На ночь глядя
В Сингапуре состоится первый Гран-при при свете прожекторов
В воскресенье всех любителей автоспорта ждет интереснейшее событие - первая в истории "Формулы-1" ночная гонка. И произойдет это на абсолютно новой трассе в Сингапуре, проложенной по улицам этого островного азиатского города-государства. Так что в один день состоятся сразу две премьеры. Хотя если быть точным, гонку называть ночной не совсем правильно. Скорее она все же вечерняя, так как по местному времени ее старт назначен на восемь вечера. Конечно, это непринципиально, ведь на широтах, где расположен Сингапур, темнеет достаточно рано. Организаторы же гонки придумали, на мой взгляд, достаточно противоречивый рекламный слоган для своего детища: "Светло, как днем". И зачем, спрашивается, тогда нужна была эта затея с гонкой в темное время суток? Впрочем, примеров таких парадоксов, описывая предстоящий Гран-при, можно накопать немало.
Скажем, сама идея городских гонок, неожиданно завоевавшая популярность у боссов "Формулы-1", вызывает все больше вопросов. Особенно после еще одного премьерного этапа этого сезона - Гран-при Европы в Валенсии. Несмотря на отлично подготовленную широкую трассу, зрители увидели довольно скучную гонку с минимумом обгонов и вялой имитацией борьбы за места между гонщиками. Что было тому виной - жаркая испанская погода, незнакомая трасса или летнее отпускное настроение - сказать трудно. Но еще один скучный городской уикенд может заметно охладить интерес к подобным экспериментам у властей предержащих "Формулы".
В Сингапуре болельщики могут не увидеть даже этого. Трибуны временного автодрома, зажатого со всех сторон городскими постройками, открывают вид лишь на небольшой участок трассы. Правда, азиатская электронная промышленность постаралась скрасить тягости просмотра для посетителей. По всему периметру трассы установлены огромные телеэкраны, специальное покрытие которых не создает бликов от искусственного освещения. Но вот с погодой даже продвинутые азиатские технологии пока поделать ничего не могут. А сейчас в Юго-Восточной Азии сезон дождей, так что, наметив гонку на эту дату, организаторы усложнили жизнь и себе, и зрителям.
Впрочем, удобство зрителей - это важная, но не главная забота для организаторов такого масштабного спортивного события. На первом месте, конечно, безопасность участников гонки. Только при условии выполнения всех жестких требований к безопасности трассы власти города смогли получить разрешения на проведение у себя этого беспрецедентного в истории Королевских гонок мероприятия. И прежде всего надо было решить сложную проблему достаточного освещения улиц, по которым проложен маршрут гонки. За разработку и претворение в жизнь сложного технического проекта взялась компания, возглавляемая итальянцем Валерио Майоли. Самое трудное, с чем столкнулись инженеры, - это ограниченность пространства. Использовать высотные мачты освещения не позволяли строения и деревья, окружающие пятикилометровую трассу на всем протяжении. К тому же такой способ освещения не позволял распределять свет ровным потоком, избегая ослепления гонщиков и затененных отдаленных участков.
Поэтому была разработана уникальная односторонняя осветительная установка, которую протянули по всему периметру трассы. На опорах, расположенных в 32 метрах друг от друга, на высоте 10 метров на алюминиевой ферме через каждые четыре метра подвешены 1500 прожекторов, создающие освещенность в четыре раза ярче, чем на обычном стадионе во время футбольного матча. Специальные отражатели позволяют устранять блики даже в дождливую погоду - свет направляется не вертикально, а под различными углами. Так что девиз "Светло, как днем" - это отнюдь не преувеличение. Остается надеяться, что гонка запомнится не только статистическими выкладками об уникальной системе освещения, но и не менее зажигательным действом на трассе.
Кстати, на этой неделе наконец-то пролился свет и над темной историей с наказанием пилота "Макларена" Льюиса Хамильтона после Гран-при Бельгии. Напомним, что сразу после финиша гонки в Спа англичанина, вырвавшего победу в невероятно драматичной концовке, судьи, усмотревшие у него нарушение при обгоне Кими Райкконена, оштрафовали на 25 сек. Это наказание отбросило Льюиса на третье место, а на первое поднялся его оппонент в борьбе за чемпионский титул Фелипе Масса. Рассмотрение апелляции, которую, естественно, подала англо-немецкая конюшня, состоялось на этой неделе. При этом суд Международной автомобильной федерации (ФИА) формально моги не рассматривать протест команды, так как в разъяснении к решению бельгийских маршалов говорилось, что Хамильтон был оштрафован проездом по пит-лейн, но так как решение принималось после финиша, то штраф заменили 25-секундной прибавкой к итоговому времени гонщика. А международный спортивный кодекс запрещает подачу апелляции на штрафы, связанные с проездом через пит-лейн или десятисекундную остановку в боксах.
Однако верховный автоспортивный трибунал решил выслушать представителей "Макларена". Правда, на их решение это повлияло мало. Протест на следующий день все-таки отклонили, вызвав сильное разочарование в стане "серебристых". Но даже несмотря на потерю столь важных очков, Хамильтон по-прежнему остается лидером сезона, на очко опережая Массу. К тому же теперь на стороне Льюиса и моральное превосходство: ведь лишив его заслуженной победы в Бельгии, судьи так и не смогли вразумительно объяснить, что же такого криминального совершил англичанин. Но эта тайна так и осталась покрытой мраком.