"АвтоВАЗ" готов к завтрашнему дню
ИГОРЬ САМОХВАЛОВ, фото
Одним из самых посещаемых стендов Московской международной автовыставки стала экспозиция "АвтоВАЗа", который привез на Красную Пресню двенадцать экспонатов. Ставка в этом году сделана на модели, которые потребители смогут купить или прямо сейчас, или через несколько месяцев. Причем речь идет исключительно о новой, самой современной продукции.
Больше других экспонатов практическим интересом посетителей выставки пользовалось семейство LADA KALINA. И это понятно. Седаны, начиная с ноября прошлого года, выпускаются на новом заводе "АвтоВАЗа" в Тольятти.
Но скоро к ним присоединятся хэтчбеки, производство которых намечено на ближайшее время. К слову сказать, первая пилотная партия, состоявшая из двенадцати машин, была изготовлена в июле. При их сборке часть операций производилась в условиях действующего производства. Опытные образцы поступили на испытания, главной целью которых является получение одобрения типа транспортного средства. Кроме того, на хэтчбеках предполагается испытать перспективное оборудование, в частности кондиционеры.
Универсал LADA KALINA, который придет вслед за седаном и хэтчбеком, оснащен абсолютно новым 1, 4-литровым двигателем. Этот мотор имеет блок увеличенной высоты и модифицированный кривошипно-шатунный механизм с уменьшенной почти на треть массой. Увеличенная длина шатуна позволяет снизить силу трения поршня и, как следствие, уменьшить механические потери. В результате новинка может соперничать с моторами большего объема, экономя топливо и сокращая вредные выбросы.
Поистине уникальным экспонатом является еще одна KALINA, разрезанная пополам. Этот оригинальный ход позволяет познакомиться со всеми нюансами технического устройства новой машины. В качестве примера можно привести легкодоступные на разрезанном автомобиле системы безопасности, которые заслуживают отдельных слов.
KALINA полностью соответствует современным международным требованиям по деформации кузова при фронтальном ударе со смещением и при ударе в бок. Снижение риска травм достигнуто благодаря усилению одних элементов кузова и снижению жесткости других. В частности, днище кузова стало более жестким в зоне ног водителя. Пороги при этом выдвинуты наружу. Укреплена центральная стойка. Под сиденьями смонтирована мощная поперечина, чтобы при боковом ударе эта зона меньше деформировалась. Оптимизированы характеристики обивок в районе центральной стойки. Место крепления ремня безопасности прикрыто специальной пластиковой накладкой, которая призвана спасти головы водителя и переднего пассажира при боковом ударе. Также внедрена дополнительная деталь в обивке боковины на уровне бедер. При ударе в бок она отталкивает человека от стойки. Скоро "Калины" получат и дополнительные системы пассивной безопасности, включающие в себя подушки безопасности для водителя и переднего пассажира, ремни с механизмом пред-натяжения и ограничителем усилия. При ударе инерционный ремень срабатывает не мгновенно, и человек все же бьется грудью о ремни. Поэтому был придуман механизм преднатяжения. Его суть состоит в срабатывании пиропатрона через доли секунды после столкновения автомобиля с препятствием. В результате ремень заранее плотно прижимает человека к сиденью. Но это тоже не панацея. Необходим еще механизм ограничения усилия. Как только нагрузка на грудную клетку достигает опасных показателей, ремень начинает немного отпускать человека. Затем в действие вступает подушка безопасности. Таким образом, при столкновении одновременно работают три системы.
На MIMS-2005 кроме "Калин" демонстрируется все семейство LADA110. Хэтчбек и универсал выставлены в исполнении "люкс". Изюминкой экспозиции является седан в еще более богатой комплектации, которую, наверно, можно назвать "суперлюкс".
Основное отличие заключается в серьезном изменении интерьера. Например, установлена усовершенствованная панель приборов, отличающаяся улучшенными эргономическими характеристиками. В частности, применены новые кнопочные переключатели с подсветкой, маршрутный компьютер, электропривод заслонки для распределения воздуха в салоне. Другие органы управления автомобилем тоже модернизированы. Иной внешний вид приобрел руль, в середине которого планируют размещать подушку безопасности. Подрулевые переключатели стали удобнее, а на переключатель стеклоочистителя вынесены кнопки управления маршрутным компьютером. Сиденья самой престижной "десятки" обладают улучшенными анатомическими свойствами. Еще одно новшество касается защиты автомобиля от воров. В автомобиле комплектации "суперлюкс" применена специальная противоугонная система. Блокировка и разблокировка дверей, а также крышки багажника осуществляется с помощью интегрального ключа-брелока.
На московской выставке экспонируется и новая машина "десятого" семейства, которая в скором времени пополнит модельный ряд "АвтоВАЗа". Речь идет о трехдверной LADA112 COUPE. Ранее это купе выпускалось в единичных экземплярах несколькими тольяттинскими компаниями. Теперь модернизированный вариант будет изготавливать сам "АвтоВАЗ". Выпуск запланирован на весну следующего года. Ежегодный выпуск может достигать пяти тысяч таких машин.
Теперь о принципиально новых моделях, которые будут ставить на конвейер в течение ближайших лет. Прежде всего речь идет о LADA PRIORA, производство которой начнется в последнем квартале следующего года. На нынешней выставке посетители высоко оценивают современный дизайн седана и хэтчбека, которые смотрятся как автомобили более высокого класса, чем "десятки". Секрет кроется в том, что дебютирующие автомобили разрабатывались в качестве машин верхнего сегмента класса С.
Priora представляет собой не модернизированную старую модель, а новый автомобиль. От предшественника осталась только базовая платформа. Если говорить о седане, то при его создании конструкторы применили цельно-штампованное заднее крыло. Это решение позволяет избежать ненужных вибраций и дребезжания.
Внутри схожих с "десяткой" черт фактически нет. Иначе выглядит и салон, который по эргономическим характеристикам соответствует всем современным стандартам. Например, значительная эволюция произошла с панелью приборов, которая в семействе Priora совсем не уступает дорогим иномаркам.
Увеличение скоростных характеристик за счет оснащения новинок более мощными моторами потребовало дополнительной защиты водителя и пассажиров. Priora станет не только самой безопасной отечественной машиной, но и удовлетворит европейским экологическим нормам. Если говорить о конкретных деталях, то на новых автомобилях многократно снизился риск травматизма при боковом ударе. Для смягчения последствий при наезде сбоку была существенно изменена конструкция дверей. Помещенный внутрь брус не просто укрепляет дверь, а распределяет энергию удара по всему кузову. Кроме того, Priora наносит меньше травм в случае наезда на пешехода, что подтвердили специальные испытания.
Немалую роль современный "АвтоВАЗ" отводит автоспорту. Ведь именно в состязаниях есть возможность испытать мощность и ресурс новых деталей, узлов, технологий. Поэтому одним из наиболее интересных спортивных новинок салона стала спортивная версия хэтчбека, участвующая в кольцевых гонках "Кубок LADA KALINA". Машина оборудована двигателем 1, 4 литра. От серийного автомобиля она отличается каркасом безопасности, доработанной подвеской с увеличенной угловой жесткостью, коробкой передач с измененными передаточными отношениями, усиленными тормозами и приводами колес.
Продолжает спортивную тему LADA112 VK S2000 RALLY. После московской выставки эта машина будет бороться за победу в российском раллийном чемпионате.
Учитывая, что "АвтоВАЗ" после 2009 года планирует поставить на производство еще сразу две новые модели автомобилей - о чем сообщил журналистам на пресс-конференции в рамках выставки "Мотор-Шоу-2005" председатель совета директоров "АвтоВАЗа" Владимир Каданников, - можно говорить, что по темпу создания и серийного освоения новинок "АвтоВАЗ" практически сравнялся с ведущими мировыми концернами. Это говорит о том, что машины из Тольятти пользовались, пользуются и будут пользоваться спросом у потребителей. При этом низкая по сравнению с конкурентами цена теперь не единственный аргумент "АвтоВАЗа". KALINA, а в скором времени Priora дают понять, что завод готов на равных конкурировать с именитыми иностранцами.