Перейти к основному содержанию

Главная      Доктор Джекил и мистер Хайд

Доктор Джекил и мистер Хайд

Спокойствие и ярость "Opel Astra GTC"

Герой известного рассказа Роберта Льюиса Стивенсона, название которого вынесено в заголовок этой статьи, - добропорядочный доктор Джекил. Флегматик, само воплощение спокойствия. Случайным образом он получает неизвестный миру препарат, дающий возможность превращаться в мистера Хайда - взрывного холерика, способного из прихоти убить человека. Это второе "я" позволяет доктору Джекилу поднимать из глубины психики темные инстинкты, осуществлять хищные желания, загнанные внутрь викторианским воспитанием и размеренным образом жизни... Таков и новый "Opel Astra GTC", спортивная модификация "Астры" последнего поколения. В большинстве случаев это спокойный и комфортабельный хэтчбек гольф-класса, транспорт законопослушного буржуа. Надоело служить образцом общественно-дорожной морали? Устали от добропорядочно-спокойного вождения? Нажимайте клавишу "Sport" на панели управления - и доктор Джекил обернется мистером Хайдом! Характер "Astra GTC" изменится фундаментально. Автомобиль заставит вас ехать быстро, освободит из вашего подсознания и лихача, и злостного нарушителя Правил.

Секрет клавиши "Sport"

ОЧЕНЬ трудно создать своеобразный и запоминающийся "горячий" хэтчбек. В секторе таких автомобилей безликость и унификация выражены почти столь же ярко, как во всем остальном гольф-классе, из которого эти спортивные машины и ведут свое происхождение. Вот спросите наскоком меня, профессионального автомобильного фотографа, чем принципиально отличается "Citroen Xsara VTS" от "VW Golf GTI"? Не отвечу ни сразу, ни после. Мощностью моторов, наверное... Знаю только, что обе модели - переднеприводные, что обе имеют подвеску более жесткую и низкую, чем на базовых "Ксарах" и "Гольфах", что оснащены форсированными моторами. Получается усредненный портрет "горячего" хэтчбека. А где индивидуальность? Уникальность хоть в чем-нибудь проявляется? Нигде и ни в чем... Тут начинаешь питать черную зависть к парням с "платиновыми" кредитными карточками в бумажниках "Du Pont", которые могут позволить себе выбирать между "Porsche 911", "Jaguar XKR" и "Lamborghini Gallardo". А как быть простому покупателю "горячего" хэтчбека?

К счастью, в компании "Opel" осознали эту проблему. "Astra GTC" отнюдь не безлик. Разбудите меня хоть в пять утра после попойки и спросите, в чем главное отличие спортивной "Астры" от прочих скоростных хэтчбеков? Я отвечу еще до того, как попрошу стакан холодной воды: этот автомобиль снабжен клавишей "Sport", полностью изменяющей характер машины. Такого устройства на конкурирующих моделях нет.

...Выбираясь из района аэропорта Малаги, я еле двигался от светофора до светофора. "Astra GTC" катилась по дороге мягко, как обычный хэтчбек гольф-класса, и даже не очень нервно реагировала на щербатый асфальт (хотя подвеска спортивной версии имеет стабилизаторы поперечной устойчивости пожестче, а также более короткие пружины). И руль казался заурядным, по-современному легким. И на акселератор хэтчбек реагировал с едва заметной ленцой, словно не было под капотом 200 сил флагманского турбомотора. Человек неосведомленный мог подумать, что модель полностью утратила бойцовские качества, присущие экстремальным "Astra" 80-90-х годов...

Впереди простиралась гладь многополосной платной дороги, размашистыми изгибами проходящей между гор. Оплатив проезд, нажимаю клавишу "Sport" на панели управления. Взмывает вверх шлагбаум. Первая передача... Передние колеса слегка задымились, сжигая протектор об асфальт. В моторе словно появились дополнительные силы! Отклик "Astra GTC" на газ стал по-спортивному резким. Вторая передача, третья... Скоростной лимит, дозволенный на дорогах Испании, давно остался позади. Может, рискнуть разогнать машину до предельных 234 км/ч, которые можно выжать из флагманской версии?

Претворить эту мысль в жизнь помешал очередной изгиб трассы. На разрешенных 130 км/ч его можно проходить, поглаживая правой рукой колено сидящей рядом спутницы. Однако на 210 км/ч в том же повороте уже напрягаешься и "баранку" сжимаешь обеими руками... Слева, в нескольких десятках сантиметров от борта машины, проносится металл разделительного отбойника. Благо рулевое управление теперь стало другим - жестким и точным, позволяющим задавать траекторию с циркульной педантичностью. Да и возникшей боковой перегрузке хэтчбек противостоит с неожиданным упрямством, словно в прошлой жизни был гоночным болидом из чемпионата DTM.

Все это - результат действия системы IDC (interactive driving control означает "интерактивный контроль управления"). Некоторые ее элементы действительно пришли из автоспорта. Например, подсистема CDC (continuously damping control - непрерывный контроль амортизирования). В зависимости от условий движения автоматика постоянно варьирует давление в амортизаторах. Поэтому хэтчбек сдержанно кренится в поворотах и лишь слегка "кивает" при резких торможениях. Все четыре колеса поддерживают оптимальный контакт с дорогой, что, в частности, сокращает тормозной путь.

Сфера влияния системы IDC, параметры которой изменяются при нажатии той самой клавиши "Sport", не ограничивается одной лишь жесткостью подвески. Вдобавок она перенастраивает рулевое управление и связь "акселератор-мотор". А если автомобиль укомплектован "автоматом" (мне для знакомства досталась версия с механической КПП), он тоже начинает работать по-другому: передачи меняются быстро и жестко, обороты двигателя поддерживаются выше средних.

Да, после нажатия клавиши "Sport" автомобиль уже полностью оправдывает свое название. Ведь аббревиатура GTC в обозначении модели расшифровывается как gran turismo compact - маленький "Гран Туризме".

Технического откровения IDC собой не представляет. Подобные устройства, позволяющие одним махом менять настройки подвески, рулевого управления, мотора и трансмиссии, появились еще в конце 90-х. Однако предлагались они только на элитных моделях наподобие большого купе "Mercedes-Benz CL". На хэтчбеке гольф-класса IDC, действительно, смотрится ходом интересным и неожиданным.

Четыре комплектации

"ASTRA GTC" будет предлагаться покупателям в четырех исполнениях: базовом, "Edition", "Sport" и "Cosmo". Система интерактивного контроля управления IDC входит в стандартное оснащение только комплектации "Sport". Для остальных предлагается за доплату. А версия "Cosmo" - самая роскошная и комфортабельная. Она располагает, в частности, прозрачным панорамным верхом. Этот нюанс тоже ярко выделяет "Астру" на фоне прочих спортивных хэтчбеков: лобовое стекло перетекает в стеклянную крышу, которая простирается до центральных стоек кузова. Ощущение простора и свободы рождается совершенно непривычное. Непривычное, по крайней мере, для автомобиля. Нечто подобное мне приходилось испытывать раньше только в кабине маленького вертолета, кокпит которого закрывал большой "пузырь" из прозрачного пластика.

В перечне оборудования имеются и другие позиции, редкие для моделей гольф-класса. Например, система контроля за давлением в шинах. Она, образно выражаясь, двухуровневая. Во-первых, автоматика отмечает разницу в давлениях между разными колесами. При необходимости она напоминает водителю, какую шину над приспустить или подкачать. Во-вторых, в случае скорого и значительного падения давления (проще говоря, прокола) электроника дает тревожный сигнал.На выбор покупателям "Astra GTC" предлагается девять двигателей - бензиновых и дизельных. Сейчас в российском отделении GM решается вопрос, какие модификации новинки пойдут на наш рынок. Я смею предположить, что только бензиновые и, видимо, только с турбонаддувом. Таких моторов два. Оба с четырьмя цилиндрами. Оба двухлитровые. Один развивает 170 сил, другой - 200 из-за разной конструкции.

Как уже говорилось, мне достался 200-сильный вариант. Турбонаддув избавил двигатель от недостатка, присущего атмосферным моторам "горячих" хэтчбеков. Из-за высокой степени форсировки им часто не хватает тяги на малых оборотах. И плавно тронуться удается лишь с подгазовкой. За рулем "Astra GTC" мне и в голову не приходило использовать этот прием. При аккуратном обращении со сцеплением автомобиль уверенно берет старт даже с холостых оборотов. Педаль газа трогать не надо! Пик крутящего момента в 250 Нм достигается всего при 1.950 об/мин. А если слегка прижать акселератор, хэтчбек уже не трогается, а стартует. На обратной дороге к аэропорту, когда пошли улицы-светофоры-перекрестки, эта резкость начала раздражать. Я устал, хотелось ехать размеренно, без лишней суеты... Совсем забыл, что характер автомобиля можно переключать! А давненько мы не виделись с доктором Джекилом...

Уходя в зал отлета, напоследок оглядываюсь на автомобиль. Даже внешне "Astra GTC" выглядит весьма своеобразно. Не столько модификацией массовой "Астры", сколько самостоятельной моделью. Снаружи с базовой версией дебютанта роднят только одинаковые капот и передние крылья. Все остальные кузовные панели созданы с чистого листа. Автомобиль приземистее обычных "Astra", он ниже припадает к земле. Новинка предлагается только в трехдверном исполнении со стремительно ниспадающей линией крыши. Ощущение мощи усиливают большие 16-дюймовые колеса, которые входят в стандартную комплектацию. У меня дизайн этого спортивного "Opel" вызывает ассоциацию с хищной рыбой, пронизывающей толщу воды в погоне за добычей... Даже стоя на паркинге, автомобиль дышит движением, жаждой скорости. Даже в неподвижной "Astra GTC" можно почувствовать присутствие мистера Хайда.

[Графические материалы:

Краткая техническая характеристика "Opel Astra GTC 2.0 Turbo"

Материал доступен в бумажной версии издания.]