Перейти к основному содержанию

Главная      "КОРОЛЕВСКИЕ ГОНКИ": СКУЧНО НЕ БЫВАЕТ

"КОРОЛЕВСКИЕ ГОНКИ": СКУЧНО НЕ БЫВАЕТ

Закончился 55-й сезон "Формулы-1". От него ждали поражения "Ferrari", называя фаворитами "Williams" и "McLaren". Но прогнозы не оправдались. Тем не менее "красная скука" не завладела "Большими призами": сюрпризов и интриг было предостаточно, в финал сезона подарил соперникам Скудерии надежду на реванш.

"Красная армия" всех сильней!

К победам "Ferrari" привыкли, но в этом году команда просто деморализовала конкурентов. "Красные" выиграли 15 гонок из 18, чемпион Михаэль Шумахер и вице-чемпион Рубенс Баррикелло на двоих набрали 82 процента от максимально возможного числа очков. Шумахер одержал 13 побед, доказав, что способен выигрывать везде и в любых условиях: в чопорном Сильверстоуне и экзотическом Сахире, с четырьмя и двумя дозаправками, с поул-позишн и с шестого места на старте, с талисманами и без.

Как водится, с "красной армией" боролись "белые". "BAR" стала открытием чемпионата, хотя еще зимой амбициозные заявления ее босса Ричардса вызывали насмешки. Сильная машина, мощный мотор, слаженная работа команды и талант гонщиков позволили завоевать второе место в общем зачете. Дженсон Баттон десять раз поднимался на подиум, заняв третье место по итогам чемпионата.

Похвалы заслуживает команда "Sauber", добившаяся прогресса после начала работы с новой аэродинамической трубой. Одним из ярчайших моментов сезона стала победа Ярно Трулли на "Renault" в престижном Монако. Французская команда выступила лучше, чем в прошлом году, но за несколько гонок до окончания чемпионата упустила второе место в общем зачете.

Утраченные иллюзии

Лишь победа Монтойи в Бразилии и подиум Ральфа Шумахера в Японии подсластили пилюлю разочарования "Williams". В целом сезон-2004 команде не удался: вместо заветного чемпионского титула "сине-белые" довольствовались четвертым местом. Прозванная "рыбой-молот" за свой короткий и тупой нос машина не оправдала ожиданий, и ближе к концу чемпионата переднее крыло болида приняло привычный вид. Слабость техники, внутренние дрязги и тяжелейшая авария Ральфа Шумахера в Индианаполисе отбросили команду назад.

Похожая ситуация происходила и с "McLaren". Самый плохой старт сезона в истории команды положил начало кризису, выйти из которого "серебряные стрелы" смогли лишь в середине лета. Новая модификация болида позволила Кими Райкконену добиться нескольких достойных результатов, среди которых победа в Бельгии. Любопытно, что и в "McLaren" изменили конструкцию переднего крыла болида за несколько гонок до окончания сезона: из "серебряного дельфина" машина превратилась в "серебряную утку".

Не оправдались надежды на возвращение в "Формулу-1" чемпиона 1997 года Жака Вильнева: проведя три гонки за "Renault", канадец не набрал ни одного очка. Президент "Renault" Патрик Фор назвал приглашение Вильнева ошибкой, но будущий шеф Жака, Петер Заубер, с этим не согласен. По его мнению, гонщику требуется время на адаптацию после года вынужденного перерыва.

В число неудачников сезона попали богатая "Toyota" и бедные "Jordan" с "Minardi". Но больше всего не повезло "Jaguar": владеющий командой концерн "Ford" еще в середине сентября объявил об уходе из "Королевских гонок" и выставил команду на продажу.

Гонщиков много, да команд мало

По поводу Дженсона Баттона было много разговоров, но Совет по подтверждению контрактов при Международной федерации автоспорта (FIA) определил, что сезон-2005 гонщик должен провести в "BAR". Баттон подчинился решению, после чего публично заключил перемирие с боссом "BAR" Дэвидом Ричардсом.

"Williams" рассчитывает заполучить Дженсона через год, а пока руководители команды отбирают претендентов на свободный кокпит. В списке кандидатов: тест-пилот команды Антонио Пиццония, выступавший за "Jordan" Ник Хайдфельд и проведший девять лет в "McLaren" Дэвид Култхард.

По-прежнему не определены составы "Jordan" и "Minardi", их главные заботы сейчас - поиск моторов и борьба за выживание. По слухам, "Toyota" предложит Эдди Джордану сравнительно дешевые моторы, определив в команду ирландца своего тест-пилота Райана Бриско.

Оставшимся без работы гонщикам остается надеяться на то, что в следующем сезоне FIA обяжет команды выставлять на старт по три машины. Это произойдет в том случае, если маленькие частные команды вынуждены будут покинуть чемпионат. Еще одна надежда гонщиков связана с появлением в "Формуле-1" двух новых команд -- "Midland F1" и "Dubai F1", - которые начнут свои выступления в сезоне-2006.

Новые правила - новые скандалы

FIA одобрила изменение технического регламента на 2005-2006 годы. Цель нововведений: снизить расходы команд и замедлить скорость болидов из соображений безопасности. Уже в 2005 году машины изменят свой привычный облик: переднее крыло будет поднято выше, заднее крыло сдвинется вперед. Один комплект покрышек должен будет выдержать квалификацию и гонку, смена покрышек в течение гонки будет разрешена только в случае прокола. В 2006 году характеристики моторов изменятся: на смену десятицилиндровым двигателям объемом 3 литра должны прийти восьмицилиндровые двигатели объемом 2,4 литра. Один мотор должен выдержать два гоночных уикенда.

"BMW", "Mercedes" и "Honda" выразили несогласие с изменениями, касающимися моторов, и намерены отстаивать свою правоту вплоть до обращения в суд. Михаэль Шумахер комментирует новые правила так: "Рациональное зерно есть, но при возможности мы бы кое-что поменяли".

В субботу перед последним в этом сезоне Гран-при Бразилии девять команд "Формулы-1" договорились о сокращении тестов в течение сезона. Отсутствие на встрече спортивного директора "Ferrari" Жана Тодта красноречиво говорило о позиции чемпионской команды по этому вопросу. Как выяснилось позже, это не было демаршем, просто Тодта забыли пригласить на встречу. Так или иначе, но против сокращения числа тестовых дней "Ferrari" возражает. Полным согласием было встречено лишь очередное изменение квалификационного формата. С будущего сезона предварительная сессия будет проходить в субботу днем, а итоговая квалификация в воскресенье утром. В субботу гонщики смогут выступать на легких машинах, в воскресенье - с количеством топлива, рассчитанным на гонку. Сложение результатов двух сессий определит положение гонщика на стартовой решетке.

В октябре FIA обнародовала календарь чемпионата 2005 года, в котором впервые значится 19 гонок. Особого внимания заслуживает появление в календаре Гран-при Турции. Гонки в Сан-Марино, Франции и Великобритании внесены в календарь условно, контракты с этими трассами еще не подписаны. Так что сага под названием "Сильверстоун покидает чемпионат" продолжается. Недавно Берни Экклстоун объявил об окончательном решении вычеркнуть британскую трассу из календаря чемпионата, поддержав идею проведения в Сильверстоуне гонки вне рамок первенства. Все вопросы по поводу проведения этапов будут решены 10 декабря.

Любви все гонщики покорны...

В августе 2004 года состоялись две свадьбы. Супругой Кими Райкконена стала модель Дженни Дальман, Ярно Трулли женился на своей подруге Барбаре. А в сентябре стало известно, что супруга Хуана Пабло Монтойи, Конни, ждет ребенка. Колумбийский гонщик должен стать отцом в апреле будущего года. На любовной ниве преуспел и спортивный директор "Ferrari" Жан Тодт. Подругой 58-летнего француза стала малазийская актриса Мишель Йео, известная по фильмам "Завтра не умрет никогда" и "Крадущийся тигр, затаившийся дракон". Жан готов связать себя узами брака, но Мишель хочет подождать со свадьбой. Не торопится с женитьбой и Дэвид Култхард: "Я хотел бы провести с Симоной (модель Симона Абдельнур. - Прим. ред.) всю жизнь. Надеюсь, в будущем у нас будут дети, но говорить об этом пока рано".

Сенну забыть нельзя

Сезон 2004 года был посвящен памяти Айртона Сенны. В рамках Гран-при Сан-Марино открылась выставка болидов легендарного бразильца, прошел благотворительный футбольный матч с участием гонщиков. В день гонки Герхард Бергер проехал несколько кругов на "Lotus-Renault 98T" (на этом счастливом болиде Айртон дважды выигрывал в 1986 году). Герхард посвятил эту поездку памяти не только Сенны. В 1994 году в Имоле 1 мая разбился Айртон Сенна, а днем раньше Роланд Ратценбергер.

Перед стартом Гран-при Бразилии за руль "Lotus" сел племянник Айртона - Бруно. 21-летний гонщик, подписавший контракт в "Формуле BMW", проехал по трассе с закрепленным на болиде национальным флагом - подобно тому, как это сделал его дядя после победы на родине в 1993 году.