Не надо изобретать моторы
Наследственный бизнес семьи Морган
Исключительный прецедент в современной автомобильной промышленности: предприятие "Morgan Motors Company", открывшееся на заре XX века в британском городке Малверн-Линк, на протяжении почти 100 лет остается небольшим семейным бизнесом. Сейчас фирма принадлежит Питеру и Чарлзу Морганам - прямым потомкам Генри Фредерика Стенли Моргана, основателя всемирно известной британской компании, выпускающей спортивные автомобили. Друзья называли его H.F.S. - по инициалам тройного имени. H.F.S. родился в 1881 году в семье пастора. Предполагалось, что он тоже пойдет по пути служения Господу, но жизнь рассудила иначе. Юноша окончил инженерное училище "Crystal Palace Engineering College" и устроился на Западные железные дороги Великобритании. Однако воображение молодого человека целиком и полностью занимали недавно появившиеся "самобеглые коляски". Семейный фотоальбом хранит, например, такой снимок: 1906 год, H.F.S. стоит возле автомобилей "Darracq" и "Wolseley". Это, судя по всему, не частные экипажи, а такси. Возле машин - водители, похожие на ветеранов колониальных войск в Африке: пробковые шлемы, бриджи, высокие гетры... Денег на приобретение "самобеглой коляски" H.F.S. не имел. Пришлось изобретать и строить собственную.
***
Автомобиль для всей семьи
1925
"Runabout Family"
ТРЕХКОЛЕСНЫЕ "Morgan" обладали одним замечательным качеством, которое не смогут оценить современные автомобилисты. Эти машины спокойно передвигались по дороге с колеей - ведущее заднее колесо катилось посредине и не увязало. Недаром после Первой мировой войны "Морганы" стали популярны не только в Великобритании, но и в других странах Европы, дороги которой были разбиты армейскими повозками. В 1919 году выпуск британских трехколесников наладили во Франции, на предприятии "Darmont-Morgan".
Автомобили "Morgan" с годами становились все практичнее. Например, в хвостовой части появился багажник-кофр. В зависимости от желания заказчика он мог быть или кожаным, или плетеным из ивовых прутьев, как корзина. Новшество благосклонно восприняли покупатели, любящие отдыхать на лоне природы...
Апогеем повышения удобства и практичности стало появление модели с задними сиденьями (рисунок вверху). Она рекламировалась как "Family Runabout" - машина для всей семьи, способная вместить четырех человек. "Комбинация дешевизны мотоцикла с коляской и комфортабельности настоящего автомобиля" - так отозвалась о новом "Моргане" газета "Дэйли Телеграф".
Параллельно с четырехместными "Family" выпускались и спортивные двухместки (рисунок внизу). В них двигатель V2 служил своеобразным элементом дизайна: ради улучшения охлаждения форсированный мотор не прикрывали капотом - он занимал место переднего бампера. Продажам скоростных моделей, как всегда, способствовали успехи в автоспорте. В 1926 году "Морганы" держали два мировых рекорда в классе трехколесников. Первый - на дистанции один километр, где специально подготовленная машина показала скорость 104,6 миль/ч (168,3 км/ч). Второй - на маршруте длиной 100 миль, а это чуть более 160 км: гоночный автомобиль преодолел его со средней скоростью 91,54 миль/ч (147,3 км/ч).
***
Зеленый "Огурец" удачи
1912
"Morgan Runabout"
К ИДЕЕ серийного производства трехколесников H.F.S. подтолкнули друзья. Они твердили: "Отличная машина! Надо наладить ее выпуск". Одной моральной поддержкой дело не ограничилось. Приятели были готовы вложить деньги в перспективное предприятие.
Почему все сразу поверили в успех странной и малоизвестной машины? Основания были: в 1910 году H.F.S. на гоночной одноместной модели (фото вверху) выиграл две значительные гонки: "Лондон - Эксетер" и "Эдинбург - Лондон". На одном из состязаний Генри потерпел аварию, врезавшись в стену. Шасси было погнуто в нескольких местах. Но благодаря простейшей конструкции машины H.F.S. отремонтировал ее буквально на обочине, вернулся на трассу и взял первое место! Изумленные зрители говорили: "А огурец-то оказался шустрым!"
"Огурцом" автомобиль прозвали не только из-за формы корпуса, но и благодаря пронзительно-зеленому цвету. Этот колер и поныне присущ большинству выпускаемых "Морганов".
В 1912 году на гоночном кольце Бруклэндс трехколесный "Morgan" прошел дистанцию в 59 миль 1.120 ярдов со средней скоростью 62 мили/ч. В пересчете на метрическую систему - 99,76 км/ч! По меркам того времени вполне спорткаровский показатель.
Успехи в автоспорте резко увеличили спрос. В 1912 году H.F.S. открывает акционерную компанию "Morgan Motor Co., Limited". Возглавил фирму его отец - преподобный Георг Морган. Сам Генри Морган занимает пост "менеджера-директора". Первым дилером компании стал торговец Хэрродс из фешенебельного лондонского района Найтсбридж (именно его бизнес послужил основой для знаменитого магазина "Хэрродс"). Одно только имя негоцианта немало значило для покупателей - этот человек продавать барахло не будет...
В том же 1912 году произошло событие, которое, на первый взгляд, никак не относится к автомобилизму, однако оно сыграло важную роль в том, что марка "Morgan" существует по сей день. H.F.S. женился на Хильде Рут Дэй (фото внизу). В 1919 году жена родила Моргану сына Питера. У семейного бизнеса появился наследник.
***
Первое творение Моргана
1909
"Драндулет"
ИТАК, Генри Фредерик Стенли (H.F.S.) Морган хотел иметь собственную машину. Однако суммой необходимой не располагал и решил построить автомобиль самостоятельно. Для начала следовало от чего-то оттолкнуться. Хорошо изучив конструкции "Denz" и "Eagle", в 1906 году Генри Морган начинает создавать свой автомобиль. Через три года работа завершена. В 1 909 году на свет появился первый "Morgan", крохотный одноместный родстер с тремя колесами, который сам же конструктор назвал "Драндулет".
Двигатель мощностью 7 л.с. был позаимствован у "Peugeot" - H.F.S. решил, что нет смысла изобретать собственный мотор. Это стало одной из традиций компании, "Морганы" и поныне оснащаются двигателями, купленными на стороне.
Основой для "Драндулета" служила трубчатая рама. Мотор Прикручивался к ней всего четырьмя болтами, поэтому при необходимости легко снимался. В обслуживании машина была проста чрезвычайно. Двухскоростная коробка передач находилась под сиденьем водителя. К одному-единственному заднему колесу (оно же и ведущее) тянулись две приводные цепи. Вот с такой, прямо скажем, примитивной конструкции и началась эпоха трехколесников "Morgan". Эти автомобили успешно продавались до середины 30-х годов, а последние экземпляры вообще были изготовлены в 50-х.***
Пращур купе "Morgan"
1934
"Delivery Van"
В МОДЕЛЬНОЙ гамме "Morgan" и поныне преобладают открытые автомобили. Лишь время от времени компания выпускает купе. Их пращуром считается этот развозной фургончик "Delivery Van" - первая в истории компании закрытая модель.
Вообще, компания "Morgan" всегда присутствовала в секторе коммерческих машин. Так, первые пикапы на основе трехколесников она начала производить еще в 1913 году.
***
Со знаком "плюс"
1950
"Plus 4"
ЗАВЕРШИЛАСЬ Вторая мировая. Производство "Морганов" возобновилось в 1946 году. Поначалу компания выпускала довоенные модели. Разве что обозначение "4-4" сменилось на "4/4"... Новую жизнь в старые заводские стены внес сын основателя фирмы Питер Морган. Как уже говорилось, он родился в 1919 году. Юношей окончил колледж автомобильных инженеров "Chelsea College of Autos Engineering", успел немного поработать на семейной фирме, а потом ушел воевать с нацистами. В 1947 году Питер вернулся в компанию и начал преобразования. Ему, например, принадлежит идея использования мощных и современных моторов "Triumph". Модель с таким двигателем дебютировала в 1 950 году и называлась "Plus 4". С тех пор и пошла традиция обозначать мощные модификации "Морганов" словом "Plus". Цифра после него говорила о числе цилиндров.
Если базовый "4/4" того времени снабжался 40-сильным двигателем, то "Plus 4" располагал куда более серьезным 2.1-литровым мотором мощностью 68 л.с. На магистрали "Плюс" набирал почти 1 40 км/ч.
***
Родстер для экстремалов
1928
"Aero"
НА ИСХОДЕ 20-х трехколесные "Morgan" получили более длинное и низкое шасси, повысившее стабильность на больших скоростях. Хорошей управляемости способствовали и амортизаторы на всех колесах. К тому времени по своим потребительским качествам "Морганы" стали сравнимы с недорогими автомобилями. Однако по духу своему трехколесники были ближе к скоростным мотоциклам: опасные при авариях, с достаточно сложным характером, но зато чертовски быстроходные. Например, представленный на фото "Aero" 1931 модельного года оснащался V2 марки J.A.P. мощностью 40 сил. Базовая версия могла развивать 130 км/ч, а специально подготовленная набирала 177 км/ч. По тем временам - суперкаровский показатель, достижимый только для сверхдорогих автомобилей наподобие спортивных "Bentley" или "Bugatti".
***
С трех колес на четыре
1936
"4-4"
ПЕРВЫЕ попытки перейти с трех колес на четыре предпринимались еще в далеком 1914 году. Но тогда тотчас закрывался победоносный путь на мотоциклетное ралли "RAC Cyclecar", регламент которого предусматривал максимум три колеса, подразумевая мотоцикл с коляской. В автомобильных гонках компании "Morgan" пришлось бы все начинать с нуля...
Но время диктовало свои условия. Трехколесники уходили в прошлое, компании требовалась полноценная машина. Поэтому в 1936 году был представлен родстер "4-4". Индекс модели означал "четыре колеса-четыре цилиндра". Под капотом скрывался мотор объемом 1.122 куб. см мощностью 35 сил. Максимальная скорость первого четырехколесного "Моргана" достигала 120 км/ч.
Любопытно, что "4-4" выпускается и поныне. Родстер, разумеется, сильно видоизменился, однако сохранил основные черты предка. Даже технология изготовления осталась прежней: каркас кузова изготавливается вручную из ясеня, а поверх него "натягиваются" опять же вручную выколоченные кузовные панели. Аналогичным образом "Морганы" производятся и сейчас, в XXI веке! За исключением новейшей модели "Aero 8", разумеется.