Меньше денег - больше гонок
В конце 2004 года на трассе "Ricardo Tormo" во Франции состоялись долгожданные "Гонки чемпионов". Победу тогда одержал 23-летний Хейкки Ковалайнен. Финн, выигравший, к слову, в этом году Мировую серию "Nissan", опередил более опытных коллег, в том числе и семикратного чемпиона "Формулы-1" Михаэля Шумахера. Эта победа напомнила болельщикам и о других гоночных чемпионатах - DTM, IRL, "ChampCar". Они не столь известны широкой публике, но по накалу страстей ничуть не уступают "Королевским гонкам". К тому же их отличают отсутствие явных фаворитов, энтузиазм команд, а главное - характер самих гонок, эмоциональный и непредсказуемый...
DTM - конкурент "Формулы-1"
Конкурентом "Формулы-1" по популярности в Европе можно считать немецкий кузовной чемпионат DTM ("Deutschen Tourenwagen Masters"), в котором сейчас представлены "Audi", "Mercedes" и "Opel". Отличительной чертой стартовавшего в 1984 году DTM является равенство возможностей команд. В разные годы в этом первенстве выступали "Ford", "BMW", "Alfa Romeo", "Chevrolet", "Volvo", "Toyota". Первым чемпионом стал Волкер Штрисек на BMW, не выигравший при этом ни одной гонки. А в начале 1990-х в DTM даже гонялись две женщины - Аннетт Меувиссен и Эллен Лор.
В 1995 году Международная федерация автоспорта (FIA) решила сделать чемпионат международным. Пришедший на смену DTM ITC (International Touring Car Championship) из-за непомерных расходов команд прекратил свое существование уже в конце 1996 года. Но в 2000 году чемпионат DTM вновь возродился. Ставка была сделана на борьбу немецких концернов, а главным героем стал пилот Бернд Шнайдер, выигравший чемпионаты 2000, 2001 и 2003 годов. В 2004 году победу в DTM одержал Маттиас Экштрем на "Audi".
Отличную рекламу сделал DTM Жан Алези, присоединившийся к "Mercedes-Benz" в 2002 году. Два года любимец публики становился пятым, сезон - 2004 он завершил на седьмом месте. В прошлом году в DTM перешел Хайнц-Харальд Френтцен. Сезон-2004 с "Opel" был полон аварий и технических проблем, немец выиграл лишь одну гонку - шуточное соревнование на газонокосилках. В конце 2005 года "Opel" планирует покинуть DTM, но Френтцен надеется, что концерн передумает.
Недавно контракт с "Audi" подписал бывший гонщик "Формулы-1" Аллан Макниш, но главным приобретением DTM в сезоне - 2005 будет, разумеется, Мика Хаккинен. Вернувшийся в гонки после трехлетнего перерыва финн полон самых смелых надежд. После двух титулов в "Формуле-1" Мика рассчитывает на новый успех с "Mercedes": "Я понимаю, что мне предстоит многому научиться. Но я надеюсь, что уже в будущем, 2005-м году стану чемпионом DTM!" По слухам, за борьбой своих кумиров смогут воочию понаблюдать и российские болельщики. Недавно немецкая пресса сообщила о том, что глава DTM Ханс Вернер ведет переговоры о проведении этапа DTM в Москве с 24 по 26 июня 2005 года.
NASCAR: любимые гонки Бритни Спирс
Американцы считают, что их любимая гоночная серия NASCAR зародилась еще во времена сухого закона, когда отчаянные бутлегеры стремительно отрывались от преследования полиции. Со временем бутлегеры решили, что развозить виски под покровом ночи не так интересно, как гоняться и выяснять, чей же автомобиль быстрее.
Летом 1938 года человек по имени Уильям "Билл" Франс организовал первую гонку во Флориде. На время Второй мировой войны о гонках было забыто, и лишь 12 декабря 1947 года Билл провозгласил о создании национальной гоночной серии National Association for Stock Car Auto Racing (Национальная ассоциация гонок на сток-карах).
Серия NASCAR прославилась двумя вещами: дешевизной (в соревнованиях участвовали сток-кары - серийные кузовные автомобили) и зрелищностью. Первым чемпионом стал Ред Байрон. Гонки интенсивно развивались, работу в NASCAR начали солидные спонсоры, а в 1962 году подтянулись и крупные автопроизводители - "Ford", "Chevrolet", "Chrysler". Со временем обычные серийные автомобили превратились в серьезные гоночные машины.
Популярность гонок на овалах росла, в NASCAR появилось несколько лиг. Рональд Рейган стал первым президентом, посетившим этап национальной серии, позже на гонках появлялись и оба Джорджа Буша.
Зрители с интересом следили за борьбой целых гоночных династий. Любимцем болельщиков был Дэйл Эрнхардт, сын двукратного чемпиона Ральфа Эрнхардта. Дэйл семь раз становился чемпионом "NASCAR Winston Cup", его обожали за силу воли и потрясающее чувство юмора. Гибель гонщика 18 февраля 2001 года на трассе в Дайтоне стала трагедией для всех американцев. Дело Эрнхардта продолжили его сыновья - Дэйл-младший и Керри.
Героем NASCAR считают 33-летнего Джеффа Гордона, четырехкратного чемпиона серии. "Я добился большего, чем мечтал, но продолжаю бороться за победу в каждой гонке", - говорит Джефф. В сезоне 2004 года он стал третьим в "NASCAR Nextel Cup", чемпионат выиграл Курт Буш.
В 2001 году на этапе NASCAR в рамках рекламной акции побывала Бритни Спирс. Поп-дива открыла гонку знаменитой фразой: "Господа, заводите моторы!" - и долго позировала фотографам в компании Джеффа Гордона. Журналисты быстро раструбили о начавшемся романе, но слухи не подтвердились. Зато Бритни согласилась сняться в фильме о NASCAR. Она играет роль дочери владельца команды, которая убеждает оставившего гонки пилота вернуться в чемпионат.
"ChampCar" и IRL: противостояние продолжается
В начале 1978 года знаменитый гонщик Дэн Гарни выступил с предложением создать гоночную серию CART (Championship Auto Racing Teams), объединяющую команды автомобильного клуба США. Затея увенчалась успехом: на долгие годы "IndyCar" (так чемпионат назывался с 1992 года) стал серьезным конкурентом "Формулы-1". Марио Андретти, Эмерсону Фитипальди, Найджелу Мэнселлу и Жаку Вильневу удавалось выиграть оба этих первенства. Чемпион CART 1999 года Хуан-Пабло Монтойя сейчас считается одним из сильнейших гонщиков "Формулы-1".
В 1996 году владелец трассы в Индианаполисе Тони Джордж после долгих споров с руководством первенства по поводу распределения доходов решил организовать собственную гоночную серию - IRL (Indy Racing League). В активе Тони поначалу были только легендарная гонка "Indy-500" и право на использование марки "Indy", которое он отсудил у своих бывших коллег.
После раскола многие прочили IRL скорую кончину, ведь большинство команд остались верны старому чемпионату, который вновь стал называться CART. Казалось, исход противостояния двух гоночных серий был предопределен, но ряд ошибок руководства CART привел к массовому исходу команд и гонщиков в IRL. Знаковым стал переход в новый чемпионат команды Роджера Пенске, соучредителя серии CART.
В январе 2003 года чемпионат получил новое название, "ChampCar", а в декабре стало ясно: финансовых активов для проведения первенства не хватает. Гоночная серия была объявлена банкротом, а ее новым владельцем чуть не стал... Тони Джордж. Рассматривавший дело о банкротстве "ChampCar" судья Франк Отте учел не только финансовые аргументы и принял сторону консорциума "Open Wheel Racing Series", управлявшего этим чемпионатом.
Так что противостояние IRL и "ChampCar" продолжается. Сейчас перевес на стороне чемпионата Тони Джорджа, но "ChampCar" постепенно выходит из кризиса, пополняясь кадрами из Европы. Выступавший в "Формуле-1" Джастин Уилсон связывает с "ChampCar" свое ближайшее будущее, рассчитывает вернуться в эту серию и уволенный из "Toyota" Кристиано да Матта.
Новый чемпион "ChampCar" Себастьен Бурдэ не прочь попробовать силы в "Формуле-1", но Фрэнк Уильяме не включает француза в число претендентов на кокпит своей команды. Чемпион IRL Тони Канаан сядет за руль болида "BAR-Honda", но только на тестах: покидать Америку бразилец не намерен.
Кузница кадров
Младшие гоночные серии уже давно стали кузницей кадров для престижных чемпионатов, до недавнего времени международная "Формула-3000" в избытке поставляла кандидатов в "Формулу-1" и "ChampCar". В разные годы в "Ф-3000" выступали такие известные сейчас гонщики, как Жан Алези, Лука Бадоер, Оливье Панис, Рикардо Зонта, Хуан Пабло Монтойя, Ник Хайдфельд, Марк Уэббер, Джастин Уилсон, Себастьен Бурдэ.
Сезон-2004 стал для чемпионата последним: с этого года "Ф-3000" превратится в GP2 (эта гоночная серия была очень популярна до начала 1980-х годов). Чемпион "Ф-3000" этого года Витантонио Льюцци в настоящее время претендует на кокпит команды "Red Bull Racing" (бывшей "Jaguar"). В перспективе итальянца считают наследником самого Михаэля Шумахера в "Ferrari".
Помимо "Ф-3000" существует множество международных, европейских, азиатских чемпионатов, младших "Формул", позволяющих молодым талантливым гонщикам заявить о себе.
Например, непобедимый Михаэль Шумахер попал в "Формулу-1" из немецкой "Формулы-3", его младший брат Ральф побеждал в японской "Ф-3000". Рубенс Баррикелло в свое время становился чемпионом британской "Формулы-3", а Джанкарло Физикелла побеждал в итальянской "Формуле-3".
Кими Райкконен перешел в "Формулу-1" непосредственно из "Формулы Renault", перепрыгнув через несколько ступенек гоночной иерархии. Поначалу FIA даже отказывалась выдавать столь неопытному гонщику суперлицензию, необходимую для участия в "Королевских гонках". Соотечественник Кими, Хейкки Ковалайнен, в этом году совмещал выступления в Мировой серии "Nissan" с тестовой работой для "Renault". Возможно, в ближайшее время и этот финский гонщик будет выступать в "Формуле-1".
В 2005 году появятся две новые младшие гоночные серии. Это организованный при поддержке шейха Дубая Мактума Хашер Мактум аль-Мактума чемпионат "Al Grand Prix" и "Формула Superfund", которая сменит европейскую "Формулу-3000".
GPWC: в поисках утраченного
Крупные автомобильные концерны, представленные в "Формуле-1", давно не скрывают своего недовольства политикой Берни Экклстоуна в области распределения доходов чемпионата. В ноябре 2001 года "Fiat", "BMW", "DaimlerChrysler", "Ford" и "Renault" объединились в холдинг GPWC (Grand Prix World Championship) с целью создать альтернативный "Формуле-1" чемпионат.
Подписанный командами Договор согласия действует до конца 2007 года, поэтому планы по организации новой гоночной серии связаны с сезоном-2008. По замыслу входящих в холдинг GPWC автопроизводителей, новый чемпионат будут отличать справедливое распределение средств, минимум политики и максимум зрелищности.
Попытка GPWC договориться с Берни Экклстоуном закончилась неудачей, и в конце октября 2004 года холдинг поручил компании "International Sports and Entertainment AG" ("iSe") организацию новой гоночной серии. В ближайшие годы группа ведущих экспертов в области маркетинга и автоспорта должна разработать проект первенства, который, быть может, отберет у "Формулы-1" звание самого престижного гоночного чемпионата мира.