Перейти к основному содержанию

Главная      УКРАШЕНИЯ ДЛЯ ЛЮБИМОЙ. МАШИНЫ

УКРАШЕНИЯ ДЛЯ ЛЮБИМОЙ. МАШИНЫ

О развитом рынке автотюнинга в Беларуси сегодня говорить еще рано. Вместе с тем мощный добротный звук, подсветка, обвесы кузова спойлерами, антикрыльями, боковыми накладками на пороги и прочим оборудованием, приковывающим взгляды к машинам на фоне стандартного однообразия, вызывает у автовладельцев все больший интерес. Спрос на эти "навороты" по сравнению с прошлым годом увеличился почти вдвое. Рентабельность компаний, продвигающих данный бизнес, уже достигает 30%.

История тюнинга в нашей стране небогата. В 60-е годы прошлого века немногие владельцы личных авто стали украшать их окна занавесками. Бахрома от вымпела победителя соцсоревнования над лобовым стеклом была атрибутом советского тюнинга. Пластиковые тюльпаны с лампочками, которые загорались вместе с фарами-стопами и размещались на заднем стекле салона авто, в то время, вероятно, вызывали восхищение у прекрасной половины.

Сегодня, по данным дилеров автозаводов России, каждый пятый российский автомобиль в РФ подвергается тому или иному тюнингу. На модернизацию авто украинцы ежегодно тратят $15-20 млн. Объем белорусского рынка несколько скромнее. По различным оценкам участников рынка, он колеблется в пределах от $800 тысяч до $2, 9 млн. (верхняя шкала включает и рынок car-audio). "Мы работаем на трех рынках: в Беларуси, Украине и России, - рассказывает маркетолог торговой сети "Территория тюнинга" Егор Зеленый. - Целевая аудитория разнится значительно. Белорусский клиент пока, к сожалению, не решается на многое. В России денег гораздо больше, там заказчики чаще "заряжают" авто "по полной".

По данным исследования, проведенного в 2003 году торговой сетью "Территория тюнинга" , 32% минчан в возрасте от 2 5 до 3 5 лет хотели бы тюнинговать свой автомобиль. Их больше всего интересуют литые диски и стайлинг салона. Автомобилистов старше 35 лет, заинтересованных в тюнинге, - 13%, их чаще привлекает наружный стайлинг (*). Профильные компании в последнее время стараются делать ставку на молодых клиентов - до 25 лет. Именно эта категория - будущее рынка тюнинговых услуг.

Где больше денег

На белорусском рынке тюнинговых услуг можно выделить несколько сегментов. Самое благодарное занятие - тюнинг внешнего облика и интерьера авто. Спрос на него, по оценкам участников рынка, за последний год вырос более чем в 2 раза. Сегодня в Минске кроме большого количества "гаражников" в этом направлении работает около 20 фирм (наиболее раскрученные - "Территория тюнинга" , "Аларти" , "Мастер звука" , "STOPOL GROUP" , "СТО 777" , "МАХ тюнинг" , "Автоконтинент"). Причем более половины из ныне действующих компаний тюнинговые услуги начали предлагать в последние полгода.

"Этот сегмент, конечно, развивается, но гораздо медленнее, чем хотелось бы, - считает главный технолог компании "Аларти" Анатолий Терехов. - Активнее он начнет двигаться только тогда, когда у большей части потенциальных клиентов деньги будут не только на удовлетворение самых необходимых потребностей, но и на то, чтобы сделать свой автомобиль неповторимым... Пока в основном тюнингуют машины, которые не жалко. Вот, например, мы делали "Москвич" , который стоит максимум $500. Между тем только его покраска в "хамелеон" обошлась владельцу в $800, плюс дорогие литые диски, резина, мощное car-audio... "

Отдельное направление - доведение до ума двигателя (чип-тюнинг). В представлении большинства автолюбителей тюнинг двигателя стоит не на первом месте. Только профессиональные гонщики в состоянии оценить всю прелесть форсированного мотора.

Этим интересуются в основном представители официальных и неофициальных видов автоспорта. Но пока их единицы. "Территория тюнинга" пробовала заниматься двигателем, - рассказывает Егор Зеленый, - но в силу того, что в Беларуси пока нет должного платежеспособного спроса, услуга не пошла. Поэтому сейчас это направление мы почти не развиваем". Примечательно, что большая часть специалистов по чип-тюнингу работает в частных гаражных сервисах. "Сегодня эта ниша практически не занята, - говорит директор "СТО 777" Геннадий Левчук, - прежде всего, потому что в ближайшее время у нас она не перспективна. Ведь серьезный, добротный чип-тюнинг оценивается не менее чем в $6 тысяч". Действительно, детали, способствующие повышению мощности, стоят столько (от $800), что иногда проще поставить целиком мотор от более мощной модели.

В России сейчас популярной и весьма прибыльной стала аэрография: нанесение изображений на различные поверхности жидким или порошкообразным красителем при помощи сжатого воздуха. Там уже практикуют настоящие мастера автомобильной "гжели". К примеру, одна из легендарных работ: на правой стороне - Куликовская битва, на левой - Патриарх всея Руси благословляет войско Дмитрия Донского на Куликовскую битву, на задней двери - плач Ярославны, на капоте - Георгий Победоносец разит копьем дракона.

В Беларуси это направление практически не востребовано. "У нас был компаньон, который пытался организовать собственную фирму на базе аэрографии, - рассказывает Анатолий Терехов. - Но результат оказался нулевым по двум причинам. Во-первых, услуга "отпугивает" клиентов своей достаточно высокой ценой (маленький рисунок оценивается минимум в $300, а роспись всего авто -около $5 тысяч). Во-вторых, развитие этого сегмента пока противоречит белорусскому законодательству". Частичное изменение цвета машины (за исключением нанесения изображения в рекламных целях и наклейки небольших тату) у нас запрещено и преследуется сотрудниками ГАИ.

На стремлении автомобилистов иметь авто, подчеркивающее индивидуальность владельца, в России и Украине зарабатывает и государство. При желании там можно получить государственные номерные знаки с именем или прозвищем владельца авто. И машины с номерами "БОБЕР" , "КОЛЯН" , "НАТАШЕЧКА" уже не редкость. Такой номер из 5-7 символов обходится заказчику от $280 до $500. В Беларуси же, по словам сотрудников республиканской ГАИ, введение этой услуги требует серьезной проработки нормативно-правой базы. И в ближайшее время легальные индивидуальные номера на наших авто увидеть вряд ли придется. Хотя, по словам участников рынка, эта услуга у белорусов, по крайней мере у минчан, была бы очень востребована.

Чем лучше брать

Тюнинг - занятие не для бедных граждан, в этом можно убедиться, если хотя бы примерно подсчитать стоимость тех оригинальных деталей, что устанавливаются на тюнингованные автомобили. Диски, резина, комплект обвеса, спойлеры, детали оформления салона - все это стоит немалых денег. Особенно на фоне стоимости подержанного автомобиля, который чаще всего и становится объектом деятельности тюнингеров (литые диски - от $320, комплект ближнего ксенонового света - $400, изменение подсветки внутри салона - м $200-$300, тонирование - от $120, более-менее достойный звук - от $1000). Средняя стоимость "тюнингового" заказа сегодня составляет $1000. А серьезный, "глубокий" тюнинг потянет на все тысяч $10. Но клиенты, готовые выложить эту сумму, - пока редкость (см. табл. 1)

Табл. 1

ПРЕДПОЧТЕНИЯ АВТОМОБИЛИСТОВ

Аксессуары/услуги в % к количеству опрошенных

Литые диски 17%

Внешний стайлинг 15%

Стайлинг салона 12%

Автоакустика 8%

Накладки 6%

Спортивные рули 6%

Спойлеры 5%

Насадки на выхл. трубы 5%

Тюнинг двигателя 4%

Оптика 3%

Остальной 19%

Источник: ИП "Атлант-М Фарцоигхандель"

Тюнерам приходится в буквальном смысле воспитывать будущего клиента, представляя "заточенные" на собственные средства машины на выставках в Беларуси и России, пропагандируя соревнования по автозвуку. Здесь любой может прийти и пощупать своими руками произведения искусства местных тюнеров. Наконец, успешность этого бизнеса основана и на вторичной рекламе - человек, оставшийся довольным "доводкой" своего автомобиля, обязательно приведет знакомого.

Выходящие на рынок фирмы стараются привлечь клиента "сладкой" ценой. Та же картина и у "гаражников". "За последний год рынок серьезно активировался за счет того, что частники стали нелегально завозить аксессуары из

России, Польши, Литвы по более низкой цене, - говорит Егор Зеленый. - Незначительное понижение цен наблюдается и благодаря росту числа фирм-производителей элементов тюнинга. В то же время с каждым годом появляется все больше людей, преимущественно молодых, готовых потратиться на свое авто. Судя по реакции наших клиентов и потенциальных заказчиков, в следующем году сбыт возрастет, по крайней мере, в два раза. Поэтому за счет увеличения спроса возможен небольшой рост цен". Состоявшиеся же компании предпочитают "брать" клиента качеством. "Оснований для понижения цен нет, - считает Анатолий Терехов. - Сегодня зарабатывать больше на этом рынке можно, прежде всего, за счет расширения услуг. Мы, к примеру, вначале занимались только тонировкой, потом добавили "звук" , ксеноновый свет, подсветку. И спрос увеличился настолько, что открыли еще один центр. Важно гибко реагировать на потребности клиентов, предлагая качественные услуги и аксессуары". Действительно, если раньше потребители чаще предпочитали не вполне добротные элементы тюнинга китайского производства, то уже сейчас наблюдается чувствительность к бренду.

Резюме

В ближайшие год-два года профессионалы прогнозируют бурный рост интереса в секторе внешнего и внутреннего стайлинга. Так как белорусы все чаще предпочитают путешествовать на своем авто, будут востребованы багажные системы, автомобильные холодильники, детские кресла и прочие необходимые аксессуары для комфортной поездки.

Тем компаниям, которые уже работают на этом рынке или только собираются на него выйти, следует учитывать изменение предпочтений потребителей. Высокое качество оказываемых услуг, применение элементов стайлинга от известных мировых производителей - только такой подход способен сегодня привлечь клиентов. И, конечно, не следует забывать о различных промо-акциях - участии в выставках, организации шоу и показательных выступлений, других рекламных мероприятий.

Спрос постепенно достигает того уровня, когда к этому бизнесу начинают проявлять интерес крупные компании - торговцы автомобилями. Пока они выходят на рынок лишь с некоторыми услугами по желанию клиента (чаще -тонировка, установка сигнализации, подогрев сидения). В фирменных автосалонах стали появляться отделы аксессуаров для тюнинга. И дилеры, вовремя обратившие внимание на дополнительные услуги, могут рассчитывать на хорошую прибыль. Примеры этому уже есть.

Но основным тормозом развития рынка остается своеобразная ситуация в стране, когда многие состоятельные люди, дабы не привлекать к себе лишнее внимание, не считают нужным покупать дорогие авто, а тем более - их серьезно тюнинговать.

***

Пока в основном тюнингуют машины, которые не жалко

***

Табл. 2

КАКИЕ АВТОМОБИЛИ ПРЕДПОЧИТАЮТ ТЮНИНГОВАТЬ БЕЛОРУСЫ

Марка /количество, %

Honda /19

VW /15

BMW /12

Audi /9

Renaut /9

Mercedes /7

Peugeot /6

Ford /6

Mazda /5

Источник: ИП "Атлант-М Фарцойгхандель"

***

Табл. 3

КАКУЮ СУММУ ГОТОВЫ ТРАТИТЬ КЛИЕНТЫ НА ТЮНИНГ АВТОМОБИЛЯ

Респонденты 25-35 лет

27 500

24 1000

12 200

Респонденты старше 35 лет

24 500

22 1000

12 200

Источник: ИП "Атлант-М Фарцойгхандель"

***

(*) Стайлинг - доработка автомобиля с целью придания ему индивидуального образа, стиля с использованием накладок, решеток, обвесов, индивидуальной оптики, насадок на выхлопные трубы и т. д. Внутренний стайлинг - изменение салона автомобиля при помощи спортивного руля и педалей, насадки на ручку коробки передач и т. п.