Формула любви... к машине
Женщина и автомобиль. Как много в этом сочетании для мужского сердца... не слилось. Не доверяет значительное число представителей мужского пола женщинам за рулем. Тем не менее с момента появления четырехколесного транспортного средства дамы пытались доказать, что нисколько не хуже смогут "договориться" с автомобилем, чем их мужья, возлюбленные, отцы и братья. Причем покорять вершины большого автоспорта считали незазорным еще в начале XX века.
История женщин-гонщиц вопреки всеобщему заблуждению ненамного моложе истории самого автоспорта. "Проба пера" состоялась еще в 1901 году в пробеге "Париж - Берлин": на 32-м месте в самой грандиозной по тем временам гонке (1100 км, 122 участника) финишировала Камилла дю Гас. Но продолжения не последовало: вскоре француженка охладела к автоспорту.
Тем не менее, что не удалось дю Гас - победить хотя бы в одной автогонке, - сделала чешка Элизабет Юнек Хасвова, больше известная как Элишка Юнкова. В 20-е годы она на равных состязалась с сильнейшими пилотами планеты - Альберто Аскари, Тацио Нуволари, Рудольфом Караччиолой. В автоспорт Элишку привел муж, богатый банкир; одного старта в качестве то ли штурмана, то ли механика оказалось достаточно, чтобы 22-летняя студентка "заболела" гонками на всю жизнь: в 80 лет Юнкова все еще посещала европейские Гран-при "Ф-1". В ее коллекции 56 кубков за победы в горных и кольцевых гонках, спринтах и марафонах на сложных трассах вроде "Спа" или "Тарга Флорио" - и это всего за четыре года! Гоночная карьера 26-летней Элишки оборвалась в 1928 году: на тренировке в Нюрбургринге разбился ее муж, и Юнкова в самом расцвете сил повесила шлем на гвоздь.
В 60-е годы в ралли блистала Патриция Мосс. Выступая за заводские команды ВМС, Austin, SAAB, сестра знаменитого гонщика "Ф-1" Стирлинга Мосса выигрывала многие соревнования. Увы, Пат тоже покинула трассы преждевременно: в 1969-м она вышла замуж за сильнейшего скандинавского раллиста Эрика Карлсона и с тех пор стартует только в гонках ветеранов.
Многим поклонникам ралли известно имя француженки Мишель Мутон. Она остается единственной представительницей прекрасного пола, которой удавалось выигрывать этапы Чемпионата мира по ралли, который начал проводиться с 1979-го. В 1982-м в паре с Фабрицией Понс она до последнего этапа претендовала на чемпионский титул - экипаж упустил корону лишь из-за поломки КПП. В 1985 г. самый успешный женский дуэт распался: гонщицы решили посвятить себя семье. Однако долго обходиться без "адреналина" они уже не могли. Первой не выдержала "изоляции" Понс, выигравшая два этапа WRC в паре с Пьерро Льятти. Вскоре вернулась на трассы и Мутон. Сейчас она известна как организатор уже почти культовой Race of Champions, собирающей в межсезонье на Гран-Канария всех звезд авто- и мотоспорта.
Есть чем гордиться и действующим гонщицам. Возглавляющая ныне фольксвагеновскую "армаду" Ютта Кляйншмидт в 2001 -м, выступая еще на Mitsubishi, победила в знаменитом рейде "Париж - Дакар". Ее лавры не дают покоя Андреа Майер (она начинала покорять Сахару на мотоцикле, а затем оказалась в заводской команде Mitsubishi, за рулем Pajero Evo) и Элизабет Жастину - правда, эта гонщица мечтает выиграть "Дакар" на грузовике Renault Kerax.
В различных кольцевых гонках успехи "новых амазонок" не столь значительны. Так, за все 54 года существования "Формулы-1" в эту гоночную серию пробились только пять женщин-пилотов: Мария Тереза де Филипис, Дивина Галика, Дезире Уилсон
, Джованна Амати и Лелла Ломбарди. И лишь последняя смогла получить зачетные очки: в 1976 году в Испании "тигрица из Турина" финишировала 6-й. Зато Га-лика стала первой женщиной, покорившей гоночный грузовик. Помимо нее в тракрейсинге (и небезуспешно) выступали Эллен Лор, Минна Куопалла, Рейнхильда Браун и Хизер Бейли, ставшая чемпионкой Великобритании на... ЗИЛе!
В Российской империи сильнейшей представительницей слабого пола была госпожа Римская-Корсакова, лихо управлявшая полуторатонным "Мерседесом". В многочисленных соревнованиях на регулярность хода, как тогда называли ралли, она составляла достойную конкуренцию мужчинам. В советское время (50-60-е гг.) все восхищались мотогонщицами Ириной Азулиной и Ниной Михеевой-Сусловой. Девушки одинаково успешно выступали и в кроссах, и на "кольце", и в ипподромных гонках - 14 и 9 чемпионских титулов СССР соответственно!
В автоспорте самыми результативными оказались Илона Алиша-ускене и Рута Крикштампонене: в 1988-м они стали мастерами спорта СССР. После распада Союза женский экипаж появился и в Украине. В 1999-м Наталья и Яна Франчук, выступавшие, как и литовки, на "восьмерке", "дораллили" до аналогичного звания в нашей стране. Были украинские "солистки" и в кроссе - Любовь Стаммо и Галина Чаус. Но сегодня в ралли выступает единственная украинская женщина-пилот - Ольга Петренко. А вот женщин-штурманов, как и во всем мире, у нас куда больше: дело Натальи Олексюк и Нелли Кожемякиной, в последний раз выходивших на старт в 1996 году, продолжают те же сестры Франчук, Ирина Коломийцева, Лариса Мандрик и Лада Соустова, которая стала серебряным призером в классе "Украина-1400". Так что у нас еще будет повод поговорить о женском факторе в автоспорте.