Перейти к основному содержанию

Главная      Ночные виражи

Ночные виражи

Клубное ралли становится все более популярным в Екатеринбурге

Еще несколько лет назад ночной Екатеринбург будили всполохи фар и ревущие автомобильные двигатели. Таинственные ночные всадники, осыпая запоздавших прохожих бешеным адреналином, неслись в сторону городских окраин. Чувствовалось, что ночным гонщикам не было и двадцати.

Сегодня, говорит призер Уральского федерального округа по ралли, предприниматель Руслан Абдрахманов, нелегальные гонки вышли из моды. Как-то так сложилось, что любители скорости сгруппировались - в зависимости от своего статуса и гоночного опыта, - заявили о себе и составили график спортивных мероприятий, легализовав себя, таким образом, явочным порядком. Власти препятствовать забавам автолюбителей не стали, но и деньгами помогать им тоже не спешат. Про министра спорта области Владимира Вагенлейтнера Руслан говорит уважительно: "Он нам помогает. Тем, что не мешает".

В итоге екатеринбургские раллисты разбились на три группы: в первой собрались обычные "чайники", то есть простые любители на серийных авто; их прямая противоположность - профессионалы с солидным спортивным стажем, которые регулярно участвуют в чемпионатах России на "боевых" машинах; в третью группу вошли те, кто перерос ралли третьей категории, но участие в кубке страны им не по карману (по словам Абдрахманова, участие в выездном этапе чемпионата обходится экипажу в 20 тысяч рублей, не считая переоборудования автомобиля, а это свои расходы: двигатель обходится в 100 тысяч рублей, каркас безопасности - в 15 тысяч, специальные сиденья - в 5 тысяч, ремни безопасности - 3 тысячи, шлем - от 5 тысяч и выше и т.д.).

Именно из-за нехватки денег спортсмены в начале 90-х перестали проводить в Екатеринбурге соревнования. Однако ралли не зачахло: в стране стал подрастать класс "новых буржуа", ради потехи организовавших соревнования на скорость, которые в народе прозвали "директорские гонки". Предприниматели и составили компанию сорокалетним мужикам, которые когда-то в 70-е годы участвовали в автомобильных гонках. В 2004 году в Екатеринбурге вновь стали проводить ралли.

В Свердловской области проходит зимний этап Кубка России. Чтобы как-то подготовиться к нему, уральцы решили организовать клубное ралли. В 2005 году прошли соревнования, состоящие из четырех этапов, на Кубок Уральского федерального округа. В соревнованиях обычно участвуют до 20 экипажей, состоящих из спортсменов, и около 40 - любительских (впрочем, члены клуба любителями себя не считают, и по-'этому их обычно называют "клубниками"). На отдельных этапах собирается и до 250 машин, которые разбиваются на три класса из "боевых", то есть упрочненных, и один класс составляют стандартные.

Гонка происходит как в кино: штурман получает маршрутный лист, ориентируется на местности и командует пилотом, который составляет скоростную стенограмму. Большая часть маршрута проходит в общем потоке, с соблюдением правил дорожного движения. Фишка состоит в умении проходить скоростные участки, которых может быть до десятка. Спецучастки пролегают по федеральным дорогам, которые ради этого перекрываются автоинспекцией. В общей сложности длина участков составляет от 50 до 100 км: кто быстрее всех прошел -тот и победил.

Первыми уходят на трассу спортсмены, которые развивают на отдельных участках до 200 километров в час. За ними идут "клубники", которые притормаживают на поворотах, потому что таковы правила: специально для "любителей" организаторы соревнований вводят временные ограничения, следуя которым водители вынуждены притормаживать, поскольку быстро ехать бессмысленно. И тем не менее люди бьют свои машины и встают на крышу.

Зрелище незабываемое: ночь, прожектора, снег, сосны; железные кони на полной скорости летят чрез трамплин. Одна дорогая иномарка влетает на лесную дорогу, но не успевает славировать между деревьями и на вираже со всего маху ударяется задней частью в дерево. Бампер отрывается и скачет по пятам. Сам покореженный автомобиль утыкается носом в кусты. Из него выходит удрученная бизнес-леди и сокрушенно смотрит на свою покалеченную "лошадку". Даме не позавидуешь, потому что она из тех "любителей", которые участвуют в соревнованиях на стандартных машинах. "Боевым" авто везет больше: у одной машины на полной скорости оторвалось колесо, но спортсмен не только не покалечился, но и умудрился без колеса приехать к финишу не самым последним.

Люди буквально визжат от эмоций, когда с гонщиками что-то происходит. Ради этого они гроздьями облепляют обочины трассы, приводя на зрелище своих детей. Организаторы никогда не забывают про зрителей, специально прокладывая несколько этапов в очень удобных для наблюдения местах. Иногда даже кажется, что некоторые экипажи слишком картинно не вписываются в поворот. Но председатель комитета клубного ралли Руслан Абдрахманов не соглашается: "Мы не специально переворачиваемся. Так получается: это же гонка, эмоции, риск".

Как-то однажды за соревнованиями пришел понаблюдать мэр города Березовского Вячеслав Брозовский. Ему предложили сесть за руль. Он принял предложение и прошел трассу от начала до конца. На одном из этапов не справился с управлением, и машина кувыркнулась через крышу. Брозовский с честью выдержал испытание, которое добавило ему лишь адреналину. С тех пор мэр не пропускает ни одного ралли. В 2005 году его избрали президентом Федерации автоспорта Свердловской области. С его появлением, надеются в "предпринимательском клубе", федерация перейдет в иной статус.

Пока клубные гонки держатся в основном на энтузиазме членов клуба да на спонсорских деньгах. Гонщики-директора согласовывают с властями маршрут, договариваются с ГАИ, платят за работу деньги милиционерам. Похоже, этой практике скоро суждено уйти в прошлое, потому что мэр Брозовский -сам в недавнем прошлом предприниматель - решил поставить увлечение коллег на серьезную ногу. Сегодня, говорит Руслан Абдрахманов, центром автоспорта становится Березовский: здесь пройдет очередной этап Кубка России и мэр Брозовский обещает свое содействие.

Если это случится, вступительный взнос для участников соревнования существенно подешевеет, и тогда, прогнозируют в Федерации автоспорта, клубное ралли станет одним из наиболее популярных увлечений свердловчан.

***

Власти препятствовать забавам автомобилистов не стали