МАШИНА ДИКТАТОРА
А еще любимица генерала Франко "Hispano-Suiza" ублажала шейхов и королей, Шарля де Голля и художника Пабло Пикассо
Ворота в мир
Хороших дорог в Испании было маловато, да и спрос на автомобили невелик Поэтому Марк Биркигт, генеральный директор и главный конструктор барселонской фирмы "La Hispano-Smza Fabnca de Automoviles S.A." принял стратегическое решение - открыть филиал во Франции, где автомобилизм развивался бешеными темпами
В 1911 году заработал новый завод в парижском предместье Леваллуа-Перре, а в 1914-м - еще более крупное предприятие в Буа-Коломбе Но параллельно Биркигт искал новые рынки сбыта В 1912 году инженер Валентен открыл в Санкт-Петербург магазин по продаже модели Alfonso XIII А в 1913-м Биркигт сам приехал в Россию и лично продемонстрировал эту спортивную модель на кольцевых гонках в Петербурге как раз во время работы IV Международной автомобильной выставки! И тут же Иван Петрович Пузырев (энтузиаст российского автостроения) выставил на своем стенде странное шасси
Поговаривали, что это было шасси Alfonso XIII, которое Пузырев намеревался выпускать в Петербурге А может, он встречался с Биркигтом еще в 1912 году во время своей поездки в Париж? Дело в том, что Биркигт делал еще и авиационные моторы
Поводов для слухов было более чем достаточно - отец Пузырева служил генералом российской внешней разведки Уж не он ли, прознав, что Биркигт разрабатывает какой-то фантастический авиационный мотор, всякими способами склонял талантливого швейцарца к сотрудничеству? В книгах по истории марки "Hispano-Suiza" об этом ни слова, но факт есть факт!
Все выше и выше...
Тем более что такой авиамотор, намного опережавший свое время, Биркигт построил в 1914 году -11,762-литровый верхнеклапанный V8 водяного охлаждения с верхним расположением распредвала К тому же он стал первым в мире двигателем для самолетов, у которого и головка, и блок цилиндров отливались из алюминиевого сплава! А его первоначальная мощность 150 л с была впоследствии увеличена до 180, 200 и даже 220 л с
Разумеется, этот авиамотор заинтересовал в первую очередь не нейтральную Испанию, а Францию и другие воюющие страны Антанты Такие двигатели в Первую мировую войну, кроме заводов "Hispano-Suiza", делали по лицензии 21 фирма и 70 тыс человек в Англии ("Wolseley Motors"), Италии ("Itala", SCAT, "Naglmti"), Америке ("Wright-Martin ") и даже Японии ("Mitsubishi Motors )!
Эти авиамоторы поставляли в Россию (не сыграл ли тут одну из главных ролей отец Ивана Петровича Пузырева?) и устанавливали на "летающие лодки" МК-1 Григоровича и D 1 одесского завода Артура Антоновича Анатры, самолеты "Лебедь и "Рыбка", верхне план конструкции Писаренко
На самолетах с мотором Hispano-Suiza V8 летали знаменитейшие асы Первой мировой американец Рикенбейкер (кстати, открывший после воины автомобильную фирму), французы Фонк и Гинеме Капитан Жорж Гинеме командовал эскадрильей самых отчаянных летчиков, а ее самолеты Spad VII несли на бортах эмблему в виде взлетающего аиста - символ оккупированных немцами Эльзаса и Лотарингии С этой эскадрильей опасались встречаться германские пилоты Но однажды после вылета Гинеме не вернулся Исчез! Его сослуживцы говорили, что он поднялся слишком высоко, чтобы возвращаться на землю Красивая легенда, хорошо послужившая Биркигту, когда в 1919 году он снова вернулся к производству автомобилей
Большая игра
Уже на первой послевоенной Парижской автомобильной выставке 1919 года дебютировала Hispano-Suiza абсолютно новой модели, и ее радиатор украсил маскот в виде взлетающего аиста Эту носовую фигурку вылепил скульптор Франсуа Базэн, летавший в Первую мировую на истребителе Spad в легендарной эскадрилье "La Cigogne" Жоржа Гимене Этим он выразил свое восхищение биркигтовским авиамотором Hispano-Suiza V8 и увековечил память о своем геройском командире, одержавшем целых 53 победы над германскими "Фоккерами" и "Альбатросами" С тех пор аиста устанавливали на радиаторные пробки всех легковых моделей Hispano-Suiza вплоть до 1938 года
Пропуск наверх
Что за чудесный был первый послевоенный автомобиль, получивший обозначение Н6! Его шестицилиндровый рядный двигатель унаследовал лучшие технологии авиамотора V8 блок цилиндров и головку отливали из алюминиевого сплава, а клапаны приводились расположенным в головке кулачковым валом Причем между каждым клапаном и кулачком помещался стаканчик - тот самый, который сегодня служит толкателем в клапанном приводе многих современных моделей И более того, все внутренние полости блока и головки лакировались по специальному методу, разработанному Биркигтом! А на самих автомобилях модели Н6 появился механический усилитель тормозов - патент на него впоследствии приобрела фирма "Rolls-Royce" и применяла такое устройство на всех своих моделях вплоть до 1960-х годов
Машины Hispano-Sutza H6 славились мягким ходом и при объеме мотора 6,5 или 8 л развивали мощность 120 или 150 л с На модель Н6 обратили внимание богачи
Машина -легенда
По традиции той эпохи на фирме "Hispano-Suiza" приобретали только шасси, а кузова заказывали у самых знаменитых кароссери -таких, как "Kellner", "Saoutchik", "Binder", "Castagna". . Вокруг марки "Hispano-Suiza" начали слагать легенды Удивительно, но Hispano-Suiza Н6 с 1925 по 1928 год выпускал по лицензии пльзеньский завод "Skoda". Всего изготовили 50 экземпляров модели, получившей название 25/100 KS H6.
Автомобилями Н6 владели кинозвезды, банкиры, богема. И эмигрант Александр Вертинский сочинил на эту тему шансон - юмористическое посвящение томной даме эпохи модерна.
Вас баюкает
В мягкой качели
Голубая Испано-Сюиза...
Знатоки ценили эту марку даже выше, чем Maybach, Isotta-Fraschini или Rolls-Royce Одной такой машиной пользовался президент Франции, а в нашей стране на единственном экземпляре Н6 ездил Нарком внутренних дел товарищ Менжинский Разумеется, сегодня об этом автомобиле ничего не известно.
Красный след
Советский Союз в начале 30-х годов не жалел денег на покупку лицензий и одну из них приобрел на мотор-пушку Hispano-Suiza. Как советский Генеральный штаб установил контакт с фирмой? Может быть, пошел по пути, проложенному еще Пузыревым-старшим?
Это была очередная гениальная конструкция Марка Биркигта. Между блоками мотора VI2 с двумя верхними распредвалами он разместил пушку, стрелявшую через пустотелую втулку пропеллера Ее размещение по центру фюзеляжа самолета обеспечивало летчику большую точность прицеливания. Однако этот мотор работал в режиме 3000 об/мин и более, тогда как самая высокая эффективность пропеллера обеспечивается при 2000 И тогда Биркигт установил между носком коленчатого вала и пропеллером замедляющий редуктор. Заводы СССР долго выпускали этот авиамотор, который сначала назвали М-105 (1050л.с), а позже, после модернизации в конструкторском бюро В. Климова, дали ему обозначение ВК-105 (1240 л с). В годы Второй мировой войны его устанавливали на истребители ЛаГГ-3 и Яки.
Пир во время чумы
Однако вернемся к автомобилям. С 1931 года "Hispano-Suiza" начала выпускать просто фантастическую модель Л12 (тип 68) - по тем временам, пожалуй, самую шикарную в мире. Одно ее шасси стоило 205 000 франков (примерно $10 148), тогда как готовый седан Hotchkiss 620 можно было приобрести за 47 800 ($2370). А с заказным кузовом цена J12 зашкаливала за четверть миллиона франков! И это когда весь мир охватил экономический кризис!
Но Биркигт слишком увлекся... Он решил, что на самой роскошной модели должен непременно стоять V-образный 12-цилиндровый двигатель. Ведь объем каждого цилиндра рядной "шестерки", устанавливавшейся на Н6, достиг почти полутора литров! Снизить его можно было, увеличив число цилиндров, а уж опыта в постройке VI2 Биркигту было не занимать. Свой первый такой авиамотор он разработал еще в 1918 году!
Биркигт не стал усложнять автомобильный V12 авиационными технологиями. Его единственный распредвал он разместил в развале блоков и применил механизм ГРМ со штанговым приводом клапанов.
Поначалу на J12 устанавливали силовой агрегат объемом 9,4 л - с ним автомобиль мог развивать скорость 160 км/ч Hispano-Suiza становилась самой быстроходной машиной своего времени! А позже Биркигт довел объем V12 и до 11,3 л. Только представьте себе: середина 30-х годов, и по улице едет 250-сильная машина, способная "выжимать" все 200 км/ч! Конечно, далеко не все даже очень богатые люди могли решиться на покупку J12. Владельцами этой модели стали персидский шах, румынский король Король, испанский диктатор Франко и модный художник Пабло Пикассо.
Поэтому в 1934-м "Hispano-Suiza" развернула выпуск так называемой малой модели Кб с пятилитровой рядной "шестеркой" мощностью 120 л.с. У нее тоже было немало достойных покупателей, и среди них - полковник Шарль де ГОЛЛЬ
ТИХИЙ финал
В 1938 году желающих приобретать J12 уже не осталось, и выпуск автомобилей Hispano-Suiza на парижских заводах пришлось свернуть. В Барселоне же производство сохранялось до 1944 года - там делали модели попроще, а также фургоны и грузовики. Позже инженер В. Рикарт выкупил бездействовавшее предприятие и в начале 50-х стал штучно изготовлять на нем спортивные машины марки "Pegaso". Однако успеха они не снискали, и испанский завод перешел на выпуск тяжелых грузовиков.
Но даже после фактического краха своей автомобильной марки Биркигт никак не мог успокоиться. По окончании войны он разработал переднеприводный автомобиль с мотором V8, но в 1949 году смог построить только один опытный образец Более выгодными оказались проектирование и производство самолетных шасси. А тем временем почтенный возраст маэстро все чаще напоминал о себе...
В конце концов Марк Биркигт полностью отошел от дел и стал замкнуто жить на своей вилле на берегу Женевского озера. Там он писал технические обзоры и никому не давал интервью. Его увлечениями стали охота, рыбалка, лодочные прогулки, и в 1953 году он скончался в возрасте 75 лет. В галерее конструкторов этот великий и энергичный человек должен занимать одно из первых мест.
Л. ШУГУРОВ