Третье поколение
Вот уже более десяти лет на кроссовер Toyota RAV4 равняются все конкуренты. Точнее, стараются равняться. Появившись в 1994 году, RAV4 захватил лидерство в сегменте автомобилей для активного отдыха (отсюда и аббревиатура RAV - Recreational Active Vehicle): на его долю приходится пятая часть европейского рынка, который за последнее десятилетие увеличился втрое. Вместе со спросом рос и сам RAV4. Первая смена поколений произошла в 2000 году: кроссовер стал больше, утратил былую игривость и стал элегантнее. И вот - RAV4 третьего поколения. Он еще крупнее и еще...
Живьем новый "рафик" лучше, чем на картинках. На снимках он кажется пухлым, а наяву - мускулистым. И оттого - более агрессивным. В общем, мальчик подрос.
В глаза бросаются широкие задние стойки в виде треугольников, а заглянув в салон, понимаешь, что именно треугольнику дизайнеры отвели роль главной приметы: эта фигура "читается" и в форме двухэтажной передней панели, и в бумерангах дверных ручек.
Приборы - новые, оптитронные, причем почетное центральное место теперь отведено спидометру (раньше в центре был тахометр). Тахометр же вместе с указателями уровня топлива и температуры охлаждающей жидкости расположились по бокам. Посмотрел я на это - и уступил место за рулем Ане, одной из немногих дам, оказавшихся в нашей группе. Ведь в России, в отличие, например, от Западной Европы, "рафик" давно снискал себе славу женского автомобиля. И судя по энтузиазму, с которым моя спутница рванула с места, у новичка есть все шансы таковым и остаться.
Аня выбрала самую популярную в России модификацию - "пятидверку" с двухлитровым бензиновым мотором (152 л.с.) и "автоматом" (и мотор, и коробка претерпели лишь небольшие изменения - они касаются электронного управления). А вот трехдверной версии больше не будет вообще, хотя именно с нее и начинался RAV4.
Следуя голосовым подсказкам навигационной системы, Аня пронизывала перекрестки Лиссабона, а я обследовал интерьер. О том, что к качеству сборки не придерешься, можно и не говорить. Не разочаровали и материалы. А мест для мелочевки стало больше. Помимо объемного бокса в центральном подлокотнике здесь теперь не один, а два перчаточных ящика. Точно - дамский угодник! Но главное, что стало еще просторней. Например, расстояние между передними и задними креслами увеличилось на 55 мм, стало свободней в плечах и над головами.
Чувствуется, что интерьер создавался с оглядкой на конкурентов. Удобные клавиши-блинчики управления микроклиматом расположены на наклонной плоскости передней панели - как на автомобилях Nissan. А заднее сиденье теперь поделено не поровну, а на две неравные части (60:40) - как в Хонде CR-V, - благодаря чему нашлось место для подлокотника.
По указке "навигатора" Аня добралась до военного аэродрома, на взлетно-посадочной полосе которого была размечена "змейка". Сама же полоса была покрыта мокрым пластиком, имитирующим лед. Здесь нас ждал и RAV4 предыдущего поколения, за рулем которого Аня приступила к фигурному вождению... Я сидел справа и старался быть великодушно-снисходительным. Кроссовер скользит всеми колесами, стрекочет система стабилизации, Аня перекручивает руль, увеличивает амплитуду, злится - и... не сбивает ни одного конуса! Воодушевленная успехом, она решительно направляется к новому "рафику". Я - за ней. Но то ли Аня успела осознать свои ошибки, то ли чуть-чуть прикаталась, но вторая попытка далась ей легче. Кстати, хорошая уловка организаторов: если бы Аня начала упражнения не со старой, а с новой модели, а затем пересела бы на старый "рафик", то не исключено, что впечатление от новинки было бы смазано. Хотя вряд ли.
Новая система Integrated Active Drive координирует работу системы стабилизации, полного привода и электроусилителя руля. Ради нее тойотовцы даже отказались от постоянного полного привода в пользу подключаемой электромагнитной муфтой задней оси (подобное решение уже применено на кроссоверах Nissan X-Trail или Ford Maverick). Но при этом система Integrated Active Drive обеспечивает пока недостижимую для конкурентов согласованность работы перечисленных систем. Например, для вывода автомобиля из заноса не только меняется подача топлива и индивидуально подтормаживаются колеса, но и регулируется доля подводимого к передним колесам крутящего момента - от 55 процентов до 100. При этом усилие на руле меняется так, чтобы подсказать тебе, в какую сторону нужно повернуть баранку. Как это ощущается на ходу?
Сначала я тоже прошел трассу на старом "рафике". И мне, как и раньше, автомобиль понравился. Адекватные реакции на руль, на изменение подачи топлива... Удержаться на траектории не составило никакого труда. Чего же боле?
Но новый RAV4 ведет себя по-другому, и ведет лучше. Например, для поддержания прямолинейного движения при торможении на миксте ("лед" под левыми колесами, а под правыми - асфальт) потребовалась едва заметная коррекция рулем, усилие на котором действительно "подсказывало" верное направление вращения. Непривычно. А на "змейке" новичок соскользнул было с траектории передком, затем спохватился, перекинул крутящий момент к задней оси - и обвел оставшиеся конусы как по лекалу! Забавно: будто помимо нас с Аней в машине оказался кто-то еще, невидимый, но всемогущий. Осталось лишь заставить себя довериться этому электронному поводырю: системы стабилизации и активного полного привода дуэтом выступают лучше, чем вразнобой.
Новый RAV4 стал комфортней. В салоне тихо, подвеска с аппетитом глотает дорожные неровности и не позволяет машине раскачиваться на волнах - ни вдоль, ни поперек. Красота! А под вечер мы с удовольствием полазали по грунтовым склонам, опробовав модные нынче системы контроля старта в гору и спуска с горы.
Но утром, когда мы опаздывали в аэропорт, мне уже показалось, что мотор работает шумновато, а "автомат" не слишком расторопен. К хорошему привыкаешь быстро. И я уже начал завидовать коллегам, ухватившим роскошно упакованный RAV4 X со 180-сильным дизелем и шестиступенчатой "механикой": как лихо они ускорялись на выходе из поворотов! Однако дизельный сказ вновь не про нас. Российские дилеры Тойоты по-прежнему предложат выбирать лишь между "механикой" и "автоматом", а мотор будет только один - двухлитровая бензиновая "четверка". И это на руку конкурентам, главный из которых, Nissan X-Trail, имеет в своем "российском" арсенале три двигателя: два бензиновых и один дизельный. К слову, по объемам продаж в России в 2005 году X-Trail вчистую переиграл RAV4. И это повод еще раз подумать о перспективах "дизелизации".
Но у нового "рафика", пусть и с одним-единственным бензиновым мотором, есть шансы отыграться. С точки зрения комфорта и удобства пассажиров ему, пожалуй, равных нет. Да и система трансформации салона Easy-Flat просто прекрасна: чтобы сложить заднее сиденье, достаточно нажать одну из клавиш, которые есть как на самой спинке, так и в багажном отсеке. А благодаря тому, что амортизаторы задней подвески расположены теперь не вертикально, а "в диагональ", объем багажника увеличился на 66 литров. Конечно, изменились и цены, но в разумных пределах. Базовая версия с "механикой" обойдется в $33000 (это на $600 дороже, чем раньше), а автомобиль с "автоматом" будет стоить $34400, на $500 дороже предшественника. В России новый RAV4 появится весной. D
***
Преемственность поколений
Кроссовер Toyota RAV4 первого поколения дебютировал на автосалоне в Женеве в 1994 году. Постоянный полный привод, независимая подвеска всех колес и один-единственный бензиновый двигатель объемом два литра. В мае того же года автомобиль начали продавать в Японии (под именем Fun Cruiser), а в июне - в Европе. В первый же месяц желающих купить машину оказалось почти вдвое больше, чем их было сделано (4500), - и объем производства пришлось срочно увеличивать. Вскоре появилась пятидверная версия, а в 1998 году RAV4 подвергся фейслифтингу.
RAV4 второго поколения дебютировал в 2000 году. Кроссовер увеличился в размерах, получил модернизированную двухлитровую "четверку" с изменяемыми фазами газораспределения WT-i (мощность возросла со 129 до 150 л.с.), а в конце 2001 года появился дизель D4-D. На некоторых рынках предлагались простенькие версии с бензиновыми моторами объемом 1,8 л и приводом только на передние колеса. В 2003 году был сделан легкий фейслифтинг. К этому времени автомобиль уже стал самым популярным в мире кроссовером: было продано почти два миллиона "рафиков" двух поколений, в основном в Европе и Америке. Ничего удивительного, что некоторые фирмы попытались "клонировать" RAV4: обратите внимание, как похожи на него, например, китайский Chery Tiggo и новый Suzuki Grand Vitara...
RAV4 третьего поколения впервые был показан в прошлом году на сентябрьском мотор-шоу во Франкфурте. Кроссовер стал еще крупнее, лишился трехдверной модификации, но обзавелся новой трансмиссией. Ожидается, что ежегодно будет продаваться по 100 тысяч новых "рафиков", в основном дизельных, причем около 15 тысяч из них - в "люксовой" версии RAV4 X, со 180-сильным двигателем D4-D.
[Графические материалы:
Toyota RAV4 (данные производителя)
"Рафик" стал на 145 мм длиннее и на 80 мм шире, а колесная база увеличилась на 70 мм
Система Integrated Active Drive дирижирует работой системы стабилизации, полного привода и электроусилителя руля. При этом одновременно изменяется подача топлива, индивидуально подтормаживаются колеса и возникает "подсказывающее" усилие на руле
Материалы доступны в бумажной версии издания]