Гонка без рева выхлопных труб
Американская компания "Стэнли" прославилась тем, что создала первый в мире автомобиль, преодолевший рубеж скорости в 200 миль/ч.
ПАРОВЫЕ машины в начале XX века все еще продолжали конкурировать с двигателями внутреннего сгорания. Весьма популярны они были в Америке. Паровики делали "Стэнли" , "Уайт" , "Гарднер" и другие известные фирмы. Компания, основанная в 1898 году братьями Стэнли, просуществовала до 1918 года. За 20 лет она выпустила около 20. 000 паровых грузовиков, автобусов и легковых машин. А славу этой марке принес мировой рекорд скорости, который был установлен на ее паровом гоночном автомобиле.
При его создании инженеры "Стэнли" ухитрились на несколько десятилетий вперед предопределить развитие конструкции гоночных машин. Их "болид" был заднемоторным. Деревянный кузов обтекаемой формы охватывал все механизмы, кроме колес и осей. Пилот не сидел, а полулежал в кокпите так, что над кузовом виднелась лишь его голова.
Автомобиль получился на редкость легким для своего времени. По некоторым сведениям, он весил всего 500 кг. Благодаря этому машина не нуждалась в массивных прочных колесах. Ее оснастили легкими дисками с проволочными спицами - почти как у велосипеда. Да и шины были примерно велосипедного размера.
Малый вес, аэродинамичный кузов, легкие колеса. . Конструкторы надеялись, что машина с 50-сильным паровым двигателем сумеет набрать скорость 200 км/ч и более. С 1906 года Международная ассоциация автомобильных клубов начала регистрировать достижения, показанные на дистанциях, измеренных не только в километрах, как прежде, но и в милях. Мотор "Стэнли" был рассчитан на прохождение дистанции в одну милю (1. 609 м) с разгона, а весь рекордный заезд - на пару минут.
26 января 1906 года, Флорида, пляж Дайтона-Бич, после отлива представляющий собой ровную твердую поверхность. Пилот Фрэнк Марриотт устроился в деревянном кузове "Стэнли" , механики зажгли горелки, проверили давление пара, и гонщик плавно начал разгон. Автомобиль шел бесшумно, без типичного для бензиновых моторов рева выхлопных труб. Все механизмы работали как часы. И вот впервые в истории автоспорта был взят рубеж в 200 км/ч! Дистанцию Марриотт прошел со скоростью 205, 38 км/ч.
Позже компания "Стэнли" изготовила еще более обтекаемый кузов для этой машины, но на сей раз попытка побить собственный рекорд закончилась неудачей. Автомобиль перевернулся -как говорили, из-за того, что один участок песчаной трассы в Дайтона-Бич оказался сыроватым. Пилот получил ранение. С тех пор компания "Стэнли" больше не работала над гоночными машинами.
***
Техническая характеристика
Тип двигателя - паровой двойного действия Количество цилиндров - 2
Мощность - 50 л. с. Снаряженная масса - около 500 кг Скорость - 205, 38 км/ч
рисунок Александра Захарова