Перейти к основному содержанию

Главная      КУДА ВАС, СУДАРЬ, К ЧЕРТУ, ЗАНЕСЛО

КУДА ВАС, СУДАРЬ, К ЧЕРТУ, ЗАНЕСЛО

Дрифтинг - новое увлечение российских гонщиков

Недавно на аэродроме в Тушине прошло шоу для любителей автомобилей - "Автоэкзотика". Специально для мероприятия аэродром переоборудовали в полноценную зону отдыха. Но все же основное внимание было уделено не людям, а автомобилям. На шоу проводились конкурсы ретромашин, показательные выступления современных суперкаров, а также презентации революционных течений в автоспорте. С одним из таких течений "Версия" познакомилась поближе.

Новые виды спорта строятся на нарушении традиционных правил игры. Так появился американский футбол, в котором в мяч играют руками и разрешено почти все, или стритрейсинг, вступающий в непосредственный конфликт с правилами дорожного движения. Один из новых видов автоспорта - дрифтинг - тоже основан на противоречии.

Во время трюков взрываются покрышки

Дрифтинг (от англ, drifting - "занос") - это мастерство фигурной езды в управляемом заносе, после потери сцепления колес с поверхностью дороги. Те, кто занимается дрифтингом, специально добиваются бокового скольжения автомобиля, выполняя при этом головокружительные и опасные трюки. Умение контролировать занос для них - показатель мастерства. Родился этот вид спорта в Японии. Его основателем считается гонщик Кеити Цутия. В конце 70-х годов прошлого столетия он поразил зрителей новым приемом вождения: на кольцевой трассе проходил повороты в управляемом заносе, не теряя драгоценного времени и оставляя позади соперников, приверженцев классического стиля вождения. За это умение ему был присвоен титул "король".

Из Японии дрифтинг перекочевал в США, где сейчас проводятся официальные чемпионаты. Чтобы победить в соревновании, недостаточно прийти первым, очки начисляются также за длительность скольжения на повороте, красоту заносов. Очень высоко ценятся умение дрифтовать на прямой, не теряя скорости, способность плавно переходить из поворота в поворот, удерживая автомобиль в заносе. Эта техника называется choku-dori.

В России дрифтинг стал известен массам после выхода в прокат фильма "Тройной форсаж. Токийский дрифт". В нашей стране в отличие от Японии и США этот вид спорта только начал развиваться и существует пока на любительском уровне. Люди, увлекающиеся им, собираются в клубах любителей японских машин Altezza и Lexus, но пока что движение это довольно разрозненно. Кстати, и на "Автоэкзотике" продемонстрировать свое мастерство в скольжении на заносах московским пилотам не удалось. Организаторы шоу посчитали, что это может быть опасно для зрителей. Вместо полноценного дрифта был показан один из самых зрелищных, но все же статичных трюков - burnout. Пилот по имени Гарик бешено буксовал на асфальте, не трогаясь с места. Из-под колес валил черный дым, толпа ревела и визжала. В итоге с искрами и пламенем взорвались покрышки на автомобиле. После трюка дрифтеры выставили лопнувшие колеса на всеобщее обозрение и написали: "Подайте на новую резину". Народ смеялся; но деньги кидал.

Организаторы автомобильных шоу опасаются за зрителей

Об особенностях и перспективах развития этого вида спорта в России корреспонденты "Нашей Версии" поговорили с Дмитрием Салюковым и Андреем Богдановым, организаторами и активными участниками клуба фанатов Toyota Altezza. "Идея объединить любителей дрифтинга в широкое движение созрела давно. Мы хотим добиться признания его официальным видом спорта, - говорит Дмитрий. - Но на пути развития дрифтинга в России, естественно, возникают сложности. К примеру, далеко не на всех мероприятиях, посвященных автомашинам, разрешается проводить показательные выступления по скольжению, поскольку организаторы автовыставок не могут гарантировать полную безопасность зрителям. Так случилось и на "Автоэкзотике". Потом, для того чтобы устроить официальные соревнования среди спортсменов-дрифтеров, необходимы квалифицированные судьи международного класса, способные оценивать выступления участников по нескольким критериям одновременно".

Но непроработанная система судейства и безопасности не единственная проблема.

Тренироваться дрифтерам-любителям приходится ночью на парковках торговых центров. Для этого необходима большая площадка с хорошим асфальтовым покрытием, а парковки возле больших магазинов освобождаются только к вечеру. Но ночью визг шин и шум моторов тревожат жителей близлежащих домов. Некоторые прохожие останавливаются посмотреть: любуются, аплодируют. Другие - хозяева торговых центров или охранники - просят уехать. Иногда сотрудники ГИБДЦ прогоняют молодых людей в полной уверенности, что на площадке проводятся несанкционированные гонки. Далеко не все понимают разницу между дрифтингом и обычными гонками.

Кстати, несмотря на запрет выступлений перед публикой на "Автоэкзотике", участникам можно было находиться на аэродроме круглые сутки. Дрифтеры немедленно воспользовались раздольем, чтобы лишний раз отточить мастерство. Нам удалось посмотреть на одну из неофициальных тренировок спортсменов. Правда, внезапная гроза загнала всех любителей ночной езды под небольшой навес. Как только дождь закончился, на площадку аэродрома выехали несколько автомобилей. Среди них можно было видеть не только мощных "японцев", но и скромную отечественную "шестерку" и даже "Запорожец".

Резина изнашивается за одну-две тренировки

"На влажном асфальте гораздо легче пустить машину в занос, но намного сложнее ее контролировать, - объясняет Андрей. - Конечно, если постараться, то площадку на одну ночь всегда можно найти. Гораздо сложнее обстоит дело с покрышками, которые изнашиваются слишком быстро - за одну-две тренировки. Изначально ведь автомобиль не приспособлен для езды боком, поэтому обычная резина таких условий не выдерживает".

Черные следы, оставляемые машиной на асфальте во время заноса, смотрятся, конечно, эффектно, но и платить за это приходится немало. Одна хорошая покрышка стоит около $100, а дрифтинг в России еще не признан официальным видом спорта, так что и спонсоров пока нет. Именно "резиновый вопрос" в основном и останавливает новичков. Правда, и здесь нашлось решение. Дрифтеры стали использовать старую резину, которая остается после смены покрышек рядовыми автолюбителями. Так что теперь приоритетная задача нового клуба - организация массового сбора бэушной резины. Ребята надеются, что вскоре благодаря спонсорству появится возможность организовывать соревнования и показательные выступления на высоком уровне с квалифицированным судейством, повышать уровень мастерства молодых российских спортсменов, устраивая мастер-классы с участием зарубежных звезд-профессионалов.

Кстати, уже сегодня наши московские спортсмены могут поспорить в мастерстве с именитыми зарубежными мастерами. Не так давно на автовыставку в Лужниках приезжал европейский чемпион по дрифтингу. Чтобы продемонстрировать свой высокий класс, он во время выступления высунул ногу в окно. Через некоторое время член клуба Altezza Денис (ник - Marseille) повторил этот трюк, но выполнил его на порядок сложнее: в праворульной машине во время рискованного заноса он высунул из окна правую ногу и руку, нажимая при этом на газ непривычной левой ногой.