Перейти к основному содержанию

Главная      ОТ БАГГИ ДО КРОССОВЕРА

ОТ БАГГИ ДО КРОССОВЕРА

В чемпионате России по ралли-рейдам есть три зачетные группы легковых автомобилей. За победу в абсолютном зачете борются прототипы и багги класса Суперпродакшн. Самый популярный зачет - серийных автомобилей (Продакшн), а самый доступный - Национальный.

Для тех, кто знаком с кольцевыми гонками, термин "Суперпродакшн" ассоциируется с почти стандартными машинами - так называемой группой N. В ралли-рейдах все наоборот: именно в категории Суперпродакшн, или Т1 по классификации FIA, допускается наибольшая свобода технических решений. Тут ездят не только автомобили, построенные на базе серийных кузовов, но и уникальные прототипы из заводских команд - с пространственной рамой и радикальными компоновочными решениями. Отличный пример - пикап Nissan Павла Логинова, в 2003 году использовавшийся заводской командой в Дакаре: ради улучшения развесовки и кинематики передней подвески силовой агрегат размещен в центре базы между пилотом и штурманом. Под капотом - лишь маслобак, рычаги подвески и амортизаторы. Другой представитель этого вида - Mitsubishi Pajero Evo Алексея Беркута.

Стоимость новых машин топ-уровня может достигать 700 тысяч евро. Но цифра эта скорее виртуальная - заводские машины на сторону не продают. Заполучить их могут только самые приближенные клиенты и лишь через несколько лет - оба упомянутых прототипа построены еще в 2002 году. Поэтому спросом пользуются и клиентские машины стоимостью до 300 тысяч евро от авторитетных ателье: это южноафриканский Nissan Motorsport, итальянский Tecnosport или французский Faster. Например, на построенном в Южной Африке пикапе Nissan Руслан Мисиков выиграл чемпионат России.

Рабочий объем и тип двигателя у прототипов не ограничены - запрещены лишь бензиновые моторы с наддувом. Чаще всего используются шестицилиндровые бензиновые двигатели объемом 3,5 - 4 литра с сухим картером. На впуске ставится рестриктор, диаметр которого зависит от количества клапанов на цилиндр, расположения распредвала (в головке или в блоке), рабочего объема и массы машины

- мощность топовых автомобилей не превышает 300 л.с. Турбодизельных прототипов в России почти нет - таким был Pajero от команды Faster, на котором выступал в позапрошлом году Леонид Новицкий.

Коробки передач - пяти - и шестиступенчатые, кулачковые. Привод - постоянный полный, через самоблокирующиеся дифференциалы без всякой электроники. Разрешенная минимальная масса машины также зависит от рабочего объема - с четырехлитровым мотором ее порог составляет 1825 кг.

Альтернатива сложным и дорогим прототипам - заднеприводные багги. Технические требования к ним куда либеральнее - разрешена установка шин большего наружного диаметра (940 мм против 810 мм у прототипов) и систем автоподкачки. Ход подвесок правилами не ограничен вовсе и достигает полуметра - у внедорожников он не должен превышать 250 мм. Мотор может стоять перед задней осью, а у прототипов он обязан располагаться впереди центра колесной базы.

Масса багги при прочих равных в полтора раза меньше - даже с мотором рабочим объемом больше 5250 см(3) минимальный порог составляет всего 1400 кг. Впрочем, есть у них и серьезный минус: привод лишь на одну ось. Поэтому конкурентоспособны багги только на песке или сухом покрытии с хорошим "зацепом". В чемпионате России "засветилось" несколько машин "дакаровского" уровня от голландской фирмы Fast&Speed и французского ателье SMG Филлипа Гаша. Их цена приближается к полузаводским прототипам - около 300 тысяч евро.

Класс Продакшн, или Т2 по классификации FIA, предназначен для машин, созданных на базе серийных внедорожников, - своего рода "группа N" в рейдах. Усиливаются лишь кузова и подвески. Двигатели используются практически серийные, коробки передач - обыкновенные синхронизированные, с серийными передаточными числами.

Основное оружие "стандартного" класса - Mitsubishi Pajero третьего поколения и Nissan Patrol. Все их преимущества и недостатки связаны с конструкцией базовых автомобилей. Pajero с независимой подвеской и несущим кузовом хорошо управляется, но уступает рамному Патролу с полностью зависимыми подвесками в выносливости. Гонщикам приходится выбирать не только между этими двумя моделями, но и между типами двигателя. Дизельные чуть уступают бензиновым в мощности, но более тяговиты и экономичны, что позволяет брать на борт гораздо меньше топлива - экономия может достигать 150 кг.

Автомобиль класса Продакшн, построенный с нуля одной из европейских команд, обойдется примерно в 150 тысяч евро. Но по сравнению с более дорогими прототипами, спроектированными в расчете на громадные нагрузки, серийная машина хрупка и потому требует более частого ремонта.

Самый доступный класс российских ралли-рейдов - Национальный. В нем выступают машины российского производства. Он не имеет аналога в классификации FIA - техтребования в основном рассчитаны на то, чтобы позволить небогатым гонщикам готовить к ралли-рейдам Нивы и УАЗы, и в целом соответствуют тем, что приняты в Продакшне. Но двигатель и коробку передач можно заимствовать от других моделей того же производителя, а объем разрешенных доработок больше: можно увеличивать рабочий объем двигателя, "колдовать" с каналами головки и фазами газораспределения, изменять передаточные числа или даже ставить кулачковые коробки.

Подержанную боевую Ниву можно купить всего за 10 тысяч евро, а подготовка машины чемпионского уровня обойдется в 35 тысяч евро плюс стоимость автомобиля-донора. Классические Нивы потихоньку вытесняет более подходящая для гонок Chevrolet Niva - увеличенная колесная база улучшает устойчивость. Вдобавок тольяттинский завод ответственно подошел к омологации новой машины, так что спортсмены могут на законных основаниях использовать, например, передний редуктор измененной конструкции и ряд других нестандартных узлов и деталей.

Есть перемены и в стане УАЗов. Сильные стороны ульяновских внедорожников - исключительная прочность и выносливость, а главными недостатками были слабые моторы и очень тряская рессорная подвеска. Теперь есть возможность собрать УАЗ с мощным 140-сильным двигателем ЗМЗ-409, пружинной передней подвеской, прочными разъемными мостами и надежной четырехступенчатой коробкой передач старого образца, которые вместе на одной модели никогда не встречались.

Выпускаемых в России иномарок в Национальном классе пока почти нет. Несколько лет назад в чемпионате ездил Kia Spoilage калининградской сборки, а недавно появился таганрогский Hyundai Santa Fe Сергея Савенко. Кроссовер не очень-то подходит для рейдов - в колеях машина нещадно цепляет днищем грунт. Но на ровных трассах за счет 173-сильного мотора оставляет УАЗы и Нивы далеко позади. На Северном лесе и на Тихом Доне экипаж "корейца" даже финишировал на подиуме! Причем до середины сезона Hyundai гонялся с... автоматической коробкой передач. Только теперь команда установила "механику" от четырехцилиндрового варианта.

[Графические материалы:

Чемпионат России по ралли-рейдам 2008 г.

Материал доступен в бумажной версии издания.]