Перейти к основному содержанию

Главная      Недорогие рули

Недорогие рули

Домашний автодром

Манипуляторы доступного класса

Использование в гоночных играх манипуляторов "руль и педали" стало в последнее время почти обязательным - с ними управление и точнее, и реалистичнее.

Поэтому производители подобных устройств постоянно расширяют свой ассортимент. Уже не только дорогие модели могут похвастаться передовыми техническими решениями и настоящим гоночным дизайном. Большинство манипуляторов средней ценовой категории ($75-120) обзавелись функцией обратной связи, то есть могут имитировать вибрацию и толчки "баранки", а их облик и эргономика все ближе к эталонным параметрам рулей настоящих суперкаров.

Кроме того, именно в классе доступных манипуляторов выпущена уникальная модель - мотоциклетный руль. Для оценки возможностей "байкерского" устройства мы взяли два популярных мотосимулятора - "Moto GP 2", представляющий чемпионат мира по шоссейно-кольцевым гонкам, и "Motocross Madness 2", имитирующий соревнования на бездорожье. А автомобильные рули обкатывались на самых реалистично воссозданных раллийных и кольцевых "болидах" в программах "Live For Speed" и "Fl 1999-2002".

Для сравнения был также взят упрощенный аркадный симулятор "Need For Speed: Underground", в котором на первый план вынесены гоночный азарт и напряженная борьба с виртуальными соперниками.

***

"Thrustmaster Freestyler Bike"

Мотоциклетный руль подмигивает пользователю огоньками маленького "светофора" - светодиодами около ручки газа. Как сказано в инструкции, зеленый, горящий постоянно, информирует о том, что устройство включено. А два других в прямом смысле слова регулируют движение: на желтый свет нужно ездить по виртуальным кроссовым трассам, а на красный - по асфальтовым автодромам. Дело в том, что руль имеет два принципиально разных режима работы и две степени свободы. Управляя кроссовым мотоциклом, игрок должен поворачивать его вокруг оси, а пересев на спортбайк - толкать от себя влево-вправо, как бы наклоняя двухколесный "болид" в вираже. Отличная идея! Впрочем, когда берешься за руль, сразу становится очевидной одна недоработка конструкции: независимо от выбранного режима руль свободно вращается на обоих шарнирах и никакой механической блокировки не предусмотрено. Это неизбежно снижает точность управления, к тому же создает впечатление некоторой разболтанности манипулятора. Но поскольку это устройство отличается самой низкой ценой - $75 - некоторые огрехи конструкции, пожалуй, можно простить.

Хорошо знакомая мне игра "Moto GP 2" полностью преобразилась при управлении настоящим мотоциклетным рулем. Уже на небольших скоростях острее чувствовалось поведение виртуального спортбайка, и, заходя в поворот, я инстинктивно наклонялся "внутрь виража" вместе с манипулятором. А вот попытки пройти трассу в боевом ритме поначалу заканчивались провалом. Главная проблема заключается в том, что связь между манипулятором и виртуальным бай-ком порой непрямая. Например, переходя из левого поворота в правый, игрок может очень быстро переложить руль на другой бок, а гонщик на экране будет действовать значительно медленнее - в соответствии с законами физики. Руль и мотоцикл теряют согласованность. И поскольку силовой обратной связи это устройство не имеет, прочувствовать траекторию виража очень сложно. Как выяснилось, для активного маневрирования нужна привычка. Также приспособиться надо и к особой технике торможения: выжатая ручка тормоза вплотную прилегает к газу - так что берегите пальцы! На реальных мотоциклах такого не бывает.

В "Motocross Madness 2" виртуальные мотоциклы точно следовали за поворотами руля, но выявилась другая напасть. Одна из главных черт этого симулятора заключается в совершении каскадерских трюков на кроссовом байке, и пользователь должен точно управлять наклонами гонщика для удержания равновесия. Однако настройки игры не позволили назначить управление мотоциклистом на какие-либо кнопки на руле. Разработчики ориентировали управление игры только на клавиатуру или джойстик. Получается, что покупателю моторуля никогда не придется использовать манипулятор в "кроссовом" режиме, ведь "Motocross Madness 2" - единственная игра в этом жанре.

Необычная конструктивная особенность Thrustmaster Freestyler Bike" заключается в том, что он может не только крепиться на компьютерном столе, но и устанавливаться на стуле так, чтобы игрок мог по-настоящему оседлать его.

***

+ Оригинальная конструкция, имитирующая езду как на кроссовом, так и на шоссейном слортбайке. Низкая цена.

- Отсутствие совместимых игр в жанре мотокросса.

= Звездный час уникального руля настанет с выходом более реалистичных мотосимуляторов.