, читатель сам может составить свое мнение о машине по представленным на странице фотографиям.

Еще одна новинка, привлекавшая к себе внимание, — концепт-кар «Силуэт», и не просто макет, а самый настоящий ходовой образец, что говорит о том, что работы над концептом начались давно. Жаль конечно, что судьба «Силуэта» еще окончательно не ясна.

Остальные экспонаты вазовского стенда оказались знакомы. Это семейство LADA 110 2005 модельного года, правда с новыми экологически чистыми двигателями, объемом 1,6 литра, три седана LADA Ka/ina, один из которых оказался «разрезан» для ознакомления с техническими особенностями конструкции.

Спортивную линию составляли герой Национальной гоночной серии LADA Revolution, гоночный автомобиль класса Формула LADA и гражданский LADA 112 Coupe с «горячим» характером.

А теперь перейдем к материалам пресс-конференции, прошедшей в день открытия автосалона. На вопросы журналистов отвечали первые руководители ОАО «АВТОВАЗ»: председатель совета директоров Владимир Каданников, вице-президент по стратегическому и корпоративному управлению Михаил Москалев, вице-президент по маркетингу, сбыту и техническому обо луживнаию Владимир Кучай и главный конструктор Владимир Губа.

Владимир Каданников:

Что отличает эту выставку от других, проводимых ранее? Главная цель ясна. Это понять интерес покупателя, оценить отношение потребителя к продукции нашего завода. В зависимости от этого интереса (если есть необходимость) внести коррективы в наши конструкторские разработки, программы по выпуску, капиталовложения, инвестиционные программы и так далее.

Помимо этого в текущем году наш стенд отличает реальность, потому что мы выставили автомобили, по которым точно известно, в каком виде они будут выпускаться для продажи, в какое время и по какой цене. Кроме того, на представленные автомобили оказали влияние законы, вступающие в России 1 января 2005 года по токсичности, по активной и пассивной безопасности, и все автомобили «взяты» из стратегии развития, которая на заводе составлена до 2012 года.

Исключение составляет лишь один автомобиль — «Силуэт», который представлен нами как концепт-кар, который пока неизвестно сколько имеет общего с тем базовым автомобилем, который мы будем ставить на производство после 2012 года, а это значит, что в 2009 году надо иметь отработанную конструкцию этого автомобиля... «Силуэт» выставлен в основном, чтобы понять отношение посетителей выставки и СМИ, с тем чтобы выверить еще раз наше отношение к тому, каким должен быть новый базовый автомобиль. Хочу напомнить, что новый базовый автомобиль мы предполагаем поставить на новой площадке в городе Тольятти, для чего приобретаем в этом году 300-350 гектаров земли, так как на старой площадке у нас такой возможности нет в связи с постановкой на производство автомобиля «Калина», выпуск которой начинается 18 ноября, и для которой построили внутри завода еще один полнокомплектный завод мощностью 220 тысяч в год. Они пойдут плюсом к тому, что мы имеем. Таким образом, наш возможный максимальный выпуск составит до 950 тысяч в год.

- Интересует объем инвестиций в автомобиль «Приора» и когда машина пойдет в серию?

Владимир Каданников:

Объем инвестиций связан с одним вопросом. Решимся ли мы начать выпускать «Приору» с модернизированным мотором Волжского автомобильного завода, либо начнем выпускать ее только с новым мотором. От этого естественно объем инвестиций будет отличаться ровно настолько, сколько надо вложить в новый завод по выпуску силового агрегата, то есть мотора и коробки передач.

Есть желание, что бы «Приора» вышла с новым силовым агрегатом. Сам автомобиль будет готов в 2006 году, и на его постановку без силового агрегата мы затратим порядка 150 млн. евро. Если все решится положительно, то новый завод силовых агрегатов потребует на строительство 405 млн. евро инвестиций, а построим мы его в первом квартале 2007 года. Тогда и срок появления «Приоры» -2007 год.

- Как развивается проект индустриального парка и есть ли заключенные договора о совместном производстве комплектующих для новых проектов?

Владимир Каданников:

Проект развивается пока не очень активно, несмотря на то, что комплектующие, которые мы планировали для этого индустриального парка, имеют развитие в других местах. А в индустриальный парк имеются заявки на1 мелкие, с точки зрения, перевозок детали. Например, синхронизаторы для коробки предач, которые неважно, где делать в Тольятти или в Астрахани — стоимость перевозок этих деталей мизерная и тратить площади индустриального парка на их производство не хочется. Надо сказать, что сегодня идет серьезное развитие производства комплектующих изделий вокруг Тольятти — сидений, глушителей и т. д.

- На вазовском стенде замечены аудиокомпоненты с логотипом «Лада». Есть ли какие-то планы по установке заводом штатных аудиосистем?

Владимир Каданников:

Мы пока не планируем ставить аудиосистемы на главном конвейере, хотя предусматриваем возможность такой установки для того, чтобы желающие смогли поставить аппаратуру в предприятиях системы техобслуживания АВТОВАЗа.

- Как скажется на стоимости автомобилей введение очередных экологических норм?

Владимир Каданников:

Когда мы начинали устанавливать на автомобили катализаторы, мы их покупали за 80 долларов. Первое время, примерно года два, мы эти 80 долларов не возвращали в стоимости автомобиля и закладывали в нашем годовом бюджете убыток по этому вопросу порядка 40 млн. долларов. Уже потом деньги за установленные катализаторы начали возвращать в полном объеме.

Полагаю, что за внедрение очередных норм экологической безопасности и токсичности, придется доплачивать из своего бюджета. Это уменьшит нашу прибыль, но другого варианта не предвидится. Хотя весь мир работает по другому — автомобильные компании, выпускающие «чистые» автомобили, поддерживаются правительством через налоги, стимулируя процесс. Автомобили, соответствующие нормам, — пониженный налог, не соответствующие - повышенный. У нас, к сожалению, это не происходило, не происходит и не произойдет с 1 января, когда все автомобили должны будут соответствовать нормам Евро 2.

- Какая планируется прибыль по итогам года и соответственно какова выручка?

Владимир Каданников

В этом году выручка ожидается порядка 130 миллиардов рублей. Прибыль за первое полугодие составило 4,5 млрд. Думаю, что к концу года чистая прибыль уменьшится и составит за второе полугодие до 4 млрд.

- Расскажите про «Калину»: что за автомобиль, технические характеристики... ?

Владимир Губа:

«Калина» относится к классу «В» по европейской классификации. Ее планируется выпускаться в трех комплектациях по кузову — «седан», «хэтчбек», «универсал», будет отличия и по комплектациям — «стандарт», «норма» и «люкс». Базовая модель будет иметь двигатель объемом 1,6 литра, мощностью 85 л/с. Двигатель модернизированный, отвечающий нормам Евро 3, а в следующем году мы планируем подготовить его к получению одобрения типа под Евро 4.

Автомобиль спроектирован с учетом самых последних норм по безопасности, полностью выполняет требования по фронтальному удару с перекрытием и по боковому удару. Предусматривается установка двух подушек безопасности для водителя и пассажира переднего сиденья. В качестве дополнительного оборудования предусмотрена установка антиблокировочной системы тормозов, электроусилителя рулевого управления, кондиционера и различных вариантов исполнения по интерьеру. Максимальная скорость 180 км/ч, средний расход топлива 6,5 л/100км. Стартовая цена «Калины» находится на уровне автомобилей «десятого семейства» — 7-7,5 тысяч долларов.

- Каковы перспективы «классического семейства»?

Владимир Каданников:

По «классике» мы нашли конструктивные решения по доводке их до норм Евро 2. К сожалению, действительно автомобили классической компоновки еще требуют наши покупатели, особенно из провинции. И мы вынуждены и сами делать эти автомобили и еще поставлять разобранные серии в Ижевск, Сызрань, на Украину и т. д. Но мы все-таки надеемся, что тенденция сокращения продаж «классики» за счет увеличения продаж переднеприводных моделей будет сохранена и, может быть, в ближайшие 5 лет она сойдет с продажи. По крайней мере, в наших планах в 2012 глду автомобили классической компоновки почти не присутствуют и за счет них расширено производство переднеприводных моделей. И последнее, что надо добавить: довести «классику» до норм Евро 3 по токсичности еще возможно, а вот по требованиям безопасности на современный уровнь уже нет.

- Цифры продаж по Московскому региону автомобилей «Лада» и иномарок говорят о том, что последних стало продаваться больше. Отношение АВТОВАЗа к этому факту и что планируется сделать?

Владимир Кучай

Иномарок продается больше в процентах, а в абсолютной величине, мы в Москве и Московской области продаем 12-13 тысяч автомобилей ежемесячно в зависимости от спроса. Больше нас не продает никто. АВТОВАЗ занимает 60 % рынка. Процент нашего присутствия на российском рынке вырос, несмотря на то, что процент продаж иномарок тоже вырос. Просто растет общий объем продаж автомобилей по России. Общая доля нашей продукции -42,4% в 2002, в 2003 это 44%, а всей группы АВТОВАЗ с учетом сборочных комплектов и автомобилей, производимых из наших узлов порядка 54-55%.

Продажи новых иномарок за 6 месяцев увеличились в два раза — их было продано 207 тысяч, а мы продали почти 400 тысяч.

- Какова будет экспортная политика АВТОВАЗа в 2005 году. Будет ли собираться на предприятиях внешней сборки LADA 110?

Владимир Кучай:

Наша задача до выхода на экспорт «Калины» и «Приоры» удержать существующие позиции, то есть сохранить дилерскую сеть и объемы экспорта (он у нас в последние годы находится в пределах 90 тысяч штук — такой же объем планируется и в 2005 году).

По LADA110 рассматривается организация сборки в Египте.

- По каким критериям для нового автомобиля выбрали имя «Рг ю-га»?

Владимир Каданников:

Существует классическая схема отработки названия. Для этого выбираются центры опросов, которым передается ряд названий, получаемых извне. Первоначально для проекта 2170 было порядка 60 названий. Потом из них отобрали семь. потом осталось одно.

Нам абсолютно точно известно, что нет такого варианта названия, который не будет критиковаться. Его не существует, поэтому как не назови, будут те, которым это название крайне не нра-вится. будутте, которым все рг! вно и будут те, которые будут довольнь! . Народ впоследствии обязательно свое название придумает, типа «зубило» или «копейка», и я думаю, что будут еще народные имена. Они будут не в бровь, а в глаз — «совершенно точны».

- Как будет происходить замена автомобилей «десятого семейства»?

Владимир Губа

Предусматривается постепенное вытеснение автомобиля LADA 110 автомобилем «Priora». Для этого создается новая сварочная линия, которая позволит после ее выхода на проектную мощность, остановить сварочную линию «десятки» для ее перемонтажа. Таким образом начало производства «Priora» будет происходить без уменьшения общего объема производства LADA 110. Примерный график: первый год 50-60 тысяч, второй -150, третий 220 тысяч автомобилей. То есть в течении трех лет мы получим полное замещение автомобилей «десятого семейства». Суммарный выпуск LADA Priora и LADA 110 будет увеличиваться за счет уменьшении выпуска классических моделей. По цене LADA Priora будет в диапазоне от 7,5 до 9,5 тысяч долларов в зависимости от комплектации и варианта исполнения.

- Интересуют параметры LADA Revolution: сколько построено машин, какие перспективы у НГС, будет ли гражданская версия у этого автомобиля и будет ли АВТОВАЗ выступать не только в российских соревнованиях?

Михаил Москалев:

LADA Revolution была представлена на прошлогоднем московском автосалоне в красном цвете — симпатичная машина, которая прошла по многим выставкам и подтвердила большой интерес к такому классу автомобилей, прежде всего как к спортивной версии.

Модель претерпела большие изменения — это можно увидеть, наблюдая за гоночной серией. В этом году мы получили статус чемпионата России. Сегодня построено 13 боевых болидов плюс имеются еще два выставочных автомобиля: тот самый знаменитый красный и еще один, который сейчас стоит на стенде.

Идея развития этого класса заключается в том, чтобы привлечь максимальное количество спонсоров, инвесторов в эту работу. В нынешнем году мы проводили по сути стартовый сезон, который показывал возможности этой серии. Главное было сделать красивый телевизионный репортаж. Это удалось — телеканал «РТР-Спорт» и многие другие каналы анонсировали соревнования НГС. Мы получили очень приличный на наш взгляд готовый продукт. Мало того, мы объединили в рамках этой серии пять классов: это Туринг-Лайт, Туринг, Кубок LADA, Формула LA-DA, Кстати тоже представленная на нашем стенде, и которая базируется на узлах агрегатах Волжского автомобильного завода, и сам LADA Revolution.

Следующий год у нас ориентир — на трассе около 20 автомобилей в рамках соревнований. Что касается гражданской версии, здесь мы обсуждаем с главным конструктором Владимиром Губой различные варианты и подходы. Надо понимать — спортивный автомобиль и его гражданская версия это разные автомобили, подразумевающие совершенно другие требования для омологации, другие технические требования, в том числе экологические и по активной пассивной безопасности. Поэтому вопрос находится в проработке. Хотя многие задают вопрос, будет ли гражданский Revolution, имея на-верное ввиду опыт Крайслера с Додж Вайпером. Я думаю, что что-то похожее мы будем проектировать, и вы увидите спортивный вариант нашего автомобиля.

Хотел бы обратить ваше внимание не только на Revolution, но и на трехдверную версию хэтчбэка LADA 112 Coupe, который тоже находится в составе экспозиции. У него приличный потенциал для установки более мощного силового агрегата с двигателем объемом 1,8 литра, возможность использования дисковых тормозов и дисков на 15 дюймов. Для молодежи и людей, у которых в жилах течет кровь с примесью бензина, купе будет очень интересно.

АВТОВАЗ взял курс на поддержку всего российского автоспорта. Со своей стороны, я хотел бы сказать огромное спасибо Кирьянову Виктору Николаевичу, который как руководитель Российской федерации автомобильного спорта поддерживает все эти инициативы, и я думаю, что мы представим вам новые интересные продукты, и самое главное, мы представим хорошую красивую картину именно российского спорта.

Мы, конечно, не можем претендовать на мировые подиумы в автомобильных соревнованиях, но как минимум растить пилотов, которые смогут на эти подиумы подняться, мы будем. Во всяком случае АВТОВАЗ будет это продвигать и с целью развития этого технического вида спорта и для пропаганды здорового образа жизни молодежи.

- Когда АВТОВАЗ планирует прекратить выпуск «старой Нивы»?

Владимир Каданников:

Все дело в спросе. Мы будем делать «Ниву» в том объеме, в котором существует спрос. Сегодня мы этот спрос удовлетворяем — собираем «Ниву» в Казахстане, в Тольятти и т. д. Та норма выпуска, которая была оговорена в наших взаимоотношениях с «Дженерал Моторс» с ограничением 16,5 тысяч штук, уже не существует. Она снята по обоюдному согласию по предложению антимонопольного комитета.

- Когда появится в продаже трехдверный хэтчбек «Самара-2» и какова судьба семейства. Не будет ли «Самары-3, -4»?

Владимир Каданников

У нас «Самара» в том виде в котором мы выпускаем сейчас, входит в нашу концепцию развития — она занимает одну нитку главного конвейера в объеме 220 тысяч автомобилей ежегодно. Мы полагаем что до 12-го года она в этом виде может продаваться.

С сентября планируется возобновить производство трехдверной версии «Самары», так как по оценке наших маркетологов, на этот автомобиль есть спрос и его ниша составляет порядка 20-25 тысяч автомобилей в год. В этом году будет произведено порядка 4 тысяч автомобилей.

- По поводу нового двигателя. В свое время в прессе проходили сообщения о сотрудничестве в этой области с той или иной зарубежной компанией. С какой фирмой ведутся переговоры?

Владимир Каданников:

Мы связаны обязательствами по конфиденциальности. Только это не позволяет ответить на вопрос в полной мере. Но я надеюсь, что в октябре у нас будет возможность ответить на все ваши вопросы. Можно только сказать, что, вероятно будет новый силовой агрегат, будут современные двигатели объемом 1,6 и 1,8 л, изготовленные на новом современном заводе, который еще надо построить.

- Не планирует ли АВТОВАЗ в этом году проведение хотя бы одного этапа кольцевых гонок в Тольятти?

Михаил Москалев:

По кольцевым гонкам все связано с подписанным и утвержденным графиком соревнований. Тольятти в этом графике в текущем году нет по ряду причин, в том числе техническим, - трасса не готова принимать автомобили. Если говорить неформально, кто наблюдает за гонками, видят, что скорости становятся все выше и выше. И без зон вылета, без соответствующих зон безопасности, это становится «побоищем», чего бы не хотелось видеть ни в одном классе. Еще у тольят-тинской трассы есть ряд негативных моментов — появилась заправка на одном из ходовых поворотов и мое личное мнение — трассу надо закрывать раз и навсегда, но открывать ее в другом месте. Мы сейчас приступили к обсуждению проекта строительства трассы на существующем полигоне, там, где в Тольятти кроссовая трасса. Поэтому, скорее всего в 2006 году мы увидим новую кольцевую трассу в Тольятти, если конечно обойдется без природных и внутрироссийских катаклизмов.

- В последнее время ГИБДД практикует запрещение управления автомобилей, на которых установлены нестандартные глушители, тормоза, альтернативная оптика и т. д. Не могли бы вы прокомментировать, что можно ставить на вазовские машины, а что нельзя.

Владимир Губа

В отношении всех компонентов, влияющих на безопасность и параметры токсичности автомобиля, разрешена установка только тех узлов и агрегатов, которые внесены в одобрение типа транспортного средства. Более того, мы сейчас пытаемся упорядочить производство контрафактной продукции, выпускающейся сегодня под маркой АВТОВАЗа. Готовим соответствующее предложение, потому что любая продукция устанавливаемая на автомобили LADA должна быть сертифицирована и одобрена АВТОВАЗом.

Рассказ о других участниках Московского автосалона будет продолжен в следующем номере.

***

фото: