КАК И КТО УЧИТ ВОДИТЕЛЕЙ?
Наша область в начале года попала в "черные списки". На сей раз мы поставили печальный рекорд по части аварий на дорогах. Праведный гнев по этому поводу прозвучал и в выступлениях полпреда президента в Южном федеральном округе Владимира Яковлева.
Пошли упорные слухи о том, что некоторые высокие чины нашей области лишатся своих кресел. По старой традиции ответственные чиновники тут же принялись "реагировать на ситуацию". По их мнению, основной причиной аварий на наших дорогах является низкий уровень подготовки водителей в автошколах. А курсов и автошкол этих у нас в последнее время стало как грибов после дождя, и сегодня их насчитывается 160. По распоряжению главы администрации области была создана комиссия, которая выехала в дальние и ближние районы, побывала во многих городских автошколах. Теоретики и маститые инженеры-автомобилисты, специалисты Российской транспортной инспекции, Волгоградского транспортного союза и комитета образования области проверили 36 школ.
Главной целью было выявить уровень подготовки курсантов (кандидатов в водители). И оказалось, что 20 учебных заведений, готовящих водителей, < работали с нарушением лицензионных требований. А ,:
это неизбежно сказывалось на качестве учебы. В каждой таком случае составлялись акты, а многим выдавались предписания об устранении отмеченных недостатков. Как ни странно, теоретические знания выпускников школ, вне зависимости от их юридического статуса, материальной обеспеченности, наличия пособий, выглядели нормально: 90 процентов курсантов успешно выдержали экзамен у компьютера. А вот практическая часть подготовки выглядит скупо: около 50 процентов будущих "укротителей" машин получили "неуд". И причины плохой сдачи практических экзаменов видны во многих заведениях невооруженным глазом.
У некоторых учебные машины, как говорится, дышат на ладан. В погоне за прибылью многие руководители экономят даже на часах, отведенных по программе обучению езде, без чего невозможно привыкнуть к рычагам управления машиной, адаптироваться к дорожным страхам, особенно при движении по загруженным улицам. Во многих автошколах забыли машины оборудовать двойным управлением, дополнительными зеркалами заднего вида. А уж характеризовать автодромы и вовсе не приходится, поскольку их роль выполняют в лучшем случае брошенные аэродромы, а то и вовсе заросшие бурьяном поля.
Особенно грустно, что до сих пор никто в области не решился на создание хорошей площадки или полигона для обучения вождению в экстремальных условиях: по скользким буграм, льду, косогорам. Там же можно было научиться уходить от столкновений на большой скорости, выживанию при страшных авариях, прыжкам с трамплина. Этот вид подготовки был бы к тому же и экономически выгодным, зрелищным, послужил бы базой для развития автоспорта. Многие бывшие мастера гонок еще не остыли от скоростей и запаха масла и готовы помочь в подготовке будущих защитников Отечества, а также представителей спецслужб. На таких автополигонах можно было бы вести переподготовку водителей-профессионалов и подготовку мастеров производственного обучения автошкол, профессиональных училищ, преподавателей автодела в ссузах и вузах.
Кстати, в ходе проверки выяснилось, что многие мастера вождения не очень-то владеют методикой обучения. Чаще всего это неплохие специалисты-практики, не один год крутившие баранку. Но ведь передать знания другому - это тоже искусство, которое дано не каждому знатоку своего дела. Да и техника с каждым днем обновляется, появляются новые машины.А значит, уже нельзя учить новичков по старинке...
По результатам инспекторской проверки был подготовлен отчет, где говорится, что надо коренным образом менять сложившуюся систему организации обучения водителей. Рекомендуется незамедлительно создать постоянно действующую рабочую группу для осуществления контроля их деятельности с привлечением сотрудников ГИБДД и РТИ. Ввести процентный показатель оценки деятельности автошкол. На практике это может означать, к примеру, если экзамены с первого захода сдали 50 и менее процентов обучавшихся на курсах, надо тут же ставить вопрос о закрытии подобных заведений. В обобщении говорится и об обучении и переподготовке мастеров производственного обучения. А вот на какой базе, еще неясно. Автошколам, не имеющим автодромы, будет рекомендовано заключать договоры аренды с теми, у кого они есть.
Сегодня мы умолчим о тех "неблагонадежных" шоферских университетах, которые отыскала комиссия. Тем более что ее выводы легли на стол высшей транспортной инстанции области - комиссии по БДД. Там, а также в комитете образования области, где выдают лицензии на открытие автошкол, должны в ближайшее время вынести свои вердикты. Не исключено, что кто-то лишится права обучения водителей. И тогда наша газета сообщит имена "вышедших из строя".
***
фото: