КИРПИЧИ ПО-АМЕРИКАНСКИ
В СЕВЕРНОЙ АМЕРИКЕ ПИЛОТАМ ПРЕДСТОИТ ПРОЕХАТЬ МЕЖДУ НОВЫМ ОСТРОВОМ И ТРАССОЙ 1909 ГОДА
В конце недели в чемпионате "Формулы-1" начнется североамериканский отрезок - с разницей в семь дней состоятся Гран-при Канады и США. Об автодромах, на которых будут проводиться гонки, рассказывает корреспондент "Ъ-Спорта" Иван Греков.
Гонки без парковки
Монреальский автодром выделяется на фоне всех остальных трасс, на которых проводятся этапы чемпионата мира. Ну хотя бы тем, что построен он на острове. В 1967 году в рамках подготовки к Всемирной выставке городские власти решили насыпать в одном из протоков реки Святого Лаврентия искусственный остров, получивший имя Нотр-Дам. В 1976 году, когда Монреаль принимал Олимпийские игры, на острове, где к тому времени был разбит парк, базировался центр гребных видов спорта. Кто знает, получил бы остров всемирную известность, если бы в 1977 году руководство Международной федерации автоспорта не признало трассу Motorsport Park слишком опасной и не запретило проводить на ней гонки. Канадцы, естественно, не хотели оставаться без своего этапа чемпионата мира. Было решено построить новый автодром прямо на острове Нотр-Дам.
Получилось, надо отметить, совсем неплохо - настоящий автодром в черте города. В чемпионате есть еще две гонки, которые проводятся не где-то на отшибе, а в городской черте: Гран-при Монако и Гран-при Австралии. Но монакская и австралийская гонки именно уличные - на время их проведения приходится перекрывать движение автотранспорта, что, конечно, не очень удобно. В Монреале же на такие меры идти не надо.
Трасса сразу очень понравилась гонщикам. Кстати, победителем первой гонки - в 1978 году - был легендарный канадский гонщик Жиль Вильнев. Примерно в те же годы гонялся на этой трассе и Жак Вильнев, брат Жиля. А уже в наше время пришла пора заявить о себе перед домашней публикой для еще одного Жака Вильнева, сына Жиля. Трасса официально именуется Circuit Gilles Villeneuve - автодром имени Жиля
Вильнева. Это имя она получила в 1982 году после гибели последнего.
Учитывая, что автодром расположен прямо в городе, добираться до него совсем просто. Достаточно воспользоваться метро и доехать до станции на острове Святой Елены. От нее до трассы рукой подать. Надо лишь перейти реку по знаменитому мосту Жака Картье, протяженность которого 300 м.
Впрочем, расположение автодрома имеет и свои минусы. Ввиду ограниченности пространства не удалось выделить места под парковку. Нет их и в окрестностях острова. Так что организаторы настоятельно рекомендуют не ехать на гонку на собственной машине.
А посетить ее все же стоит. Дело в том, что канадский этап считается, пожалуй, самым непредсказуемым из всех. Не раз и не два гонка, в которой уже, казалось бы, все решено, заканчивалась совсем не так, как надо. Самый курьезный случай произошел в 1991 году. Тогда Найджел Мэнселл прекрасно откатал почти всю гонку, шел первым, и, чтобы оформить победу, ему оставалось просто доехать до конца последний круг. Британец, видимо, был так уверен в себе и настолько воодушевлен грядущим триумфом, что решил немного попижонить - сильно замедлился перед трибунами, чтобы помахать восторженной публике. Машины "Формулы-1" вообще-то не предназначены для низких скоростей, и его Williams попросту заглох. А победа досталась совершенно ошалевшему от свалившегося на него счастья Нельсону Пике. Жаль, никто не видел его лица, когда он проезжал мимо Мэнселла. Кстати, та победа была последней в карьере легендарного бразильского гонщика.
3 200 000 кирпичей до победы
В США автодромом мирового класса никого не удивишь. Чуть ли не в каждом штате есть свой автодром, на котором хоть завтра можно провести гонку "Формулы-1". Вообще, количество гонок, проводимых в США, превышает все разумные пределы. И вот на этом фоне особенно почетно получить никем не оспариваемый титул самого-самого автодрома. Речь, конечно, о знаменитой "Старой кирпичнице" - той самой, на которой ежегодно проводится культовая гонка "500 миль Индианаполиса", той, что принимает и американский этап "Формулы-1".
Автодром, официально именующийся Indianapolis Motor Speedway, является самым старым в мире из ныне действующих. Построен он был еще в 1909 году на деньги четырех местных предпринимателей - Карла Фишера, Джеймса Эллисона, Фрэнка Уилера и Артура Ньюби. Все они занимались автомобильным бизнесом, бурно развивавшимся в то время в Индиане, и строили трассу в качестве полигона для испытания своих машин. С конфигурацией мудрить не стали - построили простой овал длиной 4192 м. Они бы построили и больше, да только размеры земельного участка, выкупленного под строительство, этого не позволяли, а местные фермеры наотрез отказывались отдавать пахотные земли под автодром.
Поначалу трек был засыпан щебнем и залит гудроном. Получилось дешево и сердито. Но такое покрытие просуществовало недолго. На трассе стало проводиться довольно большое количество гонок, и пилоты стали один за другим погибать: по гудрону особенно не погоняешь. Кстати, автодром и по сей день считается очень опасным. Всего за его историю во время гонок погибло 67 спортсменов. В результате было решено вымостить всю поверхность трассы кирпичом. В дорогу уложили 3, 2 млн кирпичей. После этого автодром и получил свое прозвище "Старая кирпичница".
30 мая 1911 года на автодроме состоялась первая гонка, ставшая впоследствии легендарной. Те самые 500 миль Индианаполиса, первым победителем которых стал Рэй Хэррун на машине Marmon. Он же получил главный приз - $10 тыс., огромные деньги по тем временам. Но всем запомнилась вторая гонка. Тогда Ральф де Пальма лидировал с отрывом в пять кругов. А потом машина встала, и гонщик вместе с механиками решил дотолкать ее до финиша. Им совсем немного не хватило, чтобы выиграть таким вот образом. Только на финишной прямой Ральфа де Пальму обогнал Джо Доусон.
Кстати, интересно, почему организаторы решили выбрать именно дистанцию 500 миль. Все дело в том, что они хотели задержать публику на автодроме как можно дольше: это положительно сказывается на выручке точек общепита и продажах символики. Решили, что семи часов будет вполне достаточно, а потом просто прикинули, какую дистанцию сумеют преодолеть машины за это время. Получилось примерно 500 миль. Надо сказать, что и в наше время организаторы гонок делают все, чтобы удерживать публику на автодроме максимально долго. К примеру, в дни, когда проводятся этапы "Формулы-1", к ним "цепляют" еще пару-тройку гонок рангом пониже.
В 1936 году на самых опасных участках трека был уложен асфальт. Пять лет спустя уже большая часть трассы имела асфальтовое покрытие. А в 1961-м трек стал полностью асфальтовым. Кирпич оставили только на небольшом участке на прямой "старт - финиш" как ностальгическое напоминание. Но все же надо сказать, что гонщики в какой-то мере до сих пор гоняются по кирпичам: старое покрытие никто не снимал, асфальт положили сверху.
Автодром в Индианаполисе примечателен еще тем, что вдоль одной из двух прямых кольца раскинулось гольф-поле. Четыре из 18 лунок находятся прямо внутри кольца, и довольно часто поле работает и во время гонок. Это должно быть интересно - играть в гольф и одновременно смотреть на проносящиеся мимо с диким ревом машины.
Есть на автодроме и музей. Кстати, рекомендуется его посещать в пятницу или субботу. В воскресенье, когда проводится собственно гонка, пробиться туда бывает довольно сложно. А посмотреть в музее есть на что. Там собраны десятки чемпионских машин - как современных, так и очень редких, выпущенных зачастую в одном экземпляре.
Гонки "Формулы-1" в отличие от американских серий не проводятся по овалам, и поэтому организаторам пришлось вписать в трек еще одну трассу. Примерно половина дистанции пролегает по "Старой кирпичнице", а другая ее часть, изобилующая медленными поворотами, находится внутри кольца. В результате командам бывает очень непросто подобрать нужные настройки. Ведь на трассе есть участок, который пилоты в течение 22 секунд проходят, нажав газ в пол, а затем начинается извилистый отрезок, который требует уже совсем других настроек. Это, конечно, усложняет жизнь гонщикам, но идет на пользу зрелищности гонки.