СПОРТ
Зигзаги удачи
Лишь одно из восьми падений заканчивается для мотогонщика переломом
Так сложилось, что в Украине всем "моторным" видам спорта болельщики предпочитают отлично разрекламированную по всему миру "Формулу-1". Однако ее футуристические болиды вызывают неописуемый восторг зрителей далеко не во всех странах. В Испании, к примеру, очень серьезную конкуренцию Михаэлю Шумахеру и Ко составляют участники шоссейно-кольцевых мотогонок. Причем по популярности на Пиренеях этот вид спорта, быть может, даже превосходит Королевские гонки. Думается, пристрастию горячих южан найдется достаточно обоснований...
С тех пор как Готлиб Даймлер разработал и запатентовал первый в мире мотоцикл "Райтваген", прошло без малого 130 лет. За это время его детище настолько видоизменилось, что роднит современные мотоциклы с прародителем разве что наличие все тех же двух колес. Однако самое главное изменение коснулось отнюдь не внешности. Более века понадобилось конструкторам, чтобы некогда "двухколесная черепаха" стала воплощением скорости. И сегодня уже мало кого можно удивить спортбайком, способным всего за пару десятков секунд разогнаться до 300 км/ч.
Вот только то, к чему стремились многие поколения инженеров, стало в некоторой степени врагом мотоциклистов. Ну, какой, скажите, смысл тратить кучу денег на чудо техники (цена которого зачастую превышает стоимость автомобиля среднего класса) и не использовать по полной его технический потенциал?! Особенно остро начинаешь это понимать на соревнованиях по шоссейно-кольцевым мотогонкам, когда мимо пролетают ревущие мотоциклы, а пилоты в поворотах вычерчивают коленями на асфальте параболические кривые.
Фантастические скорости, которые готов развивать спортбайк, ставят севшего за руль в довольно щекотливое положение. Здесь нет ремней безопасности и уж тем более надувных подушек, как в автомобилях. Риск, безусловно, очень высок. Впрочем, и беззащитными гонщики не остаются. Под костюм из толстой кожи надеваются специальные уплотнители, защищающие грудь и спину, на ноги - сверхпрочные высокие ботинки. А если добавить сюда красочные сверхпрочные шлемы, перчатки и прочие аксессуары, то пилот больше напоминает непобедимого героя из какого-нибудь фантастического блокбастера, который способен выйти целым и невредимым из любой передряги. На самом же деле так бывает не всегда. Поэтому во время соревнований возле трассы всегда дежурят бригады пожарных и "скорой помощи". Огнеборцы, как правило, остаются без работы. А вот врачам частенько приходится попадать в центр внимания. Особенно когда качество трассы оставляет желать лучшего.
Плохое состояние мототреков, кстати, является одной из главных проблем украинского мотоспорта. Сегодня в стране функционируют лишь две трассы, способные принять соревнования по кольцевым мотогонкам. Одна - на киевской "Чайке", вторая - в Харькове. Обе, увы, не соответствуют ни международным стандартам, ни здравому смыслу.
Во всем мире вдоль трассы обязательно создаются специальные зоны безопасности и "гравийные ловушки", способные безболезненно и эффективно "притормозить" потерявшего управление гонщика. По иному пути пошли строители киевского трека, установив по периметру металлические отбойники. Такое заграждение защищает прежде всего зрителей, а вот вылетевшему из седла гонщику, казалось бы, не оставляет шансов избежать травм. Поэтому глядя, как мотоциклист влетает в ограждение, трудно поверить, что лишь одно из восьми падений в шоссейно-кольцевых гонках заканчивается переломом.
Еще одно неписаное для мотогонщиков правило - со спортбайка непременно необходимо снимать фары и прочие стеклянные детали. Ведь в случае аварии засыпанная осколками трасса становится чрезвычайно опасной. Но какими бы ни были меры предосторожности, вряд ли можно найти профессионального мотогонщика, ни разу не побывавшего на больничной койке.
"Еду под 180 км/час, нажимаю на тормоз, а ручка просто проваливается... Следующее воспоминание связано уже с больничной палатой", - рассказывает Андрей Онистрат, один из фаворитов чемпионата Украины по шоссейно-кольцевым мотогонкам. Всего за неделю до первого этапа, прошедшего в конце мая на "Чайке", во время свободной тренировки на "Ямахе" Онистрата отказали передние тормоза. Торможение же задним колесом - менее эффективно, и лишь помогло немного погасить скорость. Очевидцы аварии утверждают, что парень родился в рубашке, избежав серьезных повреждений. Хотя и "несерьезных" хватало - сотрясение мозга, ушибы внутренних органов, подозрение на кровоизлияние в брюшную полость... Каково же было всеобщее удивление, когда спустя пару дней гонщик принял участие в первенстве и, более того, дважды финишировал вторым. А совсем недавно Андрей отличился и на международной арене - в Эстонии, где проходил этап Открытого кубка Восточной Европы. Наш соотечественник стал первым среди любителей и занял восьмое место в самой престижной гонке - в так называемом королевском классе.
Историй с подобным окончанием не так уж много. Очень часто после серьезных травм наши гонщики расстаются с рискованным увлечением. Тем более что они выходят на трассу, как говорится, из любви к искусству. Увы, финансирование этой спортивной отрасли в Украине, мягко говоря, оставляет желать лучшего. И пилотам приходится проявлять чудеса изобретательности, чтобы хоть как-то сводить дебет с кредитом.
Наверное, ситуацию могли бы спасти спонсоры, но компаний, которые хотели бы видеть свои логотипы на автодромах и мотоциклах, пока не наблюдается. По этой же причине внутриукраинские соревнования не предусматривают никаких призовых. Занявшие места на пьедестале почета довольствуются грамотами, скромными кубками и традиционным душем из шампанского. Поэтому получается, что украинские шоссейно-кольцевые гонки для их участников - просто любимое времяпрепровождение, ставшее смыслом жизни, но не приносящее при этом никаких доходов.
В то же время зрителей с каждым годом на отечественных автодромах становится все больше. Формула популярности этого вида проста - смесь красоты, скорости и витающей в воздухе опасности редко кого оставляет равнодушным.
КСТАТИ
Лучшим мотогонщиком планеты считается итальянец Валентино Росси, выступающий за команду Gauloises Fortuna Yamaha. На его счету пять титулов чемпиона мира (три из них - в соревнованиях на мотоциклах с объемом двигателя 500 куб. см). За сезон Росси зарабатывает около 9 млн. евро.
--------------------------------------------------------------------------------
ЧТО ПОЧЕМ
Конкурентоспособный спортивный мотоцикл стоит около 15 000 евро. Кроме этого на каждую гонку уходит новый комплект резины ценой от 250 евро и выше, плюс масло, запчасти, текущий ремонт. В итоге годовой бюджет гонщика составляет сумму, приблизительно вдвое превышающую цену спортбайка.
Петля Армстронга
Рекордсмен "Тур де Франс" подумывает о пенсии
В минувшие выходные знаменитый американский велогонщик Лэнс Армстронг отпраздновал свой очередной успех, став единственным в мире шестикратным победителем престижнейшей многодневки "Тур де Франс".
Накануне 91-го велотура по дорогам Франции поклонников велоспорта в первую очередь интересовал вопрос, сможет ли 33-летний американец установить рекорд. Ответ стал известен в минувшее воскресенье. Лэнс вновь уверенно выиграл "Большую петлю", выполнив данное годом раньше обещание. (Тогда, в 2003-м, техасец сравнялся по количеству побед на "Тур де Франс" с испанцем Мигелем Индурайном, бельгийцем Эдди Мерксом, а также французами Бернаром Ино и Жаком Анкетилем.)
Те, кто хорошо знают Лэнса, в его успехе не сомневались. Он всегда отличался незаурядной силой воли и целеустремленностью. В 1996 году врачи обнаружили у него злокачественную опухоль в легких, расценив шансы на выздоровление как 50 на 50. О продолжении карьеры чемпиона мира-93, казалось бы, не могло быть и речи. Тем более что продолжительный курс лечения порядком измотал организм спортсмена. "Сами операции особо негативных воспоминаний у меня не оставили, - рассказывал позже Лэнс. - Но вот химиотерапия... Это самое страшное из всего, что происходило со мной в жизни. После каждого сеанса тебя выворачивает наизнанку, потом начинает облезать кожа, сыпятся волосы и думаешь только о том, как бы уснуть и не проснуться... В общем, те физические экзекуции, которым я подвергаю себя сейчас, кажутся приятной прогулкой в погожий день".
Кстати, "приятные прогулки в погожий день" техасец начал уже спустя две недели после окончания курса химиотерапии. "Еще две недели назад он лежал в госпитале под капельницами, вливающими в его вены убивающие раковые клетки токсины, - писала в дневнике супруга гонщика Кристина Ричард. - А сегодня сел на велосипед и проехал 26 миль. Газетчики не раз меня донимали расспросами, почему я по-прежнему с ним. Нет уж, лучше я проживу еще год с Лэнсом, чем полвека с кем-то другим".
Любовь жены, небывалая сила воли и профессионализм врачей сделали свое дело - 12 февраля 1997 года Армстронгу сообщили, что страшная болезнь отступила. А он, ни на минуту не расслабляясь, бросил судьбе новый вызов. Теперь его целью была победа на "Тур де Франс". А когда в 1999 году мечта осуществилась, техасский рейнджер вновь пересмотрел свои позиции - в его планах появилась заочная победа над пятикратными чемпионами "Большой петли".
Что же теперь, когда Лэнс достиг своей желанной цели? Сам гонщик поговаривает о завершении карьеры: "Еще год назад я не мог представить себе, что скажу такие слова, но тяжесть, приходящая с возрастом, все громче шепчет мне на ухо, что пришло мое время". Он даже отказался от участия в Играх-2004, мотивируя это тем, что хотел бы больше времени уделять детям - сыну Луке и дочкам-двойняшкам Роуз и Грейс.
Кстати, в прошлом году Лэнс ушел из семьи. Его расставание с Кристиной стало шоком для добропорядочных американцев, ведь эта пара для многих являлась примером. Экс-супруги умалчивают о причинах развода, который, между тем, еще больше привлек внимание общественности к лучшему спортсмену мира-2002. Еще бы, ведь разорвав брачные узы, Армстронг стал регулярно попадать на страницы желтой прессы в компании очередной голливудской красотки. Долгое время ему приписывали роман с Сандрой Буллок, потом на смену ей пришла Мэг Райан, недвусмысленно заявившая, что рядом с Лэнсом любая женщина почувствует себя богиней. А на нынешнем "Тур де Франс" за Армстронга болела обладательница пяти премий "Грэмми" Шерил Кроу. Что ж, похоже, кроме титула рекордсмена "Большой петли" Лэнс не прочь обзавестись репутацией героя-любовника.
КСТАТИ
Один из тех, кому Армстронг обязан своими титулами, - 35-летний россиянин Вячеслав Екимов, партнер американца по команде U. S. Postal. Двукратный олимпийский чемпион и победитель шести мировых первенств считается самым верным и надежным оруженосцем американца. Задача Вячеслава - обеспечивать фавориту как можно более выгодную позицию в гонке, оберегать его от атак конкурентов, выводить на финишный рывок, в общем, создавать все условия для победы. Судя по результатам, со своей работой россиянин справляется отлично. "В велоспорте Слава сделал больше, чем все мы вместе взятые. Он - настоящая легенда", - так отзывается о партнере сам Лэнс.
Нашли молодого
Немецкий футбольный союз объявил имя нового тренера национальной сборной. Им на два ближайших года стал знаменитый в недавнем прошлом форвард Юрген Клинсманн.
Клинсманн стал девятым и самым молодым в истории тренером сборной Германии - 30 июля ему исполнится 40 лет. Родился новый рулевой "бундестима" в небольшом городке Гайзлингене, где и начал занятия футболом. А первый профессиональный контракт подписал в 19 лет, став игроком "Штутгарта".
Далее были итальянский "Интер", в составе которого он стал обладателем Кубка УЕФА, французский "Монако", английский "Тоттенхэм" и, наконец, мюнхенская "Бавария", с которой лучший футболист Германии 1988-го и 1994 годов выиграл свой второй Кубок УЕФА (1996) и стал чемпионом страны (1997). Но все же главные свои трофеи Клинсманн завоевывал на уровне сборной, за которую провел 108 матчей и забил 47 мячей. В 1990 году он стал чемпионом мира, а спустя шесть лет выиграл "золото" континентального первенства.
После завершения карьеры в 1999 году Юрген перебрался в Лос-Анджелес, откуда родом его супруга - бывшая фотомодель Дебби Хин. Примечательно, что кандидатура Клинсманна всплыла только после того, как национальную команду поочередно отказались возглавить экс-наставник "Баварии" Оттмар Хитцфельд, главный герой Евро-2004 Отто Реххагель и Кристоф Даум, в последнее время работающий с турецким "Бешикташем".
Новости на бегу
БОКС. Крис Берд, чемпион мира в супертяжелой весовой категории по версии IBF, подал в суд на знаменитого промоутера Дона Кинга. Боксер, обвиняющий менеджера в мошенничестве и нарушении контрактных обязательств, требует 63 млн. долларов компенсации.
ШАХМАТЫ. Супертурнир в Дортмунде. 5-й тур. Группа 1. Ананд (Индия) - Рублевский (Россия) - 1:0, Найдич (Германия) - Свидлер (Россия) - 0:1. Турнирное положение: Ананд - 3,5 очка, Свидлер - 3, Рублевский - 2, Найдич - 1,5. Группа 2. Крамник (Россия) - Бологан (Молдавия) и Карякин (Украина) - Леко (Венгрия) - ничьи. Все участники набрали по 2,5 очка.
Мяч в сетке
РЕБРОВ ОПРЕДЕЛИЛСЯ. Форвард сборной Украины Сергей Ребров подписал контракт с лондонским "Вест Хэмом", выступающим во втором английском дивизионе. Соглашение рассчитано на один сезон, но может быть продлено еще на три года, если "молотобойцы" выполнят задачу по повышению в классе.
ОВЕРМАРС ЗАВЕРШАЕТ КАРЬЕРУ. Известный голландский форвард Марк Овермарс, чей контракт с испанской "Барселоной" действителен до 2005 года, заявил, что покидает большой футбол. Причиной своего решения он назвал хроническую травму колена, не позволяющую играть на высоком уровне. Кстати, Овермарс считается самым дорогим игроком в истории "Барсы": в 2000 году каталонцы заплатили за него лондонскому "Арсеналу" 36 млн. евро.
КРЕДО СТОИЧКОВА. Знаменитый болгарский форвард Христо Стоичков на днях был представлен в качестве нового тренера национальной сборной своей страны. На специальной пресс-конференции Стоичков заявил, что для успешного выступления в отборочном турнире ЧМ-2006 прежде всего нужно наладить дисциплину в команде.