Перейти к основному содержанию

Главная      Журналисты грязи не боятся

Журналисты грязи не боятся

Обычный рабочий день в редакции - пишу материал. В кабинет забегает фотокорреспондент Александр Назаров, торжественно вручает положение о предстоящих "Ралли-покатушках-2004". Читаю: "85 километров по бездорожью... 12 контрольных пунктов... Пять скоростных участков... К соревнованиям допускаются любые автомашины, желательно, высокой проходимости..."

- Эх, принять бы участие. Это же экстрим, адреналин, незабываемые впечатления... Но редакционный водитель не согласится - машина-то казенная, - вздыхаю я.

- Да какие проблемы?! - удивился Александр. - Я поеду на своем "УАЗе". Присоединяйся. Будешь штурманом.

Сказано - сделано.

Идея провести гонки по бездорожью среди любителей-автомобилистов принадлежит небезызвестным "Леди за рулем". В этом году они отказались от традиционных осенних состязаний по фигурному вождению. "С нас начали требовать большие деньги за аренду площадок, - говорит главный судья Сан Саныч Салтыков (так его принято называть, он - нештатный тренер женщин-автомобилисток). - А мы же общественная организация: с нас нечего брать! Вот и решили провести так называемые покатушки. Дешево, но сердито".

***

Трасса пролегала между тремя поселками - Жатай, Тулагино и Кангалассы. Нет, не по асфальтированной дороге (хотя пару сот метров, безусловно, проехали и по ней), а по пересеченной местности. Условия тяжелейшие. За день до соревнований некоторые участники предусмотрительно проверили маршрут. Их отклики были нелестными: "Там много дорог, можно запросто заблудиться".

М-да, надо было проехаться по трассе. Тем не менее, мы сделали все необходимые приготовления: запаслись бензином, закинули в багажник запасное колесо, домкрат, два буксировочных троса, большой кусок красной ткани (в качестве знака аварийной остановки), а также прихватили маленький огнетушитель и аптечку. Нам оставалось молиться о том, чтобы ничто из вышеуказанного не пригодилось.

***

Итак, в субботу утром, в 10.30, наш "УАЗ-люкс" , обклеенный со всех сторон рекламными постерами газеты "Якутия" , появился на месте регистрации участников гонок - на площади Ленина. Здесь собралась дюжина машин разных мастей. И японский внедорожник "Сафари" , и микроавтобусы, и "УАЗы" , в том числе "санитарка"... Больше всего впечатлили две спортивные легковушки - с дугами в салонах и мощными движками. Это черный "Москвич" с помятыми боками и синяя "Лада-восьмерка" с могучим ревущим двигателем. Их владельцами оказались известные среди гонщиков представители жатайского подразделения "Саханефтегаза". В частности, за рулем "восьмерки" сидел победитель последних городских гонок без правил Александр Андреев. Вот такие конкуренты.

- Саша, а какой у вас стаж вождения?

- Езжу давно, - гордо заявил мой напарник, - на охоту, рыбалку. Но, в основном, летом и ранней осенью...

Его слова не вдохновили. Сейчас не лето, а зима. Снег, гололед. Любая ошибка на большой скорости может обернуться полетом в кювет... В свою очередь, я промолчал о своем скудном опыте штурмана. Помнится, пару раз подсказывал направление племяннику, игравшему на компьютере в гонки "Need for Speed". И все. Хотя нет, когда с друзьями катались по Америке на арендованной машине, я неплохо справлялся с картами. Правда, тогда все было достаточно просто: нужно было ориентироваться по дорожным знакам, висевшим над скоростными шоссе, и табличкам с названиями улиц. А тут... карта нарисована шариковой ручкой. Все достаточно приблизительно. Единственной соломинкой для спасения служила легенда трассы, где были указаны основные повороты, километраж и дополнительная информация.

***

Стартовали участники гонок (всего зарегистрировалось восемь машин) на площади жатайской нефтебазы - друг за другом с интервалом в пять минут. Перед каждым ставилась одна задача: преодолеть 85 километров с двенадцатью контрольными пунктами (КП) и пятью скоростными участками за 2 часа 40 минут. В случае опережения графика или опоздания водитель получает штрафные минуты ко времени, показанному на скоростных участках.

Жребий распорядился так, что экипаж редакции "Якутия" вышел на трассу первым. Первопроходцем быть сложно: прокладывая путь в неизвестной местности, тратишь лишние минуты и нервные клетки. Но это не самое худшее, что могло произойти. Мой партнер-водитель Александр Назаров оказался лихачом. Когда мы летели к своему первому КП, его сходство с киношным Безумным Максом приветствовалось. Однако асфальтированная дорога закончилась, а вместе с ней и удовольствие от быстрой езды. Представьте, каково было нам внутри салона, когда наш российский "джип" на дикой скорости мчался по ледяной поверхности с многочисленными ямами и кочками, с резкими поворотами и крутыми горками и по краю обрывов... Трясло нас по самое "не могу"!

Свернув с жатайской трассы перед автозаправкой, мы миновали частные дома, детский лагерь "Орленок" , длиннющий забор, а затем попали на чистое поле... Глаза разбежались. Все внутри меня кричало: "Куда ехать?" Выпал снег, наезженной дороги не видно, появилась масса непонятных развилок, не указанных в легенде. Хотелось сказать пару крепких слов в адрес рыбаков, которые ранним утром в поисках подходящего места оставили кучу следов.

- Мы правильно едем? Куда поворачивать? - время от времени вопрошает Александр, продолжая гнать машину на всех парусах.

- Правильно. Прямо, - не моргнув глазом, отвечаю ему. Главное правило штурмана усвоил моментально: при любых обстоятельствах не нужно показывать растерянность, говорить надо уверенно и четко.

- Если что, ориентируйся по спидометру! - советует между делом новоявленный гонщик.

- Ясно, - отвечаю ему, при этом стараюсь зафиксировать километраж на панели управления. Где там, не получается: так трясет, что цифры пляшут. После каждого поворота, отмеченного в легенде, взял за правило сообщать, сколько метров осталось до следующей развилки. Надеялся на чутье водителя.

Перед нами неожиданно возникла колдобина. Треск. Боль. Все на миг зависло, упало... Александр закатился смехом: "Хорошо тряхнуло!" И снова по газам. Я сразу принялся проверять фотокамеру, а наш попутчик, оператор телеканала "Столица" , стал тщательно осматривать видеокамеру. Техника цела, да и мы тоже. Правда, после удара о потолок моя макушка маленько побаливала. Это была наша первая встряска и далеко не последняя.

Пятикилометровый отрезок от первого до второго контрольного пункта, который расположился возле поселка Тулагино, прошли за десять минут. Видеооператор решил остаться на КП: видеотехника дорогая, лучше не рисковать. В свою очередь, мы решили сделать паузу, подышать свежим воздухом. Этим воспользовались судьи, две женщины из общества "Леди за рулем": они нырнули в салон погреться. Было холодно.

Зря мы сделали перерыв: стартовавший за нами внедорожник "Сафари" начал нагонять нас. Да и вообще паузы были нежелательны: 2 часа 40 минут на всю трассу - на самом деле мало. Об этом поначалу мы не подозревали.

***

Проскочив Тулагино, мы вновь свернули в поле. Мчались мимо избушек, озер, пересекали лужи - маленькие и глубокие. Одну из них решили объехать по краю. Снег оказался рыхлым, и наша машина забуксовала. Но повезло: после нескольких попыток удалось выехать назад. Вообще часто везло. На извилистых дорогах нас бросало из стороны в сторону, машина практически не поддавалась управлению, она скользила, как хотела. Как правило, Назарову удавалось выруливать. Однажды нас просто развернуло боком. К счастью, к тому времени водитель сбавил скорость, иначе совершили бы красивое сальто.

В принципе, до поселка угледобытчиков мы ни разу не заблудились на 40-километровом отрезке, который включал семь КП и четыре скоростных участка. Как штурман, скажу спасибо разработчику трассы, главному судье соревнований Сан Санычу Салтыкову, который сделал так, чтобы на маршруте Жатай - Тулагино - Кангалассы контрольные пункты находились относительно близко друг от друга - в пяти-восьми километрах. В некоторых местах, где сложно было ориентироваться, организаторы предусмотрительно поставили указатели или протянули веревки с завязанными кусками ткани. Однажды один из таких знаков нам здорово помог. Перед КП N6 я не успел предупредить водителя, что будет резкий поворот влево. Александр, увидев в последний момент веревку с завязками, моментально крутанул руль влево. Если бы он промедлил, то мы оказались бы на дне оврага.

Как стало известно позже, первую половину не все смогли пройти успешно. Микроавтобус "Делика" заблудился уже на первом скоростном участке. Экипаж отправился в путь без легенды трассы, полагаясь только на карту. Поломки потерпели "Москвич" и "Лада-восьмерка". Только последняя смогла продолжить путь после непродолжительного ремонта.

***

Для многих гонщиков самой сложным участком оказалось кольцо на кангаласской горе. На протяжении пятнадцати километров не было ни одного КП. В принципе, этот отрезок мы преодолели без всяких эксцессов. Ничего опасного не произошло. Единственное, я совершил две штурманские ошибки. Один раз в самом поселке засомневался в правильности поворота. Пока разбирались, нас обогнал другой участник - японская легковушка "Тойота Кариб". Затем на самой горе на гравийной дороге мы повернули не вправо (как гласила легенда), а влево. Опомнились через три километра, когда под снегом заметили гравий. Точно такую же ошибку допустили экипажи "Кариба" и внедорожника "Сафари". Еще одна ловушка таилась в лесу: там была глубокая колея, которая стала препятствием для легковых автомобилей. "Кариб" проскочил. Наш "УАЗ" проехал. А вот "восьмерка" застряла. Следовавшему за ним "УАЗу-санитарке" пришлось взять бедолагу на буксир и потерять свои драгоценные минуты.

***

К долгожданному финишу, к жатайской АЗС, из восьми участников прибыли пять. "Сафари" заглох где-то в лесу на горе. Кстати, забавный, но опасный случай произошел на обратном пути. "УАЗ-санитарка" уткнулась в обочину, задние колеса приподнялись чуть ли не на 90 градусов, а в этот момент под ними пролетела "восьмерка". Если бы чуть позже или раньше, беды не миновать...

К нашему великому счастью, мы заняли второе (!) место с результатом - 2 часа 50 минут. Победителем стал экипаж "Кариба": пилот Владислав Солдатов, штурман Андрей Султашов. Их время 2 часа 35 минут. Почетное третье место выиграла синяя "восьмерка" - Александр Андреев и Николай Бадаев.

"Кто бы мог подумать, что молодые да на "Карибе" победят сегодня?!" - удивлялись участники. Некоторые пытались усомниться в их победе: "На горе через лес невозможно пройти на легковушке!" Ха, несмотря на свой неказистый вид, легковой автомобиль "Тойота Кариб" - это чудо на колесах. У нее 4WD и блокировка дифференциала. Она - непотопляемая в рыхлом снегу и зыбучих песках, на гололеде держится уверенно. Ее достоинства можно перечислять и перечислять. Движок, правда, слабый, но на бездорожье - это не главное.

В общем гонщикам понравилась трасса. Кто-то сказал: "Классно покатались. Как будто побывали в отпуске". В свою очередь, организаторы обещают проводить подобные ралли-покатушки регулярно. Есть планы на весну.