ПОЛИГОН
Двадцатитонный "КамАЗ" врезается в дорожное ограждение. Грузовик взмывает над стальной полосой, переворачивается и замирает колесами вверх. Это не авария, а испытания в крупнейшем в Европе российском Научно-исследовательском центре по испытаниям и доводке автомототехники, именуемом в просторечии Дмитровским автополигоном.
Директор научно-технического центра Владимир Оспельников приглашает нас занять места в "девятке". Трасс здесь множество - пятнадцать испытательных дорог спрятались в тиши заповедного леса. Машина замирает у подножия холма, бок которого расчерчен бетонными полосами - это подъемы большой крутизны. Включив первую передачу и загнав стрелку тахометра на отметку "4500", Оспельников начинает подъем на тридцатипроцентный уклон. В ветровом стекле - лишь небо. Рядом с нами подъемы еще большей крутизны. "Это не для легковых, - комментирует директор, - здесь испытываются полноприводные автомобили и спецтехника, которой приходится работать в условиях пересеченной местности, карьеров, горных выработок. На вершине 60-процентного уклона он предупреждает, чтобы мы не подходили к краю - удержаться на бетоне не получится. Сверху спуск выглядит почти отвесным.
Знак преграждает выезд на 14-километровую скоростную трассу. Желание въехать на нее проходит, когда перед носом на огромной скорости проносится "Газель" - идут испытания. Недавно здесь был проведен рекордный заезд - 14 спортсменов сменяли друг друга за рулем трех "СААБов" в течение 24 часов. Результатом стал достигнутый каждым автомобилем пробег в 5000 километров. Скорость машин неоднократно превышала 300 километров в час. Помимо изучения возможностей людей и техники, у этой умопомрачительной гонки была и практическая цель - оценка новых шин "Мишлен".
На солнце блестит ровная нить дороги, окаймленной с двух сторон стальными лентами ограждения, она самая ровная в стране. Динамометрическая дорога - уникальная испытательная система, при строительстве которой учитывался даже радиус земной кривизны. На ее пяти километрах проводятся исследования динамических характеристик, экономичности и других важных параметров. Словно прямоугольное озерцо блеснуло на асфальте. Это базальтовая плитка, еще более скользкая, чем лед. На этом участке круглый год ведутся испытания тормозных и антиблокировочных систем.
Аэродинамическая труба, построенная сравнительно недавно - в восьмидесятые годы, - позволяет НИЦИАМТ не только проводить продувки натурных образцов автотехники, но и порой выполнять весьма неожиданные заказы. Например, исследовать обтекание туристической палатки или поведение в потоке масштабной модели купола Храма Христа Спасителя.
Перед воротами остановился новый "КамАЗ-6522", из кабины вышел уставший от долгого рейса шофер - прибыл прямо из Набережных Челнов. На площадке - другой "КамАЗ"-лесовоз с роспуском, полным кругляка - испытания ведутся не понарошку, груз должен быть реальным. Цистерны тоже катаются не пустые - треть, половина, две трети, полная, и внутри не вода, а сжиженный газ, бензин -все, как в жизни. Для особых случаев на территории центра несет вахту настоящая пожарная часть.
Возможности полигона несколько лет назад привлекли зарубежных автопроизводителей. Казалось бы, к чему гонять новые "БМВ", "Рено", "Вольво", которые и так прошли полный цикл испытаний у себя на родине? Но представители этих фирм считают, что испытания должны продолжаться именно в той стране, где ведутся продажа и эксплуатация машин. В процессе исследований идет доводка, приспособление автомобиля к климатическим и дорожным условиям нашей страны.
Исследовательскому центру в Дмитрове исполнилось 40 лет. Нынешний год знаменателен началом активных испытаний отечественных автомобилей. Возобновились работы практически на всех участках центра. "УАЗы", "Шеви-Нивы", "Калины" мелькают на трассах. Сотни тысяч торможений, разгонов, змеек и переставок позволяют оценить машину, сделать выводы о том, как добиться максимальной безопасности и надежности.
Исследовательская работа не терпит перерывов и остановок. Десять лет затишья на полигоне нанесли удар не по его благополучию, а по состоянию дел во всей отечественной автомобильной промышленности. Выполнение законодательных требований в области транспорта привело к необходимости форсирования научно-исследовательской деятельности. Теперь надо спешить, догонять тех, кто все эти годы вел поступательное движение вперед. На Западе можно накупить легковушек, а вот автобусный, грузовой парк при российских-то потребностях в импортозависимость вогнать никак не получится.
НИЦИАМТ не только сохранился сам, сберег свой кадровый и лабораторный потенциал. Вместе с головной организацией работает и филиал в далеком Сусумане в 650 километрах от Магадана. Там ведется оценка возможностей транспорта в условиях самых низких температур, приближающихся к отметке минус шестьдесят градусов. У самых замечательных машин в условиях эксплуатации есть ограничение - минус 25, максимум минус тридцать градусов. А работать и грузы перевозить, и осваивать северные территории надо. Помним, как в свое время отечественная грузовая и спецтехника оказалась не пригодной для освоения зоны БАМа.
Госфинансирование института составляет около двух-трех процентов от его бюджета и выделяется лишь под конкретные программы. НИЦИАМТ научился зарабатывать сам научно-технической и спортивной деятельностью, живет небогато, но достойно. Средства идут на реконструкцию трасс, на приобретение исследовательского оборудования. Многое изготовлено в самом центре, но в последние годы часть систем приобретена за рубежом. Это позволяет проводить сертификационные испытания на соответствие стандартам Российской Федерации, ЕЭС, Правилам ЕЭК ООН, оценивать соответствие автомобилей национальным требованиям других стран. Авторитет центра во всем мире очень высок, по многим направлениям развивается сотрудничество с подобными организациями за рубежом.
Традиционными направлениями деятельности института остаются спорт и школа водительского мастерства. Асы из ГОНа - гаража особого назначения - постоянно тренируются в езде с пробитыми шинами, чертят на бетоне полосы "полицейскими разворотами". Бизнесмены присылают сюда жен и водителей подучиться вождению в экстремальных условиях, а спортсмены регулярно проводят здесь этап чемпионата России и Европы по автокроссу, соревнования по фигурному вождению, шоссейно-кольцевым гонкам, ралли. И тоже дополняют статистику научных исследований.
На высокой скорости "Волга" врезается в дорожное ограждение. На этот раз оно сдерживает удар. Автомобиль остается на шоссе. И это очень важный результат. Ведь за кропотливым трудом испытателей и научных сотрудников тысячи спасенных жизней, несчитанное число решенных задач.
***
Госфинансирование института составляет около двух-трех процентов от его бюджета и выделяется лишь под конкретные программы. НИЦИАМТ научился зарабатывать сам научно-технической и спортивной деятельностью, живет небогато, но достойно.