АВТОМОБИЛЬНАЯ РАТЬ КНЯЗЯ МОНАКО
Ренье III собрал более 100 классических моделей
Постоянным читателям "Клаксона" очередной выпуск рубрики "Фрагменты истории" покажется непривычным. Раньше она посвящалась моделям той или иной марки. Теперь тема расширилась: впредь в этом разделе время от времени будут публиковаться материалы об автомобильных музеях и частных коллекциях. Серию новых статей открывает репортаж нашего спецкора Вячеслава Прокофьева из личного гаража Ренье III, князя Монако.
"Это не музей, а моя частная коллекция древних и не очень автомобилей. Среди них есть и престижные модели, и вполне доступные. Но все они были знаковыми для своего времени, а главное - мне они очень нравятся", - эти слова Ренье III и есть ключ к пониманию обширной экспозиции, размещенной в специальном павильоне на террасах Фонтвьей неподалеку от княжеского дворца в Монте-Карло.
ВОЗЛЕ входа меня встречает месье Ив Накэн. Раньше он издавал журнал "Классические авто", но одиннадцать лет назад князь пригласил его опекать свои машины - к тому времени в гаражах Его Высочества стало тесновато и он решил сконцентрировать коллекцию под одной крышей.
- Князь всегда интересовался автомобилями, увлекался автоспортом. Даже принимал участие в некоторых состязаниях, рассказывает Накэн. - Видите этот великолепный "De Dion Bouton" 1903 года - старейший, кстати, экземпляр коллекции? На нем Его Высочество выступил на знаменитых гонках антикварных автомобилей в Англии по маршруту Лондон - Брайтон. На них ежегодно записываются не менее 300 владельцев машин, выпущенных до 1905 года.
С этого "De Dion", купленного в 1963 году, и началась княжеская коллекция. Затем появились "Renault АХ" и "Le Zebre" - оба сделаны в 1911 году. Одни машины Ренье III хранит потому, что восхищается ими как произведениями искусства. К таковым можно отнести купе "Cisitalia 202" 1950 года, которое за великолепный дизайн удостоилось чести занять место в экспозиции Музея современного искусства в Нью-Йорке... А другие автомобили князю дороги, поскольку с ними связаны те или иные эпизоды жизни. Например, "Rolls-Royce Silver Cloud I" 1956 года Ренье III преподнесли коммерсанты Монако в день его свадьбы с голливудской звездой Грейс Келли. А рядом разместился "Chrysler 56 Imperial" - на этой машине супруги любили кататься вместе. Наконец, здесь обосновался английский "Austin Taxi Cab", возивший в школу двух дочерей Ренье III и сына-наследника.
- На каких автомобилях Его Высочество ездит постоянно? спросил я Накэна.
- У него три "Мерседеса" для официальных выездов, пара прогулочных машин и внедорожник.
А наследный принц Альбер?
- Он предпочитает спорткары. Хотя недавно его видели на электрическом "Peugeot 106". Экология - дело серьезное. Княжеская семья должна показывать пример подданным... - в голосе Накэна слышалась гордость за династию Гримальди, которая уже много веков правит крохотным государством на Лазурном берегу.
Далее мы расскажем лишь о некоторых, наиболее интересных экземплярах коллекции, на сегодняшний день насчитывающей 106 автомобилей.
Одна из первых массовых моделей
1903
"De Dion Bouton"
Автомобиль родился благодаря сотрудничеству, которое перешло в дружбу, между французским маркизом Де Дионом и мастером-"золотые руки" Жоржем Бутоном. Уже в начале века маркиз, которого обуревали идеи социального прогресса, мечтал создать недорогой семейный автомобиль. Так на свет и появилась в
1902 году эта модель, названная "популярной", "народной". Одноцилиндровый мотор мощностью 6 л.с. позволял разгоняться до 30-40 км/ч. Во времена, когда автомобили считались прихотью богачей, "Де Дионы" были весьма недороги. Такую машину могли позволить себе и представители среднего класса. Поначалу бизнес шел весьма успешно. К 1908 году на заводе маркиза и ремесленника в парижском пригороде Пюто работали около 3.000 человек. Но потом фирма разорилась, не выдержав конкуренции с более крупными компаниями.
***
Автомобили президентов Франции
1907
"Bertiet С2 4 cyl"
Эта французская марка, основанная в 1895 году, прославилась тем, что открыла автомобильную эру во Франции, так сказать, на государственном уровне. Когда в Елисейском дворце решили переделать президентскую конюшню в гараж и пересадить главу государства из кареты с лошадиной упряжкой на "карету механическую", то есть на автомобиль, были выбраны машины "Berliet".
Князь Монако владеет "Берлие", выпущенным в 1907 году.
Несмотря на почти 100-летний возраст, машина неожиданно комфортабельна. Например, четырехцилиндровый мотор работает на удивление бесшумно и плавно: максимальные 21 л.с. он выдает всего при 1.300 об/мин. Кстати, "Berliet" стала одной из первых в мире компаний, предлагавших для своих автомобилей обширную гамму двигателей: 15 сил, 22, 40... и вплоть до очень солидных по тем временам 80 л.с.
Любопытен герб французской марки - на нем изображен... американский паровоз. Эмблема появилась в 1905 году, когда американский промышленник купил лицензию на производство "Berliet" за океаном, заплатив за это многие миллионы. Они и стали финансовым "локомотивом", который помог поставить бизнес на широкую ногу.
***
Суперкар начала XX века
1907
"Panhard-Levassor U2"
По-русски название канувшей в небытие марки произносится как "Панар-Левассор". Это фамилии двух предпринимателей, которые во Франции считаются основоположниками промышленного производства. Их компания открылась в 1891 году. К тому времени они уже соорудили "на коленке" около 30 автомобилей.
"Панар-Левассоры" были прочными и надежными. Они побеждали во многих гонках на рубеже XIX-XX веков. В коллекции Ренье III имеется именно спортивная модель с "гоночным" кузовом. Сидений - только два. Позади них стопкой уложены запасные шины. Источником движения служит четырехцилиндровый мотор объемом 4,1 л. Максимальная скорость "U2" достигает 96 км/ч - головокружительный показатель по временам, когда даже среди дорогих машин вполне нормальным считался "потолок" в 60-70 км/ч.
***
Экономичность поставлена во главу угла
1911
"LeZebre"
Еще одна малоизвестная французская марка начала XX века. Основатель компании Жюль Саломон хотел сделать не только недорогую и компактную машину, но еще и экономичную. "Le Zebre" - одна из первых в мире моделей, создатели которой изначально боролись за снижение расхода топлива. Им это удалось. Машинка была снабжена одноцилиндровым мотором объемом 601 куб. см и расходовала всего 5-6 л/100 км. Рекламировали ее следующим образом: "На "Зебре" вы едете в три раза быстрее и тратите вдвое меньше денег, чем на лошади". Сначала "Le Zebre" выпускалась только в одноместном варианте. Позже появилась двухместная модификация (на фото).
***
Дуайен французского автопрома
1911
"Rochet Schneider"
Ныне исчезнувшая фирма "Rochet" из Лиона - одна из первых автомобильных компаний Франции. "Самобеглые коляски" она начала выпускать в 1894 году. Сначала предприятие производило копии чужих моделей. Затем разработало собственные, которые тоже, в свою очередь, копировались в Бельгии, Италии и Швейцарии. В коллекции Ренье III представлен элегантный кабриолет с четырехцилиндровым мотором объемом 2,6 л и мощностью 12 л.с. Автомобиль снабжен передовой по тем временам подвеской на полуэллипсоидных рессорах. В 1932 году компания "Rochet" полностью переключилась на выпуск грузовиков, а затем, уже в 50-х годах, была поглощена французской фирмой "Berliet", тоже выпускавшей коммерческие модели.
***
Не автомобиль, не мотоцикл...
1911
"Super Cyclecar"
Этот аппарат - нечто среднее между автомобилем и мотоциклом. Водитель и пассажир сидели в узком кузове один за другим, а между ними возвышалась "бочка" бензобака. Его поместили так высоко, чтобы топливо поступало в мотор самотеком и можно было обойтись без бензонасоса. Двухцилиндровый двигатель объемом 998 "кубов" позволял разгоняться до 72 км/ч.
"Super Cyclecar" продавался под лозунгом "нечто лучшее, чем автомобиль". Крошечный аппарат весил очень мало, а потому не подпадал под налог на автомобили (таковыми считались машины, весившие свыше 350 кг).
***
Соперник "Роллсов" и "Бентли"
1914
"Napier Т78"
Великолепные английские автомобили "Нэпир" начали экспортироваться за пределы туманного Альбиона еще тогда, когда про "Роллсы" и "Бентли" в Европе никто и не слышал. В коллекции князя Монако имеется представительская модель "Т78", снабженная четырехцилиндровым мотором и трехступенчатой коробкой передач.
Обратите внимание на цвет автомобиля - густой зеленый колер был фирменной чертой "Нэпиров". Отсюда и пошла традиция окрашивать спортивные английские автомобили в так называемый BRG
(british racing green - британский зеленый гоночный). Эмали классического оттенка BRG и поныне предусмотрены в каталогах "Aston Martin". "Jaguar". "Morgan" и других компаний из Великобритании, выпускающих элитные автомобили.
***
Победитель гонки "Пятилитровый бидон"
1924
"Peugeot 172 Torpedo"
Состязание на экономичность "Пятилитровый бидон" заключалось в том, чтобы проехать как можно большее расстояние на пяти литрах бензина. Крохотный "Peugeot" (автомобильчик намного меньше нашей "Оки") победил в этом соревновании благодаря исключительной экономичности.
Несмотря на доступность и скромные размеры, этот "Peugeot" был достаточно сложным по конструкции.
Например, мотор объемом всего 667 "кубов" имел четыре цилиндра. Машинка могла набирать до 60 км/ч.
Французы выпустили 12.205 экземпляров этой модели. До наших дней дошло не больше десятка.
***
Былая роскошь...
1926
"Packard Type 326 Roadster"
Американские автомобили "Паккард" ныне почти забыты. А ведь были времена, когда они соперничали с "Кадиллаками" и возили многих сильных мира сего. Например, эти машины предпочитал Иосиф Сталин, и отечественный ЗИС-110, кстати, во многом был советским римейком заокеанской модели.
История компании началась с того, что Джеймс Уорд Паккард приобрел в
1898 году автомобиль "Винтон". Эта машина, что называется, "достала" его недочетами и поломками, на что владелец пожаловался хозяину фирмы мистеру Винтону. Тот ответил: "Сделайте лучше, если сможете". Паккард взял и сделал. В итоге мир получил превосходные автомобили высшего класса, которые отличались исключительной надежностью и находились на острие технического прогресса.
Имеющийся в коллекции князя Монако родстер снабжен рядной "шестеркой" объемом 4,7 л. На каждый цилиндр - по две катушки зажигания. Дизайн машины воплощает автомобильную часть "американской мечты" 20-х годов.
***
Для не очень богатых...
1927
"Rolls-Royce Twenty"
Этот "Rolls-Royce" часто называют "бэби-роллсом". Перед создателями модели стояла задача сделать более доступный и менее крупный вариант сверхдорогого "Серебряного призрака". Автомобиль был снабжен бесшумной и плавной рядной "шестеркой", которая отличалась исключительной тяговитостью. "Вам достаточно нажать на газ, чтобы автомобиль без всяких переключений передач ускорился с 20 до 100 км/ч", - восторженно написал один журналист после знакомства с этой моделью. В коллекции представлен "Rolls-Royce", который появился на свет в 1927 году. А вообще, модель производилась с 1922-го по 1929 год. Всего было выпущено 2.940 "бэби-роллсов".
***
Любимец гангстеров и полицейских
1928
"Lincoln V8 Double Phaeton"
Легендарная модель из "ревущих 20-х". Вместительный, надежный и быстроходный "Lincoln" был одним из любимых автомобилей бутлегеров во времена "сухого" закона. Источником движения служил огромный V8 объемом 6,3 л. Мотор выдавал 90 сил при 2.880 об/мин. Максимальная скорость достигала 130 км/ч. Такие "Линкольны", кстати, имели на вооружении не только гангстеры, но и полицейские спецподразделения.
***
Автомобиль-космополит
1928
"Hispano-Suiza Н6В"
Марка "Hispano-Suiza" давно сошла со сцены. Однако в 20-30-х годах эти автомобили имели статус никак не ниже "Rolls-Royce". Компанию основал Марк Биркигт, выходец из Швейцарии.Завод он открыл в Испании - отсюда и странное название марки, которое в переводе означает "испано-швейцарская". Однако основное производство размещалось во Франции.
Представительский автомобиль из коллекции князя снабжен рядной "шестеркой" объемом 6,6 л. Она обеспечивает максимальную скорость 140 км/ч.
***
"Народный" спорткар
1959
"Renault Floride"
Это элегантное купе впервые представили на Женевском автосалоне 1958 года в качестве концептуальной разработки. Автомобиль настолько приглянулся потенциальным покупателям, что через год был запущен в серию.
Основой для "Флориды" послужили механизмы от массовой малолитражки "Рено Дофин". Под капотом - экономичный 55-сильный мотор. Одно из французских изданий охарактеризовало машину так: "Машина класса "люкс" по удобоваримой цене".
"Флорида" приглянулась княгине Монако Грейс, и компания "Renault" подарила ей один экземпляр еще до начала продаж. Потом во многих европейских изданиях появились сотни статей, посвященных этому событию, с фотографиями новинки. Такой РR-ход сейчас стал классическим в сфере автомобильной рекламы.
***
Французский аристократ
1963
"Facel Vega НКII"
Немцы могут гордиться "Мерседесами", американцы - "Кадиллаками", французы... Увы. после Второй мировой войны во Франции не осталось автомобильных компаний, выпускающих породистые и престижные автомобили. Аристократ Жан Данинос решил исправить положение и открыл фирму "Facel Vega", которая производила роскошные и быстроходные .машины. Так. четырехместное купе "НКII" из коллекции Ренье III может набирать до 250 км/ч! В начале 60-х далеко не каждый "Ferrari" мог похвастаться таким темпераментом. Источником движения служит V8 марки "Chrysler" объемом 6,3 л. Автомобили "Facel Vega" быстро вошли в высший свет. Такие машины имелись в гаражах, например. шаха Ирана и "битла" Ринго Старра... Но затем Жан Данинос совершил ошибку. Он решил избавиться от американских моторов и вложил немалые средства в разработку собственного двигателя. Тот оказался неудачным, машины часто ломались, и фирма "Facel Vega" закрылась. выпустив на свет 180 автомобилей, ныне весьма ценимых коллекционерами.
***
Юнец
1986
"Lamborghini Countach"
Этот "Ламбо" - самый молодой автомобиль в коллекции Ренье III. Первые "Countach" появились в начале 70-х годов, однако князь Монако предпочел оставить один из поздних экземпляров. Как-никак в 80-х годах это был самый быстрый в мире серийный автомобиль - он мог развивать 300 км/ч! Специально под безумные скорости компания
"Pirelli" разработала особые покрышки - широкие, низкопрофильные. Чтобы колеса не торчали наружу, колесные арки получили выпуклые расширители (они появились в 1978 году после рестайлинга модели). Мощность 5,2-литрового V 12, установленного на этот автомобиль, достигает 455 л.с.
Монте-Карло-Париж