ЧИСТАЯ КРОВЬ
Этторе Бугатти выпускал автомобили, подобные скаковым лошадям самых чистых кровей
Автомобильная марка "Bugatti" окружена массой легенд, а ее экземпляры берегут подобно шедеврам искусства. Но ведь искусство требует жертв... К сожалению, конструктор Этторе Бугатти слишком доверял красоте.
В 1926 году Этторе Бугатти решился на постройку партии из 25 автомобилей модели Туре 41. Колоссальных размеров (колесная база - 4570 мм), она должна была стать самой дорогой в мире. Ей полагался 12,763-литровый восьмицилиндровый мотор, развивавший невиданные тогда 300 "лошадей"! Имя придумали соответствующее - "Royale" ("Руаяль", то есть "королевская").
Но случилось так, что первые шесть экземпляров собрали по время Великой Депрессии, и ни один монарх в мире не решился на покупку столь грандиозного авто. Спрос на автомобили Bugatti вообще пропал - целый год маэстро Этторе не мог заплатить своим людям зарплату. И тогда он взял уже готовые, заказанные заводу, но не выкупленные заказчиками машины и передал рабочим, предложив им самим найти способ реализовать суперавтомобили или оставить себе... в личное пользование.
Гран сеньор
Маэстро Этторе Бугатти провел лучшие годы своей жизни на востоке Франции, в эльзасском городке Мольсхайм, что в нескольких километрах к западу от Страсбурга. Жил он в замке с обширной картинной галереей и погребами, полными драгоценных вин. Рядом размещалась конюшня благородных скаковых лошадей.
А по соседству находился завод. Небольшой, выпускавший всего двести автомобилей в год. Но какой! Самое точное оборудование, первоклассные специалисты, тщательная ручная сборка эксклюзивных машин...
В находившейся недалеко от завода гостинице, называвшейся "Чистая кровь", останавливались почетные гости сеньора Этторе и избранные заказчики. Среди них бывали и знаменитые гонщики, выступавшие на Bugatti: Широн, Вейрон, Вимилль, Дрейфус... Неординарное имя гостинице дал сам хозяин завода, или, как его называли персонал и соратники - Патрон. Он хотел выпускать автомобили, подобные скаковым лошадям самых чистых кровей.
Отчаянный
Патрон слишком смело замахивался на многое. Еще в 1923 году он построил четыре гоночных автомобиля с полностью обтекаемым кузовом, охватывающим даже колеса, - модель 32, вошедшую в историю под прозвищем "Танк". А в 1924-м выставил на гонки пять автомобилей модели 35 - их колеса отливали из алюминиевого сплава заодно с тормозными, барабанами!
Коленчатый вал рядных восьмицилиндровых двигателей Бугатти был... разборным и опирался на два роликовых и три шариковых подшипника. Такая конструкция позволяла этим моторам уже в конце 20-х годов "крутиться" до 5500 об/мин!
Алюминиевый картер двигателя на многих моделях Bugatti имел массивные "лапы", которыми мотор крепили к раме, - картер служил дополнительной поперечиной рамы, резко увеличивавшей ее жесткость на скручивание, что обеспечивало этим машинам хорошую управляемость.
Все это позволило марке "Bugatti" добиваться громких успехов в автоспорте. За два десятилетия они одержали более 800 побед как в соревнованиях "районного" масштаба, так и в гонках на "Большой Приз" и в "24 часах Ле Мана".
Их спортивные достижения сделали сеньора Этторе необыкновенно знаменитым!
Абсолютный монарх
Но все-таки он был больше художником и стилистом, нежели конструктором. Сеньор Этторе Арко Исидоро Бугатти родился 15 сентября 1881 года в Милане в очень творческой семье. Его отец Карло был известным мебельщиком и серебряных дел мастером. Его брат Рембрандт стал скульптором. Даже сам Этторе успел в юности немного поучиться в Миланской академии изящных искусств! Наверное, и он пошел бы по пути брата, если бы не увлечение автомобилями. В конце XIX века они быстро входили в моду, и в самом начале века двадцатого Этторе уже сам конструировал самобеглые коляски для "De Dietrich", "Mathis" и "Deutz". А в декабре 1909-го основал собственную фирму, где стал единоличным владельцем. Ни о каком акционерном обществе для сеньора Этторе с его аристократическим менталитетом не могло быть и речи! Каждый день Патрон объезжал цеха своего завода на велосипеде (ранее он успел поработать на велосипедной фабрим:), сам обкатывал каждую новую модель автомобиля и правил на фирме абсолютно авторитарно. Это и не уберегло его от многих чудачеств.
Торжество формы
В первую очередь Этторе добивался в конструкциях внешнего совершенства, а порой даже и вычурности. В знак любви к породистым лошадям он придумал своим машинам радиаторы подковообразной формы, что невероятно повышало сложность их изготовления.
Моторы Бугатти больше походили на драгоценные ларцы с морозным узором на плоских гранях. Причем головку и блок по-старинному вытачивали из единой (пусть даже и алюминиевой!) отливки, и между ними не было прокладки!
Кузова спортивных автомобилей Bugatti закреплялись на раме добрыми двумя сотнями болтов, "прошнурованных", то есть законтренных между собой сквозной проволокой, проведенной через отверстия в их головках. Выглядело это изящно, но демонтаж верхней половины кузова требовал полуторачасовой работы. А механики, занимающиеся реставрацией этих машин, до сих пор чертыхаются, потому что все гайки, болты и шпильки выполнены с нетрадиционными и неунифицированными резьбами 7,5 или 13 мм! В общем, Патрон был экстравагантен во всем. Когда на модели 35 он применил литые колеса из алюминиевого сплава, то их плоские спицы развернул под углом 5-7 градусов к плоскости вращения колес. По замыслу Патрона они должны были служить крыльчаткой, подающей охлаждающий воздух на тормозной барабан. Но пот незадача: на правых и левых колесах спицы сделали одинаковыми: на левые барабаны они нагнетали снаружи холодный воздух, а от правых лишь отводили горячий, что далеко не равнозначно. Ведь воздух под машиной нагревался от картера двигателя! Так оригинальная техническая идея превратилась у Бугатти в чисто декоративный изыск. И только ведущий гонщик и инженер фирмы Бартоломео Константини мог порой возвращать эстетствующего Патрона к действительности.
А в середине 30-х годов маэстро Этторе пришла в голову мысль постройки полноприводного гоночного автомобиля. Но ни хозяин фирмы, ни Константини не имели ни малейшего представления о теории работы трансмиссии с блокируемыми межколесными дифференциалами. В результате модель 53 плохо слушалась руля, и эту затею пришлось оставить.
Грустный финал
Да, сеньор Этторе многого не успел. И жертвой его страсти красивым, а оттого сложным по устройству и капризным автомобилям стал собственный сын, талантливый конструктор и дизайнер Жан.
11 августа 1939 года Жан отправился в испытательную поездку на той самой машине 57С "Танк" с компрессором, что всего несколько недель назад победила в 24-часовой гонке в Ле Мане. Попытавшись резко объехать вырулившего ему навстречу пьяного велосипедиста, он свернул правой стороной в кювет, перевернулся и разбился насмерть.
А в 1947 году в возрасте 66 лет покинул этот мир и сам маэстро. Двое оставшихся детей Этторе не смогли продолжить дело отца: сын Роланд довольно быстро отошел от дел, а дочь Эббе стала художницей. Завод Патрона до 1955 года еще выпускал опытные образцы новых моделей, а потом его продали французской компании, занимавшейся выпуском самолетных шасси. И на заднем дворе еще долго громоздились ржавые остовы колесных "коней" благородной породы "Bugatti".
А. ЩЕРБАКОВ