НИКОЛАЙ ФОМЕНКО: "ЗА КАРЬЕРУ ГОНЩИКА НАБИЛ МАШИН МИЛЛИОНА НА ТРИ"
Знаменитый шоумен, актер и телеведущий получил недавно звание мастера спорта международного класса
"ФАКТЫ" (Москва)
Звезды становятся ближе. Если кто-то по-прежнему думает, что Коля Фоменко - веселый приколист, балагур, шоумен и телеведущий, тот жестоко ошибается. Вынужден огорчить и решивших, будто Николай Фоменко - пилот команды YUKOS-Freisinger в крутых гонках FIA GT. Нет, дорогие друзья, с недавних пор Николай Владимирович Фоменко - главный редактор журнала "Автопилот". Это - в первую голову, а потом уже все остальное. Почти коллега, можно сказать. Прошу, если не любить, то хотя бы жаловать...
"Обычно по Москве езжу на внедорожнике
"БМВ"
- Пока ждал вас, Николай, успел полистать свежий номер журнала. В одном вы определенно читателя не обманули: как и обещали, "Автопилот"
устойчиво пахнет заграницей.
- Запах этот, увы, выветривается через пару недель после покупки, отечественная действительность берет верх... Ведь автомобиль в нашей стране все еще остается пусть и не роскошью, но большой экзотикой. Мы же сами ничего не производим, у нас по-прежнему нет автопрома...
- А "Жигули" и "Волги"?
- По мне, так это совсем даже не машины... И речь не о том, будто мы не в силах сделать что-либо приличное. Не дают. Но это уже политика, связанные с ней коррупция, лоббирование и многое другое, во что углубляться не станем, дабы не свернуть шею. О
журнале могу сказать: поделок российского автопрома в нем не будет никогда. Это смешно. Все равно, что рассказывать сейчас миру о джинсах. Не мы их придумали, не нам их и шить.
- Уже подписали контракт с издателями?
- Есть устная договоренность. Пообещал приложить максимум усилий, чтобы за год сделать журнал продаваемым.
- Ваши усилия стимулируются должным образом?
- Вы про мою зарплату? Пока ее не платят. Друзья попросили помочь в раскрутке журнала - согласился, честно предупредив, что прежде не являлся пользователем "Автопилота". Не мое чтиво, размер и язык.
- Но личная корысть в этом проекте у вас есть?
- Мне интересно. Хочу глубже вникнуть в некоторые медийные вопросы. С прицелом на будущее.
- В медиа-магнаты замыслили податься?
- Смешно даже не говорить, а думать! Не тот я человек, чтобы важно сидеть в офисе и рулить процессом. Уже пробовал, ни к чему хорошему это не привело. Нет, собираюсь понять некие глобальные процессы.
- Полагал, вас тест-драйвами соблазнили, перспективой погонять на шикарных авто.
- Умоляю вас! Я слишком много времени провожу за рулем, это тяжелая и в физическом, и в психологическом смысле работа, об автомире знаю все и жгучего любопытства неофита к нему не испытываю. Конечно, слежу за новинками рынка, но делаю это достаточно вяло, поскольку в курсе всех потенциальных премьер до 2009 года включительно.
Меня трудно удивить. Не забывайте, все-таки пятый год живу в западном спорте на самом высоком уровне, работаю в команде Porsche и покатался на тачках, которые вы даже вообразить не можете, поскольку их выпускают по десять штук в год.
Словом, какой-никакой опыт присутствует. Уж определенно больший, чем у человека, на десять минут по приказу редакции усевшегося за руль дорогостоящего автомобиля и вынужденного потом писать статью с детальным разбором всех его достоинств и изъянов. А у самого автора под окнами гниет транспортное средство под названием "Лада"...
- А у вас что гниет?
- У меня есть старый Porsche 1985 года, но обычно по
Москве езжу на внедорожнике "БМВ". Такое, извините, не гниет... Впрочем, "езжу" - сильно сказано. В последние годы дома бываю урывками, большую часть времени провожу за границей.
Гоночный сезон очень плотный, старты почти еженедельно в самых разных местах.
"Из шести лет жизни моя дочь Настя четыре профессионально занимается фигурным катанием"
- Но вы все же нашли время, чтобы прокатиться в навороченной иномарке и без сожалений уделать ее в "Автопилоте".
- Я прошел тест-драйв и написал, как есть. В TVR
Tuscan S допущено слишком много ошибок еще на стадии проектирования. Что неудивительно, если вспомнить: машину делает маленькое бюро с неудачной судьбой.
- Это авто продается в России за сто с гаком тысяч долларов, и наверняка найдутся люди, которые захотят его купить. Вернее, могли хотеть до вашей размазывающей статьи.
- Уверяю вас: обязательно купят. С еще большим удовольствием. Целевой покупатель Tuscan - молодящийся человек 50-60 лет с двадцатилетней подругой, роскошной яхтой и виллой на средиземноморском побережье. Он думает не о том, как быстро поедет, а как красиво это сделает. Но русские люди должны знать: машины бывают разными, а цена еще ни о чем не говорит. Понимаете, тест-драйв - не заказная статья. Меня никто не заставит писать то, что идет в разрез с моими взглядами.
- Да-да... В колонке главного редактора вы обмолвились: дескать, не замышляем никаких террористических действий против нашего читателя. Слова о терроризме легли в масть...
- Когда писал, не думал, что выход журнала совпадет с трагедиями, трясущими Россию все последние недели. Впрочем, тревога висит в воздухе, чтобы стать провидцем в такой ситуации, большого ума не надо.
- Тошно, наверное, от увиденного?
- "Тошно" - не то слово, происходящее - последняя степень унижения. Моей страны, моей нации, меня лично. Есть люди, которые строят бизнес на наших жизнях, мы их знаем, но поделать ничего не можем...
- Капитуляция?
- Нет, но какой смысл понапрасну сотрясать воздух? Прекраснодушными разговорами и благими призывами к единению ситуацию не изменить. Нет наверху человека, способного ЭТО остановить.
- Один товарищ въехал в Кремль с обещанием замочить гадов в сортире.
- Путину не позавидуешь...
- А зачем нам ему завидовать? Он получил, что хотел. Под ним целая страна. Распорядись властью с умом!
- Нельзя требовать от одного, чтобы он сделал работу за всех. Так не бывает. Путин - не царь, не самодержец. Как управлять системой, не желающей тебе подчиняться? У президента положение аховое, он не может разрушить существующие подводные течения, накатанные политические схемы.
- Пусть слезает, даст порулить тому, кто сумеет.
- Да погодите вы! Верю, Путин хочет изменений к лучшему. Способен ли их добиться? Большой вопрос.
Скорее, нет.
- Кажется, именно это вы, Николай, назвали однажды политической педерастией?
- На волне эмоций можно сказать и не такое:
Когда гибнут люди, трудно держать себя в руках.
Страшнее другое: мы превращаемся в нацию некрофилов, приучаемся видеть трупы на экране и на улицах, нас сознательно подсаживают на смерть.
Остается уповать на то, что смогу сберечь отдельно взятое государство под названием
"моя семья" и с помощью супруги выращу нормальных, здоровых детей...
- Находясь здесь?
- А где же еще? Из шести лет жизни последние четыре года Настя вполне профессионально занимается фигурным катанием, тренируется в
ЦСКА, работает очень много, с одним выходным днем.
Оторвать дочку от этого мы уже не можем. Ваня пока маленький, ему два годика, но скоро и его займем каким-нибудь интересным делом... Годы идут, дети растут, а мы с Машей, увы, моложе не становимся. С
возрастом труднее решиться на радикальные перемены, эмиграция возможна лишь в случае криминального развития ситуации дома. Или тяжелейшей войны.
- Прежде вы не исключали и такого сценария.
- Но я же здесь, никуда не еду и не строю запасной аэродром за бугром. Не готов предложить развернутую программу, хотя ясно, что речь не о создании политических партий или чего-то подобного. В глубине души понимаю:
западноевропейский вариант демократии у нас вряд ли пройдет.
- Пять лет, прожитых на Западе, вас крепко перековали?
- Нет, абсолютно. Прекрасно вижу: в каждой избушке свои погремушки. Раздражает другое: за рубежом соотечественники стоят друг за друга горой, а у нас и этого нет. Мы не вместе. Тем, кто выиграл для нас золото в Афинах, надо памятник ставить. А мы половину чемпионов по именам не знаем. При этом зло тычем пальцем в Хоркину и
Кабаеву, мол, и в рекламе они, и на обложках журналов. Зазнались! Да гордитесь вы, уважайте девчонок, которые здоровье положили, чтобы славу стране принести! Не способны! Серость человеческая, местечковая чопорность мешают. В
таких случаях всегда говорю: нелегко крестьянину в городе...
- Может, Николай, в вас личная обида сидит?
Гоняете на Porsche, честь любимой Родины защищаете, а она холодна со своим героем...
- Если начинаешь обижаться, что не признают дома, ты либо плохо воспитан, либо дурак. Не отношу себя ни к первой, ни ко второй категории, хотя, конечно, по-человечески задевает, что у нас по-прежнему предпочитают праздновать чужих кумиров. Я дважды выигрывал чемпионат России, и всем было начхать. Стал выступать за иностранную команду, и обстановка вокруг переменилась. И
звание мастера спорта международного класса дали, и привечать в высоких кабинетах начали...
За рубежом нет такого двойного стандарта. И с
Михаэлем Шумахером, вручавшим мне часы Omega как гонщику GT, не чувствовал барьера, стены. Все, включая великих чемпионов, ведут себя абсолютно нормально, открыто, дружелюбно. Конечно, каждому нужно знать свое место. У меня в команде четвертый номер, но команда ведь чемпионская, и я внес вклад в общую победу. Понимаю это. Как и то, что мне не дадут стать первым. Но не потому, что я русский. Там подобное никого не волнует. Надо выходить на трассу и делать, что умеешь. Это главное. Стараюсь, делаю. До конца сезона у меня еще гонки в Германии, Эмиратах, Китае... От чего-то, правда, уже отказываюсь, все-таки определенный статус есть. Не поехал сейчас в Японию на трассу
"Судзуки", хотя тамошнее представительство
Porsche приглашало. Гонка вне чемпионата, решил побыть с семьей. Да и устал.
"Сыграл Великого Комбинатора, хотя сам не понимаю, зачем"
- На деньги попали?
- Конечно. Автоспорт - основной мой источник дохода. Бизнес, зарабатывание на жизнь. Знаете, почему гонщиков, так сказать, верхнего уровня совсем немного? Люди не находят мотивацию, из-за чего терпеть подобные страдания. Это же весьма болезненное и вредное для здоровья занятие - гонки. Перегрузки, боковые ускорения, вибрация, приводящая к смещению внутренних органов... За сие и платят большие бабки.
- Слышал, за карьеру гонщика вы набили машин на шесть миллионов долларов.
- Делите на два. Миллиона на три, вряд ли больше.
- Тоже цифра приличная.
- В этом нет ничего удивительного. Такой вид спорта.
- А ваш Porsche на какую сумму тянет?
- Существует единое правило: изготовление гоночных болидов не должно превышать 650 тысяч долларов. Но самое дорогостоящее дело - технологическая разработка.
- Какую максимальную скорость выжимали на спидометре?
- Ха! У нас нет спидометров... Наверное, проходил отдельные участки при 360 километров в час... Не в скорости дело. Сегодня болидом Формулы-1 смогла бы управлять и старушка, способная выдержать многократные перегрузки и не потерять сознание.
Для езды не нужны особенные навыки, автоматика исключает ошибку при переключении передач. Я
сидел в "формульской" машине 1994 года. Это величайшее сумасшествие! Стандартная коробка, три педали и руль. Все! 850 лошадиных сил, 600
килограммов веса. Управляется черт знает как.
Ощущение, болид сейчас взлетит. Справиться с этим монстром могли настоящие герои...
- У вас в этом году юбилей. Десять лет, как гонками занялись.
- Точно! Даже не задумывался. Приятно! Меня Влад
Листьев подтянул. Ему нужны были узнаваемые лица для команды в гонках на выживание. С этого и пошло...
- Несколько последних лет вашим генспонсором является ЮКОС. Из-за этого проблем не возникло?
- Только здесь, в стране. На Западе к делу ЮКОСа относятся как к политической игре.
- Вы согласны?
- Мне сложно судить, но верю, что все будет в порядке, здравый смысл восторжествует и человеческие амбиции уйдут на задний план... Нам бы заводиков новых построить да людей научить работать, а мы нефть качаем и недоплаченные налоги выколачиваем... На самом деле, Россия плевать хотела на всех - на Запад, на Восток, на
Север и на Юг. И это беда... Моя рука - владыка.
"Все ли книги прочитаны?" - хочется спросить.
- Что порекомендуете?
- Ничего. И прочитают, не поймут. Чтение вызывает коррозию в голове, а это для русского человека опасно...
- Вы еще про Остапа Бендера не рассказали.
- На разговор об этом уж точно время тратить не стоит. Двухсерийную картину снимали по заказу
1-го канала, где я работаю. Сыграл Великого
Комбинатора, хотя сам не понимаю, зачем. Все давно сказано и сделано моим любимым Сергеем Юрским.
- С Аглаей часто встречаетесь?
- С кем?
- С внучкой. Вы же, Николай, в феврале дедушкой заделались.
- Виделись пока лишь раз. Наверное, уже большая девочка... Знаю, что здорова, все у нее в порядке.
Катя, дочка, человек самостоятельный, строит жизнь по своему разумению, специально даже фамилию поменяла... А из меня сейчас какой дед? С
двумя-то маленькими детьми... Пусть подрастут немного. Лишь бы не было войны...