ТЕСТ-ПИЛОТ "ВЕСТ МАКЛАРЕН МЕРСЕДЕС" ПЕДРО ДЕ ЛА РОСА: ХОТИТЕ СДЕЛАТЬ "ФОРМУЛУ" ЗРЕЛИЩНЕЕ? Спросите меня, как
В мире постоянно меняющихся правил "Формулы-1" сейчас горячие деньки. Нынешним межсезоньем то и дело обсуждают каскад радикальных мер, направленных, с одной стороны, на снижение скорости болидов (в целях безопасности пилотов), а с другой - на удешевление содержания конюшен (для обеспечения пущей доступности вида спорта). Своим оригинальным взглядом на возможные перемены в "Больших призах" и на дела родной команды с читателями "Советского спорта" решил поделиться тест-пилот "Макларена" испанец Педро де ла Роса.
С ним мы встретились в Стамбуле на презентации "Гран-при Турции". Узнать его мнение особенно интересно, поскольку нынче в "Формуле" как раз планируют сильно видоизменить тестовую программу.
- В прошедшем сезоне вам и вашему коллеге тест-пилоту Алексу Вурцу пришлось изрядно попотеть, не правда ли?
- Да уж. Начал-то "Макларен" за упокой. Вот и получилось, что по ходу чемпионата пришлось не только продолжать тесты на ущербном болиде МП4-19, но и работать над его потомком с приставкой Б.
- Фактически "Макларен" совершил подвиг - за полсезона подготовил новую машину?
- Можно и так сказать. По крайней мере, учитывая, какого прогресса в результатах удалось достигнуть МП4-19Б по сравнению с предыдущей версией.
- В связи с этим резонно предположить, что в новый сезон "Макларен" въедет на авто, основанном именно на МП4-19Б. От добра добра не ищут, так?
- На этот вопрос вам только Рон Деннис (босс "Макларена". - Прим. А. З. ) точно ответит.- Но уж наверняка известно, что на "Мерседесе" образца 2005 года вместе с Кими Райкконеном будет кататься ваш новый призовой пилот - Хуан-Пабло Монтойя. Уход Дэвида Култхарда, сотрудничавшего с "Маклареном" аж с 1996-го, - это удар для "серебряных стрел" или движение вперед?
- Сейчас не готов оценивать последствия ухода Ди Си. Следующий год всех рассудит. Хотя нельзя было не заметить, что у него в прошедшем чемпионате по большому счету не сложились отношения ни с первой машиной, ни со второй. Так что решение руководства "Макларена" о смене призового пилота, похоже, мотивировано.
- Все идет к тому, что в будущем сезоне командам придется работать по новой, сокращенной тестовой программе (почти достигнута договоренность о том, что количество тестов сократят до 24, при этом нельзя будет проводить тренировочные заезды на двух или более автодромах одновременно. - Прим. А. З. ). Как к этому относится тест-пилот одной из ведущих конюшен?
- Да против я! Благая цель - снижение расходов на содержание команды "Ф-1" - достигается совершенно неверными методами. В результате таких решений тратить меньше денег на тесты не станут - гарантирую. Не знаю ни одной конюшни, которая будет экономить на тестах. Если на тренировки в бюджете выделено 100 долларов, то используют все без остатка, поверьте мне. В итоге будет достигнут совершенно обратный эффект: тестовые процедуры станут более дорогостоящими! Известно, что мотор в любом случае должен наработать определенный километраж. Только теперь он будет набирать его не на трассе, а в боксах, установленный на недешевые компьютерные симуляторы. И кому, скажите, от этого легче? Деньги как минимум прежние, а зрители - внакладе. Представляю, как они будут скучать в пятницу, первый день гоночного уик-энда.
- В навязчивых попытках снизить скорости боссы "Ф-1", скорее всего, разрешат использовать в квалификации и гонке лишь один комплект резины. Тоже, кажется, неоднозначный шаг?
- Нормальный шаг. Давайте снова подумаем о болельщиках. Разве интересно им смотреть на точку, молниеносно проносящуюся мимо них на скорости 600 километров в час? Считаю, что нет. Поэтому направление работы ФИА (Международной федерации автоспорта. - Прим. А. З. ), связанное со снижением скоростей, следует признать перспективным. И изменение формата резины меня только радует. Шинопроизводители вынуждены будут варить более жесткие смеси, чтобы увеличить износостойкость резины. Таким образом, сцепление с дорогой ухудшится, скорость упадет.
- В конце сезона вы, уверен, уже работали с машиной, настроенной под грядущие правила. Каковы впечатления?
- Действительно, в Хересе я уже тестировал болид с соответствующей новым требованиям аэродинамикой и шинами. Машина стала медленней. Но не настолько, насколько руководителям "Ф-1" хотелось. Вот они все плачутся, роста числа обгонов хотят, зрелищности. Так и спросили бы у нас, пилотов, как этого добиться! А то, слышали, в 2006-м собираются объем двигателей сократить с 3 литров до 2, 4? Но ведь не объем нужно снижать, а силу прижимную. Она в основном-то враг обгонов. Входишь в поворот, выбираешь момент для атаки, жмешь на газ что есть силы, а машина как вкопанная - секунды проходят, пока среагирует.
- и как посоветуете уменьшить прижимную?
- Пускай шины разрешат пошире сделать. И аэродинамические ограничения надо, конечно, менять. Но более революционным образом, нежели это делают сейчас.
- Не ровен час, в следующем сезоне "Макларену", как и другим, на некоторые гонки придется выставлять по три машины (это произойдет, если хотя бы одна из команд покинет "Большие призы". - Прим. А. З. ). Как вам такая, рушащая традиции перспектива?
- Смотрю на эту проблему с точки зрения гонщика. А значит, буду только рад подобному развитию событий. Рынок пилотов "Ф-1" вырастет сразу на треть - что может быть прекраснее? Мои шансы стать призовым пилотом значительно повышаются.
- Вам, кстати, никто в последнее время место призового не предлагал? Опыт-то у вас в этой ипостаси накоплен приличный.
- Команды, которые готовы бороться за подиум, - нет. А в плохие конюшни я больше не ходок. Хватит, наелся. По мне уж лучше быть последним в городе, чем первым парнем на деревне.
- Значит, отпуск на исходе? Совсем скоро тест-пилоты, я так понимаю, снова примутся наматывать круги?
- За руль сяду уже в последнюю неделю ноября. Но все мысли мои сейчас, если честно, совсем не об этом. Жена вот-вот второго родит. Как раз должна до первых тестов успеть. У нас, тест-пилотов, все по секундам распланировано, вы же знаете!
***
Простой вопрос
Кто ТАКОЙ ТЕСТ-ПИЛОТ?
Тест-пилот команды "Формулы-1" занимается тестированием болидов на протяжении всего сезона. Работая в тесном контакте с инженерами, он подкрепляет данные телеметрии устными впечатлениями от поведения машины на трассе. Его деятельность помогает конюшне постоянно совершенствовать свои автомобили, не растрачивая при этом нервы призовых гонщиков.
***
Личное дело
Педро де ла РОСА
Родился 24 февраля 1971 года в Барселоне.
Рост 1. 78 см, вес 74 кг.
1983-1987 - соревнования радиоуправляемых автомобилей, двукратный чемпион Европы.
1989 - чемпионат Испании "Формула Фиат Уно", 1-е место.
1990 - чемпионат Испании "Формула Форд" 1600, 1-е место.
1991 - чемпионат Испании "Формула Рено", 4-е место.
1992 - чемпионат Великобритании и Европы "Формула Рено", везде 1-е место.
1993 - чемпионат Великобритании по " Формул е-3", 6-е место,
1994 - чемпионат Великобритании по "Формуле-3".
1995 - чемпионат Японии по "Формуле-3", 1-е место.
1996 - японская "Формула Ниппон" Ф3000 и чемпионат серии "Грандтуризм", в обоих 8-е место.
1997 - японская "Формула Ниппон" Ф3000 и чемпионат серии "Гранд-туризм", везде 1-е место.
1998 - "Ф-1", тест-пилот "Джордана".
1999 - дебют в качестве призового пилота "Ф-1", "Эрроуз", 17-е место (1 очко).
2000 - "Ф-1", "Эрроуз", 15-е место (2 очка).
2001 - "Ф-1", "Ягуар", 16-е место (3 очка).
2002 - "Ф-1", "Ягуар", 21-е место (0 очков).
С 2003-го-"Ф-1", тест-пилот "Макларена"