Вакцина от транспортной лихорадки
За семь месяцев минувшего года в Омской области произошло около полутора тысячи аварий. В нынешнем - уже на двести больше. Число пострадавших в ДТП в 2003 году приблизилось к двум тысячам. В 2004-м увеличилось еще на 216.
Поток трагических сводок не ослабевает. Общероссийская динамика еще более тревожна. В прошлом году на дорогах нашей страны произошло 204 тысячи ДТП, в которых погибло 35 тысяч и ранено 24 тысячи человек. Общий социально-экономический ущерб составил 321, 6 миллиарда рублей. По данным специалистов, число аварий, случившихся по вине водителей маршруток, по-прежнему велико.
Как решить проблему, ставшую актуальной для большинства регионов России?
В Омске нашли способ не только упорядочить ситуацию в этой одной из самых сложных сфер, но и придать новый импульс для ее развития.
ГОНКИ БЕЗ ПРАВИЛ
Предрассветные сумерки. Несмотря на то, что вся ночь проведена в пути, никто из пассажиров из-за нервного напряжения не сомкнул глаз. Водитель маршрутной "Газели" Тевриз - Омск то и дело засыпал за рулем. При въезде в город едва не въехал в машину с экипажем ДПС, сотрудники которого были шокированы такой бесцеремонностью. Чудом удалось избежать аварии. В другом случае на этом же маршруте минувшей осенью без трагедии не обошлось. "Газель" опрокинулась, были жертвы...
Восемь часов - на дорогу, четыре - на отдых, который, бывает, коротается за бутылочкой пива или другого более крепкого алкоголя. И вновь - за баранку...
Жажда прибыли нередко побуждает водителей "Газелей" садиться за руль даже в тех случаях, когда они не в состоянии вести автомобиль. Своя жизнь и жизнь пассажиров, видимо, как-то меркнет в свете наживы.
Ситуация, характерная не только для сельских маршруток дальнего следования по районам области. В Омске события разворачивались по сценарию, напоминающему остросюжетный триллер. Жесткая борьба за клиента выходила за все мыслимые рамки приличий. На конечных самых популярных у горожан маршрутах частные извозчики зачастую "отвоевывали" интересы своего бизнеса кулачным методом. Подкрепляя действия неограниченным количеством ненормативной лексики. А без "гонок" и "подрезаний" соперников во время движения по улицам день, считай, прожит напрасно. Техническое состояние транспортного средства, которое автомобилем подчас назвать язык не поворачивается, вызывает неподдельное чувство ужаса и сомнения в безопасности передвижения.
Число "Газелей" росло. Не каждый владелец спешил зарегистрировать свой бизнес и получить соответствующее разрешение на право перевозок. Новый вид транспорта наводнил городские магистрали до такой степени, что водители обычных автобусов и троллейбусов вынуждены были проявлять мастерство фигурного вождения, чтобы "вписаться" в общий поток и приютиться на пассажирских остановках...
Так стихийно, как многие другие отрасли в посткризисный период становления российской экономики, развивается и рынок коммерческих перевозок. Формирование отношений в этой сфере протекает болезненно, со всевозможными осложнениями. Что не может не отражаться на пассажирах, интересы которых учитываются меньше всего. Казалось, цена человеческой жизни ограничилась стоимостью проезда - шесть-семь рублей.
Кризис отношений в этой сфере достиг своего апогея весной. И ознаменовался почти двукратным скачком стоимости услуг коммерческих перевозок. Водители "Газелей" бастовали. Всплеск негодования со стороны населения. Город лихорадило... За последние несколько лет маршрутки все-таки стали реальной альтернативой так называемому общественному транспорту. Последовала своевременная реакция региональной, а следом и городской властей. В результате предпринятых мер ситуацию удалось удержать в рамках прежних цен, избежать обострения противоречий и социальной напряженности.
Все же это был тот звонок, который подтвердил - настала пора и в этой сфере услуг наводить порядок. Надеяться на то, что узел назревших противоречий развяжется сам собой, означало сознательно идти на новые осложнения, ежедневную угрозу получить ЧС в масштабах двухмиллионного города.
ОБЩЕЕ ДЕЛО
На территории Омска впервые в России была создана и опробована на деле модель управления коммерческими автоперевозками.
- На базе Академии УВД нами была разработана система регулирования взаимоотношений всех участников рынка автоперевозок: предпринимателей, всех контролирующих структур федерального и регионального значения - ГИБДД, налоговых, лицензионных, - рассказывает Андрей Федоров, президент Омского союза автоперевозчиков. - Роль координатора выполняет Омский союз автоперевозчиков, объединивший две трети всего омского рынка пассажирских перевозок. Мы использовали планово-рыночный подход в рамках действующего законодательства. Так, приоритетом для нас является безопасность пассажира, и в соответствии с 196-м федеральным законом она превалирует над экономическими интересами.
Совместно с учеными СибАДИ разработана сеть городских коммерческих маршрутов. Предварительно были проведены специальные расчеты пассажиропотока, объемов транспортных нагрузок. Общегородская схема движения "Газелей" составлена таким образом, чтобы не остались без внимания жители отдаленных микрорайонов. Для частного извоза не прибыльных, а потому ранее непопулярных. Учтены и ситуации "час пик". Маршруты движения утверждены горсоветом. Всего 166 направлений, из них два - сезонные.
- В рамках созданной организации у нас есть возможность влиять и на тарифную, кадровую политику, - продолжает комментировать ситуацию Андрей Федоров. - В Омский союз автоперевозчиков входят, например, и владельцы газозаправочных станций, и поставщики запчастей. Членам ОСА предоставляются преференции. Так что, общие затраты на перевозки снижаются. А это, в свою очередь, закономерно отражается в стоимости услуги.
- Все водители ОСА перед выходом на маршрут проходят медосмотр, имеют необходимые разрешения, лицензию на право осуществлять пассажирские перевозки. Это важно, так как связано с безопасностью людей, - считает Алексей Чугура, член правления Омского союза автоперевозчиков. - Водитель должен иметь и соответствующую квалификацию, быть профессионалом своего дела. А не так, как сейчас зачастую у нас пока бывает: взял кредит, купил пару машин, посадил кого-нибудь за руль и сидит-ждет прибыли. А доверенное лицо, возможно, и водителем никогда не работало, и правил дорожного движения не особенно придерживается, и в алкогольном опьянении может выехать на маршрут. Кто его проверяет? У нас же достаточно жесткий контроль. В целом, это способствует снижению аварийности на городских улицах.
Специальная экспертная группа ОСА выезжает на все аварии и совместно с сотрудниками ГИБДД разбирается в ситуации. Злостные нарушители из союза автоперевозчиков исключаются. Профилактика ДТП - одно из направлений деятельности ОСА.
Правлением организации принято решение - сто тысяч рублей ежемесячно направлять на оказание помощи детским домам, ветеранам ВОВ, на поддержку иных важных для жизни региона вопросов. Так, одним из самых ценных вкладов автоперевозчики считают финансирование проекта уникального издания об истории Омского Прииртышья "Русские в нашем регионе" под руководством известного в области этнографа Николая Томи-лова. В ОСА говорят - это наша история, значит, общее дело. Так что горожане, передвигаясь на "Газелях" с эмблемой "Омский союз автоперевозчиков", тоже принимают участие в полезных делах.
ТРАНСПОРТНАЯ РАЗВЯЗКА
По словам президента ОСА, есть первые результаты, подтверждающие эффективность внедряемой в Омске модели. Экономические и социальные. Но об этом чуть позже читатель узнает в ближайших выпусках "ОП".
А сейчас Омский союз автоперевозчиков активно готовится к участию в конкурсе, который был объявлен департаментом муниципального заказа омской мэрии и пройдет четвертого октября. В результате проводимого тендера должен определиться оператор, которому в конечном итоге будет предоставлено право осуществлять пассажирские перевозки на городских маршрутах. Участники представляют на конкурс целый пакет документов, подтверждающих способность организовывать пассажирские перевозки на городских маршрутах. Словом, для того, чтобы выиграть тендер, нужно показать и доказать, что можешь и умеешь грамотно и цивилизованно вести такого рода бизнес. Понимаешь всю специфику экономической и социальной составляющих.
Однако, как заявил Андрей Федоров, очередного передела рынка не будет. Никто не ставит перед собой задачу лишить водителей рабочих мест, разорить семьи. Главная цель - упорядочить ситуацию, грамотно выстроить межведомственные отношения, повысить качество предоставляемых услуг.
До сих пор проблемам, связанным с урегулированием частного извоза, на территории РФ уделялось недостаточно внимания. Возможно, потому что не удавалось найти оптимальный вариант решения всех назревших вопросов. Это вопросы и частного бизнеса, зачастую не совпадающие с позицией государственной власти, и пробелы в законодательстве. Свою роль сыграли также факторы социальной и экономической политики.Поскольку клубок транспортных противоречий по-прежнему остается одним из самых острых для большинства российских регионов, в Государственную Думу РФ направлен пакет законодательных инициатив и предложений по созданию в России общественной организации, аналогичной модели ОСА, которая выступила бы гарантом безопасных пассажирских автоперевозок. Опыт омичей оказался востребованным и своевременным.
***
Кризис отношений в этой сфере достиг своего апогея весной. И ознаменовался почти двукратным скачком стоимости услуг коммерческих перевозок. Водители "Газелей" бастовали. Всплеск негодования со стороны населения. Город лихорадило... За последние несколько лет маршрутки все-таки стали реальной альтернативой так называемому общественному транспорту. Своевременная реакция региональной, а следом и городской властей. В результате предпринятых мер ситуацию удалось удержать в рамках прежних цен, избежать обострения противоречий и социальной напряженности.
Все же это был тот звонок, который подтвердил - настала пора и в этой сфере услуг наводить порядок. Надеяться на то, что узел назревших противоречий развяжется сам собой, означало сознательно идти на новые осложнения, ежедневную угрозу получить ЧС в масштабах двухмиллионного города.